На основе изучения данных получить несколько полезных показателей:
_______ ПЗ+ ОП + ОМ + ОЛН, мин_____
Коэффициент использования рабочего дня = Продолжительность рабочего дня, мин.
Где ПЗ - подготовительно-заключительное время;
ОП - оперативное время;
ОМ - время обслуживания рабочего места;
ОЛН - нормативное время на отдых и личные надобности.
Коэффициент потерь общее количество дней, потерянных по причине отсутствия
времени = Среднее количество работников X число отработанных дней
Коэффициент потерь рабочего времени ____________ ПР - ОЛН, мин____________
по вине работника = Продолжительность рабочего дня, мин
где ПР - перерывы, зависящие от работника.
Коэффициент потерь рабочего времени, ПН, мин_______________
не зависящих от работника = Продолжительность рабочего дня, мин
где ПН - потери рабочего времени, не зависящие от работника.
Коэффициент выполнения Затраты времени на выполнение несвойственных работ, мин
несвойственных работ = Продолжительность рабочего дня, мин
Можно также исчислять коэффициент дисциплинированности работников
Потери времени по вине работника
Кдисц.= 1 - Общее время работы
На основе знания данных показателей можно определить коэффициент возможного повышения производительности труда за счёт устранения потерь времени
ПР - ОЛН + ПН
КППТ = ОП
При анализе использования рабочего времени целесообразно сравнивать динамику часовой, дневной и годовой выработки. Если индекс годовой снижается, то надо искать потери.
Количество работников, хотя бы один раз
не вышедших на работу______________
Коэффициент вовлечённости = Среднее количество работников
|
Коэффициент средней Общее число потерянных дней
продолжительности отсутствия на = Количество случаев невыхода на работу
рабочем месте
Неявки целесообразно анализировать по причинам, которые можно объединить в две группы: разрешённые законом и относящиеся к потерям рабочего времени (простои, прогулы, отпуска с разрешения администрации).
Люди могут отсутствовать по болезни (подтверждаются документами). Причинами отсутствия могут быть отгулы, забастовки, особые случаи, по семейным обстоятельствам, в связи с опозданиями, без разрешения (прогул). Причинами прогулов являются плохая организация работы, монотонность, нехватка оборудования, несправедливость руководства, его некомпетентность, авторитарные методы, агрессивность, жесткость, личные конфликты, неспособность выполнить работу, недостаток общей культуры. С прогульщиками обязательно беседуют, выявляют причины отсутствия. Борьбе с прогулами могут помочь премии за присутствие (но они вынуждают больных не брать больничные листы), улучшение графика работы.
Эффективность использования рабочего времени характеризуется с помощью следующих коэффициентов:
_ О + П_
Кэкстенсивного использования рабочего времени = 1- Д
Где О - число случаев опозданий и нарушений режима;
П - число прогулов;
Д - число отработанных дней.
__ ПН__
Кинтенсивного использования рабочего времени = 1- НЧ
Где ПН - непроизводительные потери по вине работников, в ч;
НЧ - число часов по норме.
Произведение экстенсивного и интенсивного коэффициентов даёт интегральный коэффициент использования рабочего времени.
|
Дополнительно можно осуществлять анализ затрат времени на выполнение свойственных и не свойственных должностным обязанностям функций, а также долю затрат времени на творческую, организационно - административную, формально - логическую и исполнительскую деятельность по отдельным группам работников и на этой основе рассчитывать степень рациональности разделения труда внутренних структурных подразделений.
Распределение времени
Вид деятель ности | Оценка необходимости затрат времени | %общих затрат времени | Цели, достижению которых служит деятельность | Можно ли поручить | Часы и минуты в месяц | Окончательное решение |
Таблица для анализа использования времени
Время начала работы | Время окончания работы | Затраты времени | Категория важности |
Выявление видов деятельности, на которые время тратится впустую (как показывают исследования, таких бывает до 25%), которые могут (возможно с большим успехом) выполнять другие лица, которые отнимают время у других, называется диагностикой времени. Для облегчения последней время, затрачиваемое работниками управления, можно распределить по следующим функциям:
1 обдумывание проблем, выработка решений, подготовка документов;
2 руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, консультирование, оценка их работы, разрешение конфликтов);
3 прогнозирование и планирование на перспективу;
4 подготовка совещаний, выступлений, различных мероприятий;
5 контроль подчинённых;
|
6 осуществление внешних коммуникаций (участие в переговорах, обмене опытом, конференциях).
После группировки работ им даётся оценка на предмет необходимости, целесообразности, соотношения предполагавшихся и фактических затрат времени.
Оценку затрат времени можно проводить, учитывая следующие моменты:
1 общий перечень выполняемых работ;
2 перечень и удельный вес работ, свойственных данной должности;
3 перечень и удельный вес повторяющихся работ;
4 перечень и удельный вес планируемых работ;
5 перечень и удельный вес нормируемых работ;
6 перечень и удельный вес нестандартных и творческих работ.
В процессе анализа определяется, какие факторы обуславливают наибольшие потери времени и являются в этом смысле самыми дорогостоящими, например визиты, встречи, телефонные разговоры, приём посетителей, встречи с подчинёнными и т.п. Их выявление позволяет искать способы изменения структуры затрат времени, которая в наибольшей степени способствовала бы достижению целей, и обуздать самых злостных его расхитителей.
Опыт показывает, что даже если в одном случае из десяти работа руководителя не требовалась, то он не доверяет подчинённым; если момент начала работы был определен спонтанно или на неё затрачено больше времени, чем предусматривалось нормативами, то в организации плохо поставлено планирование.
Основными причинами потерь времени являются:
1 нечёткое определение целей и приоритетов, в результате чего люди не могут правильно сориентироваться в ситуации, а потому берут на себя слишком много либо слишком мало работы, тонут в мелочах;
2 неудовлетворительная организация планирования, не позволяющая менеджеру справиться с распределением времени на выполнение своих дел;
3 неорганизованность и недисциплинированность подчинённых, приводящая к многократной переделке одной и той же работы;
4 отсутствие необходимой информации для принятия решений, в результате чего их приходится постоянно откладывать;
5 нерешительность руководителя, неумение работать с партнёрами, подчинёнными, посетителями, проводить собрания и совещания.