Гибель Мухтара ибн Абу Убейда




Мухтар ас-Сакафи был из племени Хаджаджа ибн Юсуфа и носил прозвище «лжец». Он казнил убийц Хусейна и был тем, про которого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Из [племени] сакиф выйдет лжец и убийца» [Муслим]. Этот человек в начале своего пути принадлежал к секте насыбитов, которые ненавидят имама‘Али и обвиняют его в неверии. Но затем он поменял свои взгляды и вступил в секту шиитов, которые превозносят ‘Али ибнАбу Талиба над всеми сподвижниками и даже пророками. После он объявил охоту на всех, кто был в Карбале, когда был убит Хусейн. Этой охотой он успокоил свою душу, думая, что рассчитался со всеми врагами и инакомыслящими. Но этот человек был лжецом: он утверждал, что ангел Джибриль продолжает передавать откровения, и на сей раз — ему. Имам Ахмад привёл историю, рассказанную Рифа‘а аль-Куббани: «Однажды я вошёл к Мухтару, и он бросил мне подушку, сказав: “Если бы мой брат Джибриль не встал с неё, то я бы не дал её тебе”. Как-то раз Ибн ‘Умару рассказали про Мухтара и его слова о том, что откровения ниспосылаются только ему. Ибн‘Умар сказал: “Да, он прав, ибо Аллах сказал:
‹Воистину, дьяволы внушают своим помощникам› (сура 6 ‹Скот›, аят 121)”». Ибн Абу Хатим привёл слова Икримы, который сказал следующее: «Я был у Мухтара,который оказал мне почести и оставил у себя переночевать. В этот же день он попросил меня выйти к людям и поговорить с ними. Я вышел и встретил человека, который спросил: “Что ты говоришь про вахи (Откровения, внушения)?” И я ответил, что откровения бывают двух видов, ибо Аллах сказал: “Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом” (сура 12 “Юсуф”,аят 3); Он также сказал:
“Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов —дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так.Оставь же их вместе с их измышлениями” (сура 6“Скот”, аят 112). Этот человек бросился на меня, но я его остановил, сказав: “Что с вами? Я — ваш гость, который лишь ответил на вопрос”». Приведя эти аяты, Икрима хотел показать, что Мухтар — лишь лжец, к которому нисходят откровения от шайтанов. Имам ат-Табарани рассказывает со слов Анисы, дочери Зейдаибн аль-Аркама, что её отец вошёл к Мухтару ибн Абу Убейду и тот сказал ему: «Если бы я захотел, ты бы увидел Джибриля и Микаиля». Но Зейд ответил: «Ты — потерпевший убыток,ничтожный человек. Ты недостоин перед Аллахом, чтобы Он послал тебе что-то из откровений. Ты — лжец, который врёт об Аллахе и Пророке, да благословит его Аллах и приветствует!» Учёные сообщили о том, что Мухтар открыто проповедовал свои шиитские убеждения, скрывая колдовство, и только приближённым говорил о том, что ему ниспосылаются откровения. У него также был трон, покрытый шёлком, который возвеличивали и почитали как иудейский Ковчег Завета. Ибн Джарир привёл историю про этот трон, сказав: Туфейль ибн Джа‘ада ибн Хубейра рассказал, что он однажды проходил мимо дома своего соседа и увидел у него в доме трон, весь испачканный грязью. Туфейль сказал: «Я задумался над этим троном и затем попросил соседа отдать его мне. Я отправился к Мухтару и поведал о том, что скрывал от него одну вещь, но сейчас мне кажется, что я должен сказать об этом. И я сказал ему, что у меня есть трон, на котором сидел сам Джа‘ада ибн Хубейра и посредством которого ему передавалось знание. Мухтар воскликнул: “Хвала Аллаху! Но почему же ты скрывал это от меня до сих пор? Отправь его мне”. Я вернулся домой и отправил этот трон Мухтару, предварительно обмыв, почистив дерево и умастив его маслом. Мухтар передал мне за этот трон двенадцать тысяч дирхамов, а сам созвал людей на коллективный сбор. Когда все собрались вокруг него, он прочитал проповедь, после чего сказал: “В предыдущих общинах не было такой вещи, подобия которой не существовало бы у нас. Знайте же о том, что у иудеев был Ковчег Завета, с которым иудеи одерживали победы, и это, —он указал на трон, — его подобие”. После этого поднялся Ша‘ас ибн Руб‘и,негодуя, отверг подобное заявление и едва ли не обвинил в неверии того, кто будет возвеличивать этот трон. Он приказал вытащить трон из мечети, сломатьего и выбросить, но его никто не послушал. После этого в городе распространилась весть о том, что приближаются войска Убейдаллаха ибн Зияда, и Мухтар отправил против них своего наместника Ибн Аштара, поручив ему и этот трон, который облачили в шелка и поставили на четырнадцать мулов. После того как они победили Ибн Зияда, убив его самого и разогнав войска,они уверовали в этот “ковчег” настолько, что, возвеличив его, впали в неверие». Туфейль, увидев плоды своего поступка, горько пожалел о содеянном. Эти примеры показывают слабоумие Мухтара и его ложь в стремлении скрыть Истину и привлечь к себе большее количество последователей. После этого Мухтару удалось повлиять на крайних шиитов настолько, что они провозгласили его величайшим доказательством правоты ислама для своего времени. Он и среди них объявил себя пророком, заверив людей в том, что он получает откровения с небес. Но жители Куфы выступили против него, как только распознали в нём колдуна. Тогда он объединился с крайними шиитами и рабами Куфы, пообещав им,что они получат имущество своих хозяев после победы над ними. Их сборище одержало победу над жителями Куфы, они перебили множество людей, и многие попали в плен к Мухтару. Среди пленных был человек по имени Сурака ибн Мардас аль-Барики, который боялся за свою жизнь настолько, что сказал Мухтару, когда его подвели к нему: «Это не вы пленили нас и не вы разбили наши войска — это сделали ангелы на белых конях, которых мы видели над вашим лагерем». Мухтар настолько удивился его словам, что приказал отпустить его, и Сурака присоединился к войскам Мусаба ибн Зубейра в Басре. Будучи вдали от Мухтара, он написал ему послание в стихах, в которых сказал, что видел тех ангелов лишь в своём воображении, и пообещал Аллаху сражаться с Мухтаром до самой смерти
Но заблуждениям Мухтара не было предела, и, когда после поражения от войск Масаба ибн Зубейра люди обвинили его во лжи потому, что Аллах не дал им обещанной победы, Мухтар заявил: «Да, Аллах пообещал мне победу, но это только показалось Ему». После этого Мухтар лично повёл войска против Мусаба ибн Зубейра, и на окраинах Куфы между ними завязался ожесточённый бой. В ходе битвы Мухтару удалось убить Мухаммада ибн аль-Аш‘аси аль-Канди, после чего он произнёс: «Лишь после его смерти моя душа нашла покой, ибо он был последний из убийц Хусейна. И сейчас я презираю смерть и готов встретить её». Его слова подтвердил Аллах, и в этом сражении победу одержали войска Мусаба ибн Зубейра. Мухтар по совету своих сообщников занял оборону в своём замке, и войска Ибн Зубейра осадили крепость Мухтара. Осада затянулась, Мухтар вместе со своими людьми умирал от жажды, поскольку противник отрезал ему все пути к воде. Он и девятнадцать верных ему сподвижников потеряли надежду на успех и стали обсуждать на совете, как им быть дальше. Они пришли к выводу,что необходимо вооружиться всем, что у них есть, и дать последний бой в своей жизни. Сам же Мухтар поклялся в том,что не сойдёт со своего коня и будет сражаться на нём до самой смерти. Он сдержал своё обещание, и Аллах помог ему в этом: на выходе из дворца он столкнулся с двумя братьями-богатырями, сыновьями ‘Абдаллаха ибн Даджаджа из племени ханифа. Господь миров предопределил Мухтару найти свою гибель на остриях мечей этих братьев, и они прикончили его, выбив из седла. После этого они отрезали его голову и положили перед Мусабом ибн Зубейром. Таким образом, перед Ибн Зиядом положили голову Хусейна, голову Ибн Зияда перед Мухтаром, а голову Мухтара перед Мусабом ибн Зубейром, чья голова также вскоре оказалась перед халифом ‘Абд-аль-Маликом ибн Марваном. Тело и душа Мухтара отправились в могилу вкушать все муки её наказания, а имя было выброшено на помойку истории. И если бы не хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Мухтаре, он сгинул бы так же, как и все лжепророки до и после него, чьи имена помнят лишь труды историков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: