Характерные черты древних культур




Общая характеристика

Переход от предыстории к цивилизации

Особенностью становления культуры древних цивилизаций является постепенный переход от доистории к собственно истории: от первобытной эпохи в мифологических образах и представлениях до некого стремительного прорыва, выраженного в духовном озарении и в последующей рационализации мифического опыта. Новое, возникшее в течение нескольких столетий почти одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, предстает в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. На первый план выдвигается ярко выраженное индивидуальное сознание, основанное на рефлексии, культурные традиции развиваются под эгидой индивидуального опыта, осмысления и переосмысления традиции.

Запад, по Ясперсу, в своей древней истории включает три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н.э. и тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, - история иудеев, персов, греков, римлян - до середины первого тысячелетия н. э.

Характерные черты древних культур

Для Древнего Востока и Запада характерны централизации государст­венной власти, наличие бюрократического аппарата, выделение центральной фигуры жреца-царя и института писцов, навык которых передавался по наследству, в то время как в послеосевых культурах письменность приобретала общекультурный статус. Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными.

 

 

2. Культура Древнего Египта

Периодизация

Историю развития культуры Древнего Египта, можно разделить на следующие этапы:

• Додинастический период (V - IV тыс. до н.э.);

• Раннее царство (ок. 3000 - 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;

• Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.), строительство пи­рамид;

• Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.);

• Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;

• Поздний период (XI - IV вв. до н.э.).

С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.

Географические ориентиры

Долина Нила - полоса прибрежных зе­мель шириной от 1 до 20 км. и протяженностью около 700 км., и дельта Нила - вот культурное пространство древнейшей земледельческой ци­вилизации по горизонтали.

Восход(ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход(умирание) солнца - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, поло­водье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх - египетский крест с петлей - можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.

Египта - Кемет (Черная Земля) - по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также ос­мыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: за­гадка, тайна. Другое название - Мера (Страна Наводнений).

Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олице­творенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах - Ра) и вечернего солнца (Атум). Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения - доро­гой. Человек, как солнце, движется по орби­те жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы воз­родиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечи­вала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).

Смерть и рождение - это постоянно возобновляющийся цикл, ох­ватывающий все сущее. Египтянин видел, что солнце - источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (боги­ня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы - бог солнца был верховным сущест­вом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, - эпитет Ра).

С водным чередованием Нила связан календарь египтян и ритм сельскохозяйственной жизни. Год делился на три сезона: «половодья», «всходов» и «сухости», по четыре месяца каждый. О начале года и приближении «половодья» возвещала звезда Сириус, появлявшаяся на небе всегда в одно и то же время - 19 июля. В Дельте же разводили сады, огороды, виноград­ники.

К V - IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем. Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные террито­рии, накапливать запасы воды в водохранилищах.

Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел аб­солютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресур­сы, считались собственностью фараона. Фара­он считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вверял страну своему сыну, царю. Он призван установить божест­венный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле: верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспре­дельной. Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмер­тие.

Египтяне признавали присутствие божественного начала во всех природных явлениях и явлениях общественного порядка. Как вопло­щение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям. Одним из важнейших богов был Птах- бог воды, земли, мирового разума, создатель всего сущего. Он вынес идею сотворения мира в сво­ем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Из растений особенно выделялся лотос. Из неорганической природы более почитались заостренные кам­ни. Воздвижение обелисков стало продолжением такого почитания. Идея верховного триединого бога Пта(х)-Ра-Амон или Хепри-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.

Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под вла­стью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов. С этого полулегендарного со­бытия начинается история Египетского государства. Административ­ное деление страны на номы (номы - общины, связанные с местными ирригационными системами) сохранялось и в объединенном Египте.

Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало воз­ведение пирамид. Самая значительная пирамида - пирамида фараона Хеопса. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2-3 т. Две других «больших пирамиды» - Хефрена и Михерина. Все три пирамиды на­званы одним из семи чудес света.

Главной религиозной доктриной явля­ется вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была доро­гой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокой­ный культ и выражал в себе это стремление.О смысле бытия жители высказались бы примерно так: «Ты живешь, что­бы умереть. И умираешь, чтобы жить».Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше вни­мания, чем гробницам.Каждый человек обладал набо­ром важнейших составляющих:сах - тело человека, шунт - его тень, рен - его имя, ах - его привидение, ба - проявление сущности, ка - душа человека, его бессмертный двойник, аб - его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого те­лом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник вос­стал к новой жизни в стране вечности.

Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иерог­лифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и рос­писи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии, где изображе­ние и письмо тождественны, к идеографии, где рисунок изображает слово и понятие, а затем - к словесно-слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки все более упрощались, аб­страгировались и теряли сходство с предметом.

Для изобразительного искусства древних египтян характерно на­личие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные соору­жения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жиз­ни в царстве мертвых.

Большое распространение получила скульптура. Египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и слу­жили формой для обители душ. Широко известным во всем мире па­мятником является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусер- та III.Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изо­бражающий Тутанхамона с его женой в саду,выполненной на крышке ларца. Скульптурный портрет жены Аменхотепа IV - Не­фертити(XIV в. до н.э.) - одно из самых прекрасных женских изо­бражений в истории мировой культуры. Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изо­бражение существа с головой человека и телом льва.

Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, ус­ловность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная сис­тема пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая де­коративность с симметричным распределением узоров.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: со­суды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.

 

3. Культура Древней Месопотамии

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуре­чье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат в IV тыс. до н.э. Здесь народы воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города.

Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV-III тыс. насчитывалось около двух десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого воз­росло во II тыс. до н.э.

Культура Месопотамии: дворцы царей и культовые со­оружения, жилища земледельцев и ремесленников. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им опосредованно, через царя, последний был его земным подобием.

Шумерская культура оказала существенное влияние на народы всего библейско- гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Ев­ропа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не толь­ко Двуречья, но и явилась духовной опорой иудео-христианского типа культуры. Первая шко­ла, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех час­тях древнего региона.

Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письмен­ность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

С сетью каналов были связаны основные центры образования государств -города. Они возникли на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концен­трировались на осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у бо­лот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. В одном округе возникала три-четыре связанных между собой го­рода, но один из них всегда был главный (уру). В нем был админист­ративный центр общих культов. По-шумерски этот округ назывался ки (земля, место). Он создавал собственный магистральный канал и, пока он поддерживался в надлежащем состоянии, существовал как политическая сила - округ.

Социальная структура шумерского общества делится на страты: земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, воины и жрецы. Правитель (эн, господин, обладатель, или энси) города в начальный период истории Шумера сочетает функции жреца, военного вождя, главы города и старейшины общины. Руководство культом, особенно в обряде священного брака; руко­водство строительными работами, особенно ирригационными и по строительству храмов; предводительство войском, состоящим из лиц, зависимых от храма и собственно от него; председательство в собра­ниях общины и в совете старейшин. Кроме должности главы города, из шумерских текстов известен титул «лугаль» («большой человек»), который переводят как царь, хо­зяин страны.

Гильгамеш. Двумя главными центрами Южного Двуречья с начала раннедина­стического периода были Киш и Урук. Гегемония Урука и воцарение Гильгамеша (пятый правитель I ди­настии Урука) - самые яркие события ранней истории, послужившие основой для мифо-эпических сказаний о походах Гильгамеша за бес­смертием, которое не суждено богами. Гильгамеш стал лугалем в ре­зультате неповиновения и вооруженного сопротивления, не пройдя священного обряда в Ниппуре и не получив права на воцарение.

Клинопись. Предпосылки для возникновения письменности создаются в VII-V тыс. до н.э, когда появляется «предметное письмо»: мелкие предметы из глины и камня геометрической формы: шарики, цилиндры, конусы, диски. Воз­можно, это были счетные фишки. Цилиндр мог означать «одну овцу», конус - «кувшин масла». Счетные фишки стали помещать в глиняные конвертики. Чтобы «прочитать» помещенную там информацию необ­ходимо было разбить конвертик. Поэтому со временем на конвертике стали изображать форму и число фишек. Именно таким образом произошел переход от «предметного письма» к первым рисунчатым знакам на глине - к рисунчатому письму.

Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука: пиктограммы - знаки рисунчатого письма. Пона­чалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иерог- лифику. Но на глине трудно изображать достаточно быстро реальные предметы, и постепенно пиктографическое письмо превращается в аб­страктную клинопись (вертикальные, горизонтальные и наклонные черточки).

Письменность стала великим достижением шумеро-аккадской культу­ры, была заимствована и развита вавилонянами и широко распростра­нилась по всей Передней Азии: пользовались клинописью в Сирии, Персии и других древних государствах, ее знали и использовали еги­петские фараоны. Памятники письменности - две большие груп­пы: собственно шумерские памятники письменности (царские надпи­си, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские(тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумеро­аккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседнев­ная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обо­жествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными по­томками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.

Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника.

Когда шумеры говорят о целостности мира, они употребляют составное слово: Небо-Земля. Изначально Небо и Земля были единым телом, из которого произошли все сферы мира. Разделившись, они не утратили свойств отражаться друг в друге: семь небес соответствуют семи отделам подземного мира. После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств земли и воздуха атрибу­тами мирового порядка.

Сотворение человека - следующий шаг в развитии мироздания: две версии происхождения человека: соз­дание первых людей из глины богом Энки и о том, что люди пробива­лись из-под земли, подобно траве. Каждый человек появляется на свет для работы на богов. При рождении ребенку давали в руки предмет: мальчик получал в руки палку, девочка - веретено.

«Судьба царя». В самом начале шумерской государственности царя выбирали в священном Ниппуре посредством магических проце­дур. В царских надписях упоминается о руке бога, выхватившего луга- ля из множества граждан Шумера. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом и престолонаследие стало нормой государст­венной политики.

«Судьба писца». С пяти-семи лет будущий писец учил­ся в школе («дом табличек»). Школа - большое по­мещение, разгороженное на две части. В первой находился класс, в ко­тором сидели ученики, держа глиняную табличку в левой руке, а тро­стниковый стиль в правой. Во второй части помещения располагался чан с глиной для производства новых табличек, которые изготовлял помощник учителя.

По окончании школы ученик получал звание писца и распределял­ся на работу: государственный писец состоял на службе во дворце, со­ставлял царские надписи, указы и законы; храмовый писец вел хозяй­ственные расчеты, записывал из уст жреца тексты богословского ха­рактера. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи, а пи­сец-переводчик бывал на дипломатических переговорах, на войне.

Жрецы были государственными служащими: обслуживание статуй в храмах, проведение городских ритуа­лов. Женщины-жрецы участвовали в обрядах священного брака. Жре­цы передавали свои навыки из уст в уста и в большинстве своем были неграмотны.

Зиккурат.Важнейшим символом института жречества был зиккурат- храмо­вое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя - местом куль­та живущих на земле людей, нижняя - загробным миром. Зиккураты строились в три или в семь этажей, в последнем случае каждый представлял одного из семи главных астральных божеств.

Верхним миром управляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, оно является местом, откуда исходят законы ми­роздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка.

Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу - создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источ­никами, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную си­лу, мощь и помощь.

Вавилон. Приемником шумеро-аккадской культуры стал Вавилон, цари ко­торого смогли покорить все области Шумера и Аккада. Вавилон нахо­дился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города означает «Врата бога».

При Хаммурапи (1792 - 1750) Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший эконо­мический, политический и культурный центр: Кодекс законов, написанный клинописью на двухметровой каменной стеле. Клинопись становится слоговой, на это время приходится больше табличек с письменами об интеллектуальной жизни в Вавилоне.

Вавилоняне создают новую науку – астрономию: пред­сказывать судьбу, следя за звездами, предсказывать лунные затмения, а через три века стали со­ставлять карты движения солнца и некоторых планет относительно ка­жущихся неподвижными звезд. Вавилоняне заложили научную мате­матическую традицию, используя шумерскую шестидесятеричную сис­тему счисления, разработали математические таблицы и алгебраиче­скую геометрию.

Кодекс законов Хаммурапи.Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Они увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью явля­ется обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги пе­редали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хам- мурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, за­канчиваются обстоятельным заключением.

Законодательство царя Хаммурапи расширило применение принципа «око за око, зуб за зуб» и по отношению к врачу за повреждение при неудач­ной операции. Законы царя Хаммурапи признают одним из самых зна­чительных памятников правовой мысли древневосточного общества.

В законах Хаммурапи отчётливо проступает имущественный ха­рактер законодательства Вавилонского царства. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. Частноправовые документы го­ворят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хамму­рапи из числа «преступников», из числа военнопленных, а также куп­ленных в соседних областях.

Художественная культура

В дописьменный период в месопотамской культуре существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изо­бражения, затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые пе­чати - одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Самые ранние письмена выполнялись в виде рисунков (пикто­граммы) тростниковой палочкой на глиняной табличке, которая потом подвергалась обжигу. На этих табличках помимо записей экономиче­ского характера сохранились образцы литературы.

Древнейшая в мире повесть - это эпос о Гильгамеше. Гильгамеш - первый в истории ге­рой мировой литературы, реальный персонаж, правитель Урука,где просматриваетсясходство с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.

В Шумере впервые в изображении человека могли достичь порт­ретного сходства. В храме Инанны в Ниппуре были найдены гипсовые фигурки, изображающие супружескую пару. В Мари были найдены изображения людей, участвующих в ритуальных актах, проникнутые особым чувством.

В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы- Хаммурами. Сверху на монолите имеется изображение самого царя. Он стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит бог правосудия Шамаш.

 

Культура Древней Индии

Общая характеристика

Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция с 2500 г. до н.э. Система ценностей (ведический период) и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй ин­до-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включаю­щий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути.

Заканчивается ведический период формировани­ем нового концепта - буддизм. Его основоположник - Будда принад­лежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Парал­лельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя Ма- хавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Тысячелетняя культурная традиция на территории Индии, сложилась в тесной связи с религиоз­ными представлениями ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли Веды (второй половине или к середине 2000 г. до н.э.)

Веды (букв. знание, с глаголом уМ - знать в русском языке: ведать, ведение, ведовство) - это древней­шие памятники индийской культуры, составляющие канон откро­вения, которому традиция приписывает божественное происхож­дение. По приданию священное знание Вед легендарные древние про­видцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено меж­ду этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, это ве­ликое начало индийской культуры.

Во втор. пол. III - втор. пол. II тыс. до н.э. в долине реки Инд про­цветала высокоразвитая городская цивилизация: Пакистана и Индии с наиболее крупными центрами в Мохенджо-даро (Синд) и Ха- раппе (Пенджаб).

В хараппске были укрепленные города с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обоженного кир­пича, с храмами, общественными постройками, банями, жилыми двух- и трехэтажными домами, кварталами ремесленников, мощными ирри­гационными каналами. В комнаты по глиняным трубам подавалась во­да, стоки для нечистот проходили под улицами, технически великолеп­но были сооружены огромные бассейны. Жилые дома имели несколько комнат, хозяйственные помещения, места для омовения. Вместо окон в верхней части стены устраивались небольшие отверстия для освеще­ния. Пищу готовили во дворе дома в круглых печах.

В Мохенджо-даро обнаружено большое количество предметов быта из меди и бронзы, гончарные изделия и глазурованная керамика, изделия из слоновой кости, оружие из бронзы. Тонким вку­сом и разнообразием отличались украшения: ожерелья, браслеты, запя­стья, кольца, шпильки, головные уборы из золота, серебра, драгоцен­ных и полудрагоценных камней и раковин. Найдены зеркала из бронзы, косметические инструменты и кусочки косметики, доски для игры в кости, детские игрушки из обожженной глины, выполненные с высо­ким мастерством в точной, реалистической манере передачи оригинала, что говорит об острой наблюдательности и художественном чутье. В Хараппе найдены подлинные шедевры скульптуры и глиптика. По сохранившимся скульптурным произведениям и печаткам можно пред­ставить одежду, прически, украшения людей древней культуры.

На печатях воспроизведены сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям, праздничные и ритуальные церемонии. Найде­но большое количество изображений из обожженной глины богине- матери в тяжеловесных головных уборах и с массивными украшениями на плечах и груди.

Судя по скелетам людей, валяющимся на улицах, города подверг­лись вторжению захватчиков. На одном из кладбищ были обнаружены скелеты людей иного физического типа, чем основное население и вы­сказано предположение о том, что это было кладбище завоевателей. «Разру­шитель крепостей» Индра своей дубиной грома пробивал вражеские крепости, а бог огня Агни сжигал их своим пламенем. В Ригведе: низкорослые, с плоскими носами, чернокожие («черная кожа»), с враж­дебной речью, лишенные богов и жертвоприношений (т.е. не поклоня­ются арийским богам), нужно относить к населению Хараппы и других индских городов. Как считают приверженцы гипотезы об ариях- разрушителях, ведийские тексты свидетельствуют о том, что именно арии разрушили городскую цивилизацию, поскольку имели преимуще­ство в военной сфере, благодаря легким конным колесницам. Они раз­рушили города, не испытывая потребности в их использовании и не будучи в состоянии ими управлять (сами они жили в небольших вре­менных поселениях, вели полукочевой образ жизни).

Ведическая культура охватывает длительный период. Ее начало связывается с появлением ариев, проникших на территорию Индии во II тыс. до н.э., а завершение - с появлением и становлением буддизма в VI в. до н.э. Важнейшие элементы: ре­лигия, ведическая и брахманов (жрецов), сложившаяся в систему брахманизма, аюрведа (наука долголетия), йога, зрелищные искусст­ва. Термином «ведическая культура» характеризуют сумму представ­лений различных племен и народов: арийских, дравидийских, мунда, населения долины Инда III тыс. до н.э.

Брахманы - прозаические тексты теологического содержания, объясняющие ритуал, его проис­хождение и значение, часть ведийского канона, содержащая коммента­рии к Ведам, разъяснение и толкование жертвоприношений. С брахманами тесно связаны араньяки и упанишады - философ­ские трактаты в стихах и прозе, содержащие размышления о природе, боге, человеке, их связи и их месте в мире.

Араньяки - это лесные тексты, составляющие один из циклов ве­дийского канона, содержание которых в основном составляют рассуж­дения о сущности обрядности, подготавливающие переход к более глу­боким философским обобщениям упанишад.

Упанишады составляют заключительный цикл канонического свода Вед, сложившийся в основном в VII - VI вв. до н.э.: проповедуют идеи о предпочтении внешнему ритуалу внутреннего. Сосредотачиваясь на символике обряда, упанишады посвящены связанным с ним, глу­бинным проблемам мироздания и человеческого бытия. С упанишад начинается развитие философской и научной мысли древней Индии.

Риши постигали истину внутренним взором, интуитивно, благодаря природе внутреннего «видения», которая стимулировалась сомой - со­ком растения типа эфедры, или по другой версии гриба-мухомора, из которого приготавливался напиток бессмертия. Сок из растения выжи­мался давильными камнями, а потом пропускался через цедилку.

В поздней части Ригведы говорится, как из тела космического гиганта Пуруши, первочеловека, в результате акта жертвоприношения, были созданы разные элементы вселенной, живого и неживого мира.

Кастовая система выработалась по мере продвижения ариев вглубь Индии и их смешения с автохтонными племенами. В период поздних вед она уже существовала. С этого времени началось и обоже­ствление брахманов.

На основе Упанишад сформировалось шесть основных школ. Для этой культуры характерно слияние философии и религии: Миманса, Веданта, Санкхья, Ньяя, Йога (последователи разработали комплекс приемов для достиже­ния особого духовного состояния - это самоограничения (аске­тизм) и вхождение в состояние глубокой сосредоточенности и со­зерцательности, возможно достижение сверхъестественных способностей путем аскетической практики. В дальнейшем в йоге обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и пре­кращение умственной деятельности), Вайшешика (лейтмотивом брахманизма является понятие о бесконечном круговороте вещей, который есть мировой за­кон, жестоко обуславливающий посмертную судьбу человека его мо­ральным поведением при жизни. Самодисциплина, изучение вед и по­читание брахманов - залог высокого положения в обществе в посмерт­ном возрождении души. В результате перевоплощений, пройдя путь к существованию в наивысшем ранге брахманов, лишь возможно достичь состояния мокши и разорвать круг сансары, т.е. соблюсти тождество Атмана с Брахманом).

Классический буддизм. В VI в. до н.э. начинает формироваться буддизм. Его основопо­ложник - Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царст­вующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, ос­новоположником которого был Махавира. Его сторонники пропове­дуют аскетизм как средство освобождения от кармы, представители одного из направлений джайнизма - дигамбары («одетые сторонами света») требуют отказа от одежды и в конце жизни - от пищи.

Бенареская проповедь: одна жизнь - наслаждения, в которой царст­вует похоть и удовольствие, противная духу и низменная. Другая жизнь добровольных страданий, мрачная и недостойная. Совершенный же познал путь, который лежит посредине, который открывает ум и ве­дет к покою, просвещению и нирване.

Первая есть истина страдания: рождение есть стра­дание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страда­ние, привязанность к желаниям есть страдание.

Вторая истина - источник страдания: жажда к бытию, которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая всюду находит наслаждение, - это жажда наслаждения, бытия и могущества.

Третья - истина о прекращении страдания. Устранение этой жажды через полное уничтожение желания. Через отчуждение, через освобождение от всяческих желаний, через лишение его опоры.

И четвертая - это истина о пути к прекращению страдания через восьмеричный путь. Будда говорит в этой проповеди, что как только ему открылось познание четырех истин в их полной ясности, он понял, что в этом мире, что в мире богов, среди всех существ, аскетов и брахманов, богов и людей, он достиг просветления, буддовости, выс­шего достоинства Будды, пробуждения, и впереди нет рож­дений.

Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственно­стью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авто­ритет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил но­вый путь освобождения: «срединный путь» между крайностями аскетического подвижничества и удовлетворением чувственных желаний; по существу, этот путь заключается в том, что­бы понять “четыре благородные истины" и жить в соответствии с ними. Четвертая благородная истина - практический путь, который ведет к подавлению желаний, именуется обычно «благород­ным восьмеричным путем» спасения.

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и меди­тации.

Здесь точкой опо­ры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее ос­вобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного по­ведения и духовной дисциплины.

Учение Будды получило широкую поддержку и вышло за пределы Индии: Китай, Тибет, Япония, Непал, Бирма, Таиланд, Цейлон, Вьет­нам, Монголия, Камбоджи. Широкое распространение идеи буддизма среди народов получили в своеобразном преломлении согласно разли­чию в образе жизни. Постепенно выкристаллизовались две версии буд­дизма: Махаяна в Индии и Хинаяна в Бирме, Таиланде и на Цейлоне.

В Индии без политических потрясений и религиозных войн буд­дизм уступил место индуизму в XI в., благодаря жесткой варно-кастовой основе индо-буддийской традиции. Во главе государства стояли кшатрии, жрецы пользова­лись огромным влиянием в сельских общинах. Брахман почитался вы­ше кшатрия и его авторитет был непререкаем. Варны не смешивались между собой, рожденный в одной варне прижизненно не мог перейти в другую, что могло произойти только при по­смертном возрождении согласно закону кармы. Четыре варны заложи­ли основу кастового строя в Индии. Приходившие в Индию новые на­роды или пополняли старые касты, или создавали новые. Формирова­лись касты и по профессиональным признакам: кузнецов, каменщиков, моляров и т.д., они жили деревнями, замкнутой жизнью, не мешая дру­гим, имея собственных богов, которых им предлагал обширный панте­он индуизма, берущий свои силы в многовековой индо-буддийской традиции, корневой религиозно-мифологической системой которой были Веды и примыкающие к ним и вытекающие из них историко­религиозные представления. «Рамаяна» - энциклопедия индийской культуры, дающая ключ к по­ниманию сущности индо-буддийской традиции.

Под индуизмом понимают, как правило, совокупность рели­гиозных, мифологических, философских, правовых, этических пред­ставлений, формально связанных с культами основных индуист­ских богов Шивы (шиваизм) и Вишну (вишнуизм).

 

Культура Древнего Китая

В этой культуре (долине реки Хуанхэ, III тыс. до н.э.) переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этико-политическая правовая система и даосизм как религиозно-философский концепт. Концепцию поведения в конфу- цианско-даосистском типе культуры можно обозначить как стратегия примирения, приспособления к миру: к воле Неба, в культе предков и почитании старших младшими, в социальном устройстве, основанном на «сыновней почтительности» и гармонии.

Древнейшие памятники литературы - это «Книга пе­сен» и «Книга перемен» (I тыс. до н.э.). Китайцы научились изготов­лять бумагу, составили карту звездного неба, производили фарфор, шелк; типичным для архитектуры была пагода, а знаковым - сооруже­ние Великой китайско



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: