Джахм ибн Сафван и его награда




Он был учеником Джа‘ада ибн Дирхама, но пошёл дальше него и добавил к его заблуждениям свои собственные. Первое: он заявил, что предопределение Аллаха затрагивает все поступки и что человек не имеет права выбора ни в какой ситуации (в этом они разошлись с сектой кадаритов, чьи идеи были диаметрально противоположными). Второе: он убеждал, что иман ‘вера’ —только познание Аллаха (признание, но не вера), а неверие —это незнание об Аллахе. Третье: он полагал, что Рай и Ад не могут существовать вечно и рано или поздно будут уничтожены.Четвёртое: он утверждал, что знание Аллаха о Его творениях появилось после того, как эти творения были созданы, то есть до их создания Аллах не мог ничего знать о них (Аллах далёк от этой лжи). Ибрахим ибн Тахман сказал следующее: «Каждый раз,когда я вспоминал Джахма ибн Сафвана или его упоминали при мне, я обращался к Аллаху с просьбой погубить его». Этого заблудшего убили войска халифа, когда он вместе с Харисом ибн Сурейджей выступил против династии Омейядов. Ибн Касир написал о тех событиях: «…и из них перебили огромное количество людей, среди которых был Джахм ибн Сафван. Один из воинов нанёс ему удар копьём в рот, и Джахмибн Сафван скончался». Это была достойная награда проклятому: рот, из которого вышло столько лжи и заблуждений,пробили копьём.Однако некоторые историки сообщают о том, что Джахмибн Сафван был взят в плен в том сражении и представлен перед Салямом ибн Ахвазом. Джахм взмолился, обращаясь к нему со словами: «На мне лежит доверенность (аманат), переданная мне отцом!» Но Салям ответил: «Он изначально не должен был этого делать, и даже если он сделал это, то я всё равно снимаю с тебя эту доверенность. Знай, что, даже если звёзды спустятся с небес и сойдёт оттуда Иса ибн Марьям, ты всё равно не спасёшься. Знай, что, даже если бы ты сидел в моём чреве, я бы распорол его, чтобы вызволить тебя и убить». После этого приказал Ибн Майсару казнить его, и приговор привели в исполнение.Имам аз-Захаби сказал: «Салям ибн Ахваз казнил Джахма потому, что тот отрицал разговор Мусы с Аллахом».

 

Начало формы

 

Абу Муслим аль-Хурасани

Абу Муслим аль-Хурасани (От арабского названия персидской провинции Хорасан)
Этот человек был жестоким убийцей, маньяком, погрязшим в преступлениях. Ибн Джарир сказал про него следующее: «Он перебил огромное число людей ради того, чтобы к властипришла династия ‘Аббасидов. Он казнил около шестисот тысяч человек, не считая тех, кто был убит им и его воинами в сражениях». Однажды ‘Абдаллаха ибн Мубарака спросили о том, кто лучше — Абу Муслим или Хаджадж, — и он ответил: «Я не скажу,что Абу Муслим был лучше кого-то, но Хаджадж был хуже него». Халиф Мансур написал ему: «Отстранись от нечестия, Абу Муслим, ибо если кто совершает нечестие и преступает границы,установленные Аллахом, на того Он обрушит ранее побеждённых им. Остерегись последовать сунне тех, кто был до тебя, и того, чтобы твоя сунна стала примером для тех, кто придёт после тебя». Абу Муслим ответил Мансуру: «Твой брат Саффах, который выдаёт себя за ожидаемого Махди, приказал мне не вставлять меч в ножны и убивать всех на основе одного только подозрения. Он приказал мне убивать на основании сомнения и ни к кому не проявлять милосердия для того, чтобы люди подчинились вам и ваша власть распространилась на всех. Но впоследствии Аллах внушил мне раскаяние в содеянном и спас меня через покаяние. Он прощает меня, ибо Он всегда прощает кающихся. Если ты накажешь меня, то только за мои грехи, и мой Господь не поступает несправедливо со своими рабами». Мансур написал следующее: «Ты — ослушавшийся преступник: если перед тобой будет выбор из двух дел, ты непременно выберешь то, что хуже, и оставишь праведное. Ты убиваешь так, как убивали только фараоны, и покоряешь так,как это делали только великаны первых поколений. Ты судишь своим нечестивым судом, как это делают нечестивцы и, беря деньги, используешь их не по назначению, занимаясь мотовством».Когда Абу Муслима привели к халифу Мансуру, его заставили отвечать за те преступления, которые он совершил при прошлом правителе, но он не признал эти обвинения. Тогда Мансур спросил его, за что он убил Сулеймана ибн Кассира,Ибрахима ибн Маймуна и других людей. Абу Муслим ответил ему,что сделал это вследствие их ослушания. Мансур в гневе воскликнул: «Горе тебе! Ты убиваешь людей за то, что они ослушались тебя, а я не убиваю тебя потому, что ты ослушался меня?» Затем он сделал страже жест, который означал смертную казнь. Стражи бросились на Абу Муслима со всех сторон, и один из ударов рассёк крепления его ножен. Абу Муслим воскликнул:«О повелитель правоверных! Оставь меня для своих врагов!» Но Мансур ответил: «У меня нет врагов хуже тебя!» Затем стражники добили Абу Муслима и сбросили его тело в реку Диджля. После этой казни Мансур вышел к людям и сказал в своей проповеди: «Люди! Не забывайте благодарить Аллаха за Его милость, и вы получите больше. Если вы забудете об этом, то призовёте на себя Его гнев. Этот несчастный, Абу Муслим, заключил с нами договор о том, что, если кто-то из людей перестанет подчиняться халифу, он убьёт этого лжеца и обманщика. Но сам Абу Муслим нарушил этот договор, и мы поступили с ним так же, как и он поступал с людьми в случае предательства, с теми, кто вышел из подчинения халифу»

 

Абу аль-Хаттаб аль-‘Асади

Этого человека звали Мухаммад ибн Абу Зейнаб. Он был слугой из племени асад, обитающего в Куфе. В начале своего пути в огонь Ада он заявил о том, что он — последователь имама Джафара ас-Садика. Но тот, узнав о заявлении Абу аль-Хаттаба и его крайностях в религии, отказался от него, прогнав от себя. Тогда Абу аль-Хаттаб решил действовать самостоятельно и объявил себя очередным имамом шиитов. За ним последовала часть его сторонников, которые решили, что имамы подобны пророкам, и объявили Абу аль-Хаттаба своим пророком. Абу аль-Хаттаб заявил, что Ад и Рай существуют только в мирской жизни,и Рай — это удовольствия и наслаждения, а Ад — это муки и страдания. Он снял со своих последователей обязанности, предписанные Аллахом, и разрешил им запретное, в том числе и лжесвидетельство. Но конец потоку нечистот из его рта положил наместник халифа Мансура в Куфе, Иса ибн Муса. Он приказал схватить Абуаль-Хаттаба и распять в Куфе для демонстрации всем лжецам.

 

Хузейль ибн Васи‘а

Он попытался исказить суру «Аль-Каусар» («Изобилие»). Однажды к нему пришёл человек, который поинтересовался, как он читает эту суру, и Хузейль продекламировал:
«Мы даровали тебе драгоценности, так молись Своему Господу вслух. Никто, кроме распутника, не остановит тебя». Когда весть об этом несчастном достигла правителя ас-Сакави, он приказал схватить его и распять на столбе в Куфе. В тот момент, когда Хузейль ибн Васи‘а висел на столбе распятый,к нему подошёл тот самый человек, при котором он издевался над Кораном, и прочитал ему стихи, составленные по форме суры «Аль-Каусар»: «Мы даровали тебе столб, так молись Своему Господу без поясного и земного поклонов, сидя. Я не думаю, что ты с него слезешь». Таким было его наказание в мирской жизни за его ложь, которая ведёт к распутству, ведущему в Огонь.

 

Удел лже-Нуха

Ибрахим аль-Байхакы написал в своей книге «Махасин валь-масава» следующее: «Во времена правления Харуна ар-Рашида объявился человек, который заявил, что он есть Нух, пророк Аллаха. Его спросили: он тот Нух, который был, или же другой? И этот человек сказал, что является тем самым Нухом, пророком Аллаха, который 950 лет призывал свой народ к единобожию.Затем он сказал о том, что был ниспослан сейчас к этому народу,чтобы призывать его в течение ещё пятидесяти лет, тем самым доведя общее время своего призыва до тысячи лет. Узнав об этом лжеце, Харун ар-Рашид приказал дать ему некоторое число даров плетьми и распять на столбе. Когда люди проходили мимо него, кто-то из насмешников сказал этому лже-Нуху:“Молитва Аллаха пусть пребудет с тобой, о наш отец! Что же осталось у тебя от твоего корабля, кроме мачты?” — имея в виду столб, на котором тот висел».

 

Бабак аль-Харми

Этот несчастный считал себя последователем лжепророков Мании Маздака, убеждал всех в реинкарнации — переселении душпосле смерти — и разрешил брак мужчины с женщиной и её дочерью. Он родился в результате прелюбодеяния своей матери,Ауры, с ‘Али ибн Маздаканом, который публично признал это и своё отцовство. Также рассказывают, что его мать была из Азербайджана и с ней совокупился один нубиец. Длительное время Бабак проработал наёмным работником в своей деревне,где жили люди из племени хурамия, которые были огнепоклонниками. Один из их предводителей, Джавиндан, однажды заметил, что юный Бабак сообразителен и смышлён, и взял его себе в дом на воспитание. Он выкупил Бабака у матери,а затем поручил своей жене заняться им, и вскоре его посвятилив тайны их религии. Но, когда Бабак подрос, Джавиндана убили в битве сторонники его двоюродного брата. Тогда жена Джавиндана заявила, что своим наследником он назначил Бабака, и люди поверили ей на слово. После того как он стал главным среди этого народа, ряды его шайки пополнились бандитами и разбойниками, примкнувшими к его отряду. Очень скоро это бандитское отребье стало запугивать мусульман в соседних областях. В итоге Бабаку удалось установить контроль над Азербайджаном и другими территориями. На оккупированных территориях он попытался навязать людям огнепоклонство, и правитель Табаристана, Мазияр, открыто перешёл в языческую религию. Этот вероотступник был новообращённым мусульманином, взявшим себе имя Мухаммад, но после отхода в язычество он расторг присягу халифу и стал вместе с Бабаком править Табаристаном, в частности — горной его частью.Халифы Му‘тасым и Ма‘мун потратили огромные средства из государственной казны, чтобы покончить с Бабаком и его сбродом. Против него были отправлены такие полководцы, как Ифшин ибн аль-Хаджиб, Мухаммад ибн Юсуф ас-Сугри, АбуДильф аль-Аджили и многие другие. И в 222 году хиджры халиф династии ‘Аббасидов Му‘тасым решил положить конец бесчинствам Бабака. Он отправил против него огромную армию,во главе которой стоял Ифшин ибн аль-Хаджиб. Только наснаряжение армии в поход было затрачено свыше тридцати миллионов дирхамов. После ожесточённых боёв войска халифавошли в город Баз, столицу земель Бабака. Сам Бабак вместе с семьёй успел скрыться, но вскоре попал в плен к Ифшину. Религия огнепоклонников была в этих местах разгромлена, а её последователи спаслись бегством. Ифшин выступил с пленным Бабаком обратно, и их путь должен был лежать через Самарию.Му‘тасым был настолько заинтересован в получении новостей из армии, что построил сеть почтовых сообщений от Самарии до Хульвана. Поскольку дорога была очень сложной и шла через горные перевалы, зачастую покрытые снегом, то по приказу халифа через каждые семь километров трудной дороги были установлены почтовые станции, на которых всегда были наготове лошади, и гонец, доставлявший послания, менял лошадей на каждой станции, тем самым преодолевая за сутки значительное расстояние. Благодаря этой системе оповещения новость о поимке Бабака была доставлена халифу за четыре дня, хотя подобное расстояние обычно преодолевалось за месяц. Ифшин с пленённым шайтаном Бабаком очень скоро достиг Самарии, но халифу Му‘тасыму так не терпелось взглянуть на Бабака, что он сам добрался туда. Он посмотрел на Бабака, не представляясь ему. Му‘тасым решил, что победу над ним надо возвеличить перед людьми. Для этого он приказал посадить Бабака в шёлковый паланкин на спине слона и в таком виде на следующий день привести к нему. Когда Бабака доставили к Му‘тасыму, он посмотрел на него и позвал бывшего палача Бабака по имени Нуднуд. Его имя прокричали на весь город, и он прибыл. Халиф приказал отрубить ноги и руки Бабака, и палач привёл приговор в исполнение. Затем Му‘тасым дал приказ вспороть ему живот и прикончить несчастного лжеца. Голова Бабака была отправлена в Хорасан для предостережения остальных, а тело распято и оставлено на месте казни. Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Когда подсчитали число жертв Бабака за двадцать лет его власти, оказалось, что их было 255 500. В результате этой операции из плена язычников были освобождены семь тысяч мусульманок и детей, а также шестьсот мужчин, которых вывели из рабства и темниц».Имам Ибн Салих сказал следующее: «Когда подсчитали количество жертв Бабака, их оказалось 1 500 000, но, когда подсчитали тех, кого убил Абу Муслим аль-Хурасани, их оказалось два миллиона».Секта Бабака отличалась рядом правил, среди которых был ежегодный праздник, во время которого мужчины и женщины собирались вместе со спиртными напитками и музыкальными инструментами, а затем в какой-то момент тушили фонари и совокуплялись между собой, кто с кем хотел. Секта Бабакаимела глубокие корни в его народе — он только обновил их религию. В основе эти язычники относили себя к своему правителю Ширвину, который правил этими горами ещё до ислама. Они считали, что матерью этого Ширвина была персидская принцесса, а отцом — негр. Язычники с приходом ислама ещё больше возвеличили Ширвина, возвысив его над всеми пророками, в том числе и Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Они построили в своих селениях мечети мусульман, стали совершать азан (призыв на молитву) и обучать своих детей Корану, но они не совершали пятикратной молитвы, не соблюдали пост и не признавали джихада против врагов ислама. Аллах даровал мусульманам Свою милость не только в том, что Бабак был схвачен и казнён, но также и в том, что затем оставшиеся секты ибахитов (Секты, разрешавшие запрещённое Аллахом) потерпели поражение.Вероотступник Мазияр, правитель Табаристана, недолго властвовал над горами. Халиф отправил послание ‘Абдаллахуибн Тахиру с приказом выступить против Мазияра, и он отправил своего дядю, Хасана ибн Хусейна. После долгих кровопролитных сражений войска Мазияра были разгромлены, а сам он взят в плен. В той же Самарии его били плетьми до тех пор, пока он не испустил дух. Его труп распяли вместе с падалью, оставшейся отраспятого Бабака. Но самое удивительное в этой истории было то, что перед казнью Мазияр заявил: полководец Ифшин приказал своему брату написать ему, Мазияру, письмо, в котором сообщил о победе религии идолопоклонников над их сектой после казни Бабака. Также выяснилось, что Ифшин приказал дать тысячу плетей имаму и муэззину, которые разгромили капище огнепоклонников в Ашрусана и передали его под мечеть.Один из приближённых правителя Синда засвидетельствовал то,что Ифшин при нём ел мясо удавленной скотины и пытался заставить его съесть это мясо, говоря, что оно свежее и нежное.Выяснилось и то, что подчинённые Ифшина писали ему впосланиях: «К богу от его рабов». Но конец этому лицемеру пришёл не из-за перечисленных свидетельств, а потому, что он и его подчинённые решили убить халифа, чтобы не отвечать за разворованные деньги армии. Его наградой стало то, что халиф,узнав про этот заговор, приказал схватить Ифшина и морить голодом до смерти. После этого его труп распяли и сожгли вместе с найденными у него идолами Ибн Джарир сказал, что те, кто был с Зинджем, передали его слова: «Я сделал дуа на жителей Басры, и Аллах ответил мне». Ибн Касир сказал:Нет никакого сомнения в том, что с ним был Шайтан,который наущал его точно так же, как Мусайлиму и других нечестивцев. Когда он уничтожил жителей Басры, этот проклятый сказал своим соратникам:«Утром я сделал дуа Аллаху против жителей Басры, и я увидел, как Басра была поднята для меня между небом и землёй, и я увидел, как её жители умирают от ударов мечей. Я увидел и то, что ангелы истребляют их вместе с моими сподвижниками. Знайте, что мне дарована победа над людьми, и ангелы сражаются на моей стороне. Так утвердитесь, о войска, и помогите мне в моих войнах!» После этого правитель Муваффик написал ему письмо, в котором призвал его вернуться кИстине, но Зиндж из презрения не стал отвечать ему. Тогда Муваффик решил наказать этого безжалостного маньяка и снарядил против него огромную армию из пятидесяти тысяч воинов. Войска двинулись на город Мухтара, где находилась резиденция этого шайтана. В течение года там шли кровопролитные бои, и продолжались они до тех пор, пока войска Муваффикане осадили город. В одном из сражений под стенами крепости мусульманам удалось вселить ужас в сердца врагов Аллаха, когда был уничтожен Бахбуз ибн‘Абдаллах, ближайший соратник Зинджа. В этот момент пыл войск Зинджа упал, и мусульмане штурмом взяли город. Всё имущество перешло к мусульманам как военные трофеи, мужчины города были казнены как пособники шайтана Зинджа, а их дети и жёны попали в рабство. Сам маньяк успел покинуть город и занять оборону в одной из крепостей. Но вскоре под напором армии халифата пал и последний бастион Зинджа, асам он пустился в позорное бегство. По его следу были отправлены лучшие воины с приказом найти и захватить этого преступника. Им удалось догнать остатки войск Зинджа и взять в плен большинство его соратников. Среди пленных оказался Сулейман ибн Джами‘а, правая рука Зинджа, и люди, узнав об этом,благодарили Аллаха и возносили Ему хвалу. После этого сам Муваффик отправился во главе своих воинов за Зинджем и, догнав его, устроил кровавую бойню,которая продолжалась до тех пор, пока не пришло известие, что Зиндж пал в битве. Правителю принесли голову Зинджа, и он попросил привести его соратников, чтобы они сказали, действительно ли это его голова. Как только они засвидетельствовали, что это Зиндж, Муваффик упал перед Аллахом в земном поклоне. Его сын, военачальники и даже слуги также преклонились перед Господом миров в благодарность за эту победу.
После этого Муваффик взял голову Зинджа в свои руки и вышел к людям, чтобы представить им доказательство гибели этого тирана, и люди кричали,ликуя и благодаря Аллаха. Затем он вывел на всеобщее обозрение сына Зинджа, Баклани, и Аббана ибн ‘Алиаль-Мухалляби — главных преступников после их лидера. Весть об уничтожении этого душегуба дошла до Востока и Запада. Затем их вместе с головой Зинджа выставили перед жителями Багдада, и все убедились,что этот убийца получил по заслугам в этой жизни, а наказание в жизни Вечной знает только Аллах…Один поэт сказал о нём следующее: В цепях закованный летит он на дно Ада —И это от Аллаха ему достойная награда.

 

Гибель маньяка Зинджа

В 257 году по хиджре в иракском городе Басра произошли ужасные события, которых потом не могли забыть очевидцы. В тот год войска лжеца Зинджа вошли в город и предались разбою и грабежам, убивая всех на своём пути. После того как они сожгли центральную мечеть Басры, Ибрахим ибн Мухалляби, один из сподвижников Зинджа, призвал оставшихся в живых жителей города прийти к нему, чтобы быть в безопасности и получить гарантии. Но, когда перед ним собралась огромная толпа, он решил, что это — лучшее время для нарушения обещаний, и приказал перебить всех. Сам Зиндж с воинами окружали группу людей, он давал своим подчинённым условный знак убить всех и, глядя на то, как люди умирали под ударами мечей с шахадой на устах, Зиндж истерически хохотал. Эти беспричинные зверства продолжались несколько дней и привели к тому, что оставшиеся в живых обратились в бегство. Зиндж особенно усердствовал в убийстве исламских учёных и передатчиков хадисов, и только после этого приказал поджечь город и его окрестности Ибн Джарир сказал, что те, кто был с Зинджем, передали его слова: «Я сделал дуа на жителей Басры, и Аллах ответил мне». Ибн Касир сказал: Нет никакого сомнения в том, что с ним был Шайтан, который наущал его точно так же, как Мусайлиму и других нечестивцев. Когда он уничтожил жителей Басры, этот проклятый сказал своим соратникам: «Утром я сделал дуа Аллаху против жителей Басры, и я увидел, как Басра была поднята для меня между небоми землёй, и я увидел, как её жители умирают от ударов мечей. Я увидел и то, что ангелы истребляют их вместе с моими сподвижниками. Знайте, что мне дарована победа над людьми, и ангелы сражаются на моей стороне. Так утвердитесь, о войска, и помогите мне в моих войнах!» После этого правитель Муваффик написал ему письмо, в котором призвал его вернуться к Истине, но Зиндж из презрения не стал отвечать ему. Тогда Муваффик решил наказать этого безжалостного маньяка и снарядил против него огромную армию из пятидесяти тысяч воинов. Войска двинулись на город Мухтара, где находилась резиденция этого шайтана. В течение года там шли кровопролитные бои, и продолжались они до тех пор, пока войска Муваффика не осадили город. В одном из сражений под стенами крепости мусульманам удалось вселить ужас в сердца врагов Аллаха, когда был уничтожен Бахбуз ибн‘Абдаллах, ближайший соратник Зинджа. В этот момент пыл войск Зинджа упал, и мусульмане штурмом взяли город. Всё имущество перешло к мусульманам как военные трофеи, мужчины города были казнены как пособники шайтана Зинджа, а их дети и жёны попали в рабство. Сам маньяк успел покинуть город и занять оборону в одной из крепостей. Но вскоре под напором армии халифата пал и последний бастион Зинджа, асам он пустился в позорное бегство. По его следу были отправлены лучшие воины с приказом найти и захватить этого преступника. Им удалось догнать остатки войск Зинджа и взять в плен большинство его соратников. Среди пленных оказался Сулейман ибн Джами‘а, правая рука Зинджа, и люди, узнав об этом,благодарили Аллаха и возносили Ему хвалу. После этого сам Муваффик отправился во главе своих воинов за Зинджем и, догнав его, устроил кровавую бойню,которая продолжалась до тех пор, пока не пришло известие, что Зиндж пал в битве. Правителю принесли голову Зинджа, и он попросил привести его соратников,чтобы они сказали, действительно ли это его голова.Как только они засвидетельствовали, что это Зиндж, Муваффик упал перед Аллахом в земном поклоне. Его сын, военачальники и даже слуги также преклонились перед Господом миров в благодарность за эту победу.

После этого Муваффик взял голову Зинджа в свои рукии вышел к людям, чтобы представить имдоказательство гибели этого тирана, и люди кричали,ликуя и благодаря Аллаха. Затем он вывел на всеобщееобозрение сына Зинджа, Баклани, и Аббана ибн ‘Алиаль-Мухалляби — главных преступников после ихлидера. Весть об уничтожении этого душегуба дошладо Востока и Запада. Затем их вместе с головой Зинджавыставили перед жителями Багдада, и все убедились,что этот убийца получил по заслугам в этой жизни, анаказание в жизни Вечной знает только Аллах…Один поэт сказал о нём следующее:В цепях закованный летит он на дно Ада —И это от Аллаха ему достойная награда.

 

Мухаммад ибн ‘Абд-аль-Маликаз-Зейят

Этот человек был одним из предводителей секты му‘тазилитов,которые пришли к власти во времена аббасидского халифа Ма‘муна. Ему и его группе принадлежала главенствующая роль в пытках и издевательствах над учёными ислама, виднейшим из которых в то время был Ахмад ибн Ханбаль. Мухаммад ибн ‘Абд-аль-Малик был одним из военачальников, отличавшихся особой жестокостью: он изобрёл орудие пытки в виде деревянной бочки, утыканной изнутри гвоздями. Его соратники — Ибн АбуДуад и Абу аль-Вазир — засвидетельствовали, что он был первым человеком, который ввёл этот вид пытки.Но власть сменилась, и халифом стал Муатаваккиль,который раскрыл преступления Ибн ‘Абд-аль-Малика аз-Зайята. Он передал его в руки Ибн Асбата аль-Мисри, который бросил его в ту самую бочку и держал там до тех пор, пока тот не сознался и не указал на разворованное из казны имущество. Но даже после этого Ибн Асбат не выпустил его оттуда.Имам аз-Захаби сказал про Ибн ‘Абд-аль-Малика: «Он был убеждён в том, что Коран сотворён, и говорил, что никогда никого не помиловал, ибо милость — недостаток в характере человека. Но потом его арестовали и бросили в бочку,выстланную изнутри гвоздями, и оттуда он взмолился: “Помилуйте меня!” — но ему ответили его же словами: “Милость— недостаток в характере человека”».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: