Общая характеристика
Переход от предыстории к цивилизации
Особенностью становления культуры древних цивилизаций является постепенный переход от доистории к собственно истории: от первобытной эпохи в мифологических образах и представлениях до некого стремительного прорыва, выраженного в духовном озарении и в последующей рационализации мифического опыта. Новое, возникшее в течение нескольких столетий почти одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, предстает в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. На первый план выдвигается ярко выраженное индивидуальное сознание, основанное на рефлексии, культурные традиции развиваются под эгидой индивидуального опыта, осмысления и переосмысления традиции.
Запад, по Ясперсу, в своей древней истории включает три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н.э. и тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, - история иудеев, персов, греков, римлян - до середины первого тысячелетия н. э.
Характерные черты древних культур
Для Древнего Востока и Запада характерны централизации государственной власти, наличие бюрократического аппарата, выделение центральной фигуры жреца-царя и института писцов, навык которых передавался по наследству, в то время как в послеосевых культурах письменность приобретала общекультурный статус. Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными.
2. Культура Древнего Египта
Периодизация
Историю развития культуры Древнего Египта, можно разделить на следующие этапы:
• Додинастический период (V - IV тыс. до н.э.);
• Раннее царство (ок. 3000 - 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;
• Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.), строительство пирамид;
• Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.);
• Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;
• Поздний период (XI - IV вв. до н.э.).
С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.
Географические ориентиры
Долина Нила - полоса прибрежных земель шириной от 1 до 20 км. и протяженностью около 700 км., и дельта Нила - вот культурное пространство древнейшей земледельческой цивилизации по горизонтали.
Восход(ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход(умирание) солнца - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, половодье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх - египетский крест с петлей - можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.
Египта - Кемет (Черная Земля) - по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также осмыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: загадка, тайна. Другое название - Мера (Страна Наводнений).
Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах - Ра) и вечернего солнца (Атум). Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения - дорогой. Человек, как солнце, движется по орбите жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы возродиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечивала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).
Смерть и рождение - это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Египтянин видел, что солнце - источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (богиня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы - бог солнца был верховным существом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, - эпитет Ра).
С водным чередованием Нила связан календарь египтян и ритм сельскохозяйственной жизни. Год делился на три сезона: «половодья», «всходов» и «сухости», по четыре месяца каждый. О начале года и приближении «половодья» возвещала звезда Сириус, появлявшаяся на небе всегда в одно и то же время - 19 июля. В Дельте же разводили сады, огороды, виноградники.
К V - IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем. Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные территории, накапливать запасы воды в водохранилищах.
Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел абсолютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресурсы, считались собственностью фараона. Фараон считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вверял страну своему сыну, царю. Он призван установить божественный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле: верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспредельной. Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмертие.
Египтяне признавали присутствие божественного начала во всех природных явлениях и явлениях общественного порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям. Одним из важнейших богов был Птах- бог воды, земли, мирового разума, создатель всего сущего. Он вынес идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Из растений особенно выделялся лотос. Из неорганической природы более почитались заостренные камни. Воздвижение обелисков стало продолжением такого почитания. Идея верховного триединого бога Пта(х)-Ра-Амон или Хепри-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.
Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов. С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Административное деление страны на номы (номы - общины, связанные с местными ирригационными системами) сохранялось и в объединенном Египте.
Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало возведение пирамид. Самая значительная пирамида - пирамида фараона Хеопса. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2-3 т. Две других «больших пирамиды» - Хефрена и Михерина. Все три пирамиды названы одним из семи чудес света.
Главной религиозной доктриной является вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была дорогой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокойный культ и выражал в себе это стремление.О смысле бытия жители высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить».Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.Каждый человек обладал набором важнейших составляющих:сах - тело человека, шунт - его тень, рен - его имя, ах - его привидение, ба - проявление сущности, ка - душа человека, его бессмертный двойник, аб - его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого телом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восстал к новой жизни в стране вечности.
Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иероглифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и росписи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии, где изображение и письмо тождественны, к идеографии, где рисунок изображает слово и понятие, а затем - к словесно-слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки все более упрощались, абстрагировались и теряли сходство с предметом.
Для изобразительного искусства древних египтян характерно наличие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жизни в царстве мертвых.
Большое распространение получила скульптура. Египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и служили формой для обители душ. Широко известным во всем мире памятником является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусер- та III.Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий Тутанхамона с его женой в саду,выполненной на крышке ларца. Скульптурный портрет жены Аменхотепа IV - Нефертити(XIV в. до н.э.) - одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры. Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва.
Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, условность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная система пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая декоративность с симметричным распределением узоров.
Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.
3. Культура Древней Месопотамии
Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат в IV тыс. до н.э. Здесь народы воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города.
Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV-III тыс. насчитывалось около двух десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого возросло во II тыс. до н.э.
Культура Месопотамии: дворцы царей и культовые сооружения, жилища земледельцев и ремесленников. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им опосредованно, через царя, последний был его земным подобием.
Шумерская культура оказала существенное влияние на народы всего библейско- гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась духовной опорой иудео-христианского типа культуры. Первая школа, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех частях древнего региона.
Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.
С сетью каналов были связаны основные центры образования государств -города. Они возникли на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концентрировались на осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. В одном округе возникала три-четыре связанных между собой города, но один из них всегда был главный (уру). В нем был административный центр общих культов. По-шумерски этот округ назывался ки (земля, место). Он создавал собственный магистральный канал и, пока он поддерживался в надлежащем состоянии, существовал как политическая сила - округ.
Социальная структура шумерского общества делится на страты: земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, воины и жрецы. Правитель (эн, господин, обладатель, или энси) города в начальный период истории Шумера сочетает функции жреца, военного вождя, главы города и старейшины общины. Руководство культом, особенно в обряде священного брака; руководство строительными работами, особенно ирригационными и по строительству храмов; предводительство войском, состоящим из лиц, зависимых от храма и собственно от него; председательство в собраниях общины и в совете старейшин. Кроме должности главы города, из шумерских текстов известен титул «лугаль» («большой человек»), который переводят как царь, хозяин страны.
Гильгамеш. Двумя главными центрами Южного Двуречья с начала раннединастического периода были Киш и Урук. Гегемония Урука и воцарение Гильгамеша (пятый правитель I династии Урука) - самые яркие события ранней истории, послужившие основой для мифо-эпических сказаний о походах Гильгамеша за бессмертием, которое не суждено богами. Гильгамеш стал лугалем в результате неповиновения и вооруженного сопротивления, не пройдя священного обряда в Ниппуре и не получив права на воцарение.
Клинопись. Предпосылки для возникновения письменности создаются в VII-V тыс. до н.э, когда появляется «предметное письмо»: мелкие предметы из глины и камня геометрической формы: шарики, цилиндры, конусы, диски. Возможно, это были счетные фишки. Цилиндр мог означать «одну овцу», конус - «кувшин масла». Счетные фишки стали помещать в глиняные конвертики. Чтобы «прочитать» помещенную там информацию необходимо было разбить конвертик. Поэтому со временем на конвертике стали изображать форму и число фишек. Именно таким образом произошел переход от «предметного письма» к первым рисунчатым знакам на глине - к рисунчатому письму.
Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука: пиктограммы - знаки рисунчатого письма. Поначалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иерог- лифику. Но на глине трудно изображать достаточно быстро реальные предметы, и постепенно пиктографическое письмо превращается в абстрактную клинопись (вертикальные, горизонтальные и наклонные черточки).
Письменность стала великим достижением шумеро-аккадской культуры, была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: пользовались клинописью в Сирии, Персии и других древних государствах, ее знали и использовали египетские фараоны. Памятники письменности - две большие группы: собственно шумерские памятники письменности (царские надписи, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские(тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумероаккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседневная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обожествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными потомками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.
Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника.
Когда шумеры говорят о целостности мира, они употребляют составное слово: Небо-Земля. Изначально Небо и Земля были единым телом, из которого произошли все сферы мира. Разделившись, они не утратили свойств отражаться друг в друге: семь небес соответствуют семи отделам подземного мира. После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств земли и воздуха атрибутами мирового порядка.
Сотворение человека - следующий шаг в развитии мироздания: две версии происхождения человека: создание первых людей из глины богом Энки и о том, что люди пробивались из-под земли, подобно траве. Каждый человек появляется на свет для работы на богов. При рождении ребенку давали в руки предмет: мальчик получал в руки палку, девочка - веретено.
«Судьба царя». В самом начале шумерской государственности царя выбирали в священном Ниппуре посредством магических процедур. В царских надписях упоминается о руке бога, выхватившего луга- ля из множества граждан Шумера. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом и престолонаследие стало нормой государственной политики.
«Судьба писца». С пяти-семи лет будущий писец учился в школе («дом табличек»). Школа - большое помещение, разгороженное на две части. В первой находился класс, в котором сидели ученики, держа глиняную табличку в левой руке, а тростниковый стиль в правой. Во второй части помещения располагался чан с глиной для производства новых табличек, которые изготовлял помощник учителя.
По окончании школы ученик получал звание писца и распределялся на работу: государственный писец состоял на службе во дворце, составлял царские надписи, указы и законы; храмовый писец вел хозяйственные расчеты, записывал из уст жреца тексты богословского характера. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи, а писец-переводчик бывал на дипломатических переговорах, на войне.
Жрецы были государственными служащими: обслуживание статуй в храмах, проведение городских ритуалов. Женщины-жрецы участвовали в обрядах священного брака. Жрецы передавали свои навыки из уст в уста и в большинстве своем были неграмотны.
Зиккурат.Важнейшим символом института жречества был зиккурат- храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя - местом культа живущих на земле людей, нижняя - загробным миром. Зиккураты строились в три или в семь этажей, в последнем случае каждый представлял одного из семи главных астральных божеств.
Верхним миром управляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, оно является местом, откуда исходят законы мироздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка.
Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу - создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источниками, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную силу, мощь и помощь.
Вавилон. Приемником шумеро-аккадской культуры стал Вавилон, цари которого смогли покорить все области Шумера и Аккада. Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города означает «Врата бога».
При Хаммурапи (1792 - 1750) Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр: Кодекс законов, написанный клинописью на двухметровой каменной стеле. Клинопись становится слоговой, на это время приходится больше табличек с письменами об интеллектуальной жизни в Вавилоне.
Вавилоняне создают новую науку – астрономию: предсказывать судьбу, следя за звездами, предсказывать лунные затмения, а через три века стали составлять карты движения солнца и некоторых планет относительно кажущихся неподвижными звезд. Вавилоняне заложили научную математическую традицию, используя шумерскую шестидесятеричную систему счисления, разработали математические таблицы и алгебраическую геометрию.
Кодекс законов Хаммурапи.Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Они увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хам- мурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Законодательство царя Хаммурапи расширило применение принципа «око за око, зуб за зуб» и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции. Законы царя Хаммурапи признают одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества.
В законах Хаммурапи отчётливо проступает имущественный характер законодательства Вавилонского царства. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа «преступников», из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях.
Художественная культура
В дописьменный период в месопотамской культуре существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати - одно из величайших достижений месопотамского искусства.
Самые ранние письмена выполнялись в виде рисунков (пиктограммы) тростниковой палочкой на глиняной табличке, которая потом подвергалась обжигу. На этих табличках помимо записей экономического характера сохранились образцы литературы.
Древнейшая в мире повесть - это эпос о Гильгамеше. Гильгамеш - первый в истории герой мировой литературы, реальный персонаж, правитель Урука,где просматриваетсясходство с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.
В Шумере впервые в изображении человека могли достичь портретного сходства. В храме Инанны в Ниппуре были найдены гипсовые фигурки, изображающие супружескую пару. В Мари были найдены изображения людей, участвующих в ритуальных актах, проникнутые особым чувством.
В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы- Хаммурами. Сверху на монолите имеется изображение самого царя. Он стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит бог правосудия Шамаш.
Культура Древней Индии
Общая характеристика
Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция с 2500 г. до н.э. Система ценностей (ведический период) и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути.
Заканчивается ведический период формированием нового концепта - буддизм. Его основоположник - Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя Ма- хавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Тысячелетняя культурная традиция на территории Индии, сложилась в тесной связи с религиозными представлениями ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли Веды (второй половине или к середине 2000 г. до н.э.)
Веды (букв. знание, с глаголом уМ - знать в русском языке: ведать, ведение, ведовство) - это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение. По приданию священное знание Вед легендарные древние провидцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, это великое начало индийской культуры.
Во втор. пол. III - втор. пол. II тыс. до н.э. в долине реки Инд процветала высокоразвитая городская цивилизация: Пакистана и Индии с наиболее крупными центрами в Мохенджо-даро (Синд) и Ха- раппе (Пенджаб).
В хараппске были укрепленные города с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обоженного кирпича, с храмами, общественными постройками, банями, жилыми двух- и трехэтажными домами, кварталами ремесленников, мощными ирригационными каналами. В комнаты по глиняным трубам подавалась вода, стоки для нечистот проходили под улицами, технически великолепно были сооружены огромные бассейны. Жилые дома имели несколько комнат, хозяйственные помещения, места для омовения. Вместо окон в верхней части стены устраивались небольшие отверстия для освещения. Пищу готовили во дворе дома в круглых печах.
В Мохенджо-даро обнаружено большое количество предметов быта из меди и бронзы, гончарные изделия и глазурованная керамика, изделия из слоновой кости, оружие из бронзы. Тонким вкусом и разнообразием отличались украшения: ожерелья, браслеты, запястья, кольца, шпильки, головные уборы из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней и раковин. Найдены зеркала из бронзы, косметические инструменты и кусочки косметики, доски для игры в кости, детские игрушки из обожженной глины, выполненные с высоким мастерством в точной, реалистической манере передачи оригинала, что говорит об острой наблюдательности и художественном чутье. В Хараппе найдены подлинные шедевры скульптуры и глиптика. По сохранившимся скульптурным произведениям и печаткам можно представить одежду, прически, украшения людей древней культуры.
На печатях воспроизведены сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям, праздничные и ритуальные церемонии. Найдено большое количество изображений из обожженной глины богине- матери в тяжеловесных головных уборах и с массивными украшениями на плечах и груди.
Судя по скелетам людей, валяющимся на улицах, города подверглись вторжению захватчиков. На одном из кладбищ были обнаружены скелеты людей иного физического типа, чем основное население и высказано предположение о том, что это было кладбище завоевателей. «Разрушитель крепостей» Индра своей дубиной грома пробивал вражеские крепости, а бог огня Агни сжигал их своим пламенем. В Ригведе: низкорослые, с плоскими носами, чернокожие («черная кожа»), с враждебной речью, лишенные богов и жертвоприношений (т.е. не поклоняются арийским богам), нужно относить к населению Хараппы и других индских городов. Как считают приверженцы гипотезы об ариях- разрушителях, ведийские тексты свидетельствуют о том, что именно арии разрушили городскую цивилизацию, поскольку имели преимущество в военной сфере, благодаря легким конным колесницам. Они разрушили города, не испытывая потребности в их использовании и не будучи в состоянии ими управлять (сами они жили в небольших временных поселениях, вели полукочевой образ жизни).
Ведическая культура охватывает длительный период. Ее начало связывается с появлением ариев, проникших на территорию Индии во II тыс. до н.э., а завершение - с появлением и становлением буддизма в VI в. до н.э. Важнейшие элементы: религия, ведическая и брахманов (жрецов), сложившаяся в систему брахманизма, аюрведа (наука долголетия), йога, зрелищные искусства. Термином «ведическая культура» характеризуют сумму представлений различных племен и народов: арийских, дравидийских, мунда, населения долины Инда III тыс. до н.э.
Брахманы - прозаические тексты теологического содержания, объясняющие ритуал, его происхождение и значение, часть ведийского канона, содержащая комментарии к Ведам, разъяснение и толкование жертвоприношений. С брахманами тесно связаны араньяки и упанишады - философские трактаты в стихах и прозе, содержащие размышления о природе, боге, человеке, их связи и их месте в мире.
Араньяки - это лесные тексты, составляющие один из циклов ведийского канона, содержание которых в основном составляют рассуждения о сущности обрядности, подготавливающие переход к более глубоким философским обобщениям упанишад.
Упанишады составляют заключительный цикл канонического свода Вед, сложившийся в основном в VII - VI вв. до н.э.: проповедуют идеи о предпочтении внешнему ритуалу внутреннего. Сосредотачиваясь на символике обряда, упанишады посвящены связанным с ним, глубинным проблемам мироздания и человеческого бытия. С упанишад начинается развитие философской и научной мысли древней Индии.
Риши постигали истину внутренним взором, интуитивно, благодаря природе внутреннего «видения», которая стимулировалась сомой - соком растения типа эфедры, или по другой версии гриба-мухомора, из которого приготавливался напиток бессмертия. Сок из растения выжимался давильными камнями, а потом пропускался через цедилку.
В поздней части Ригведы говорится, как из тела космического гиганта Пуруши, первочеловека, в результате акта жертвоприношения, были созданы разные элементы вселенной, живого и неживого мира.
Кастовая система выработалась по мере продвижения ариев вглубь Индии и их смешения с автохтонными племенами. В период поздних вед она уже существовала. С этого времени началось и обожествление брахманов.
На основе Упанишад сформировалось шесть основных школ. Для этой культуры характерно слияние философии и религии: Миманса, Веданта, Санкхья, Ньяя, Йога (последователи разработали комплекс приемов для достижения особого духовного состояния - это самоограничения (аскетизм) и вхождение в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности, возможно достижение сверхъестественных способностей путем аскетической практики. В дальнейшем в йоге обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращение умственной деятельности), Вайшешика (лейтмотивом брахманизма является понятие о бесконечном круговороте вещей, который есть мировой закон, жестоко обуславливающий посмертную судьбу человека его моральным поведением при жизни. Самодисциплина, изучение вед и почитание брахманов - залог высокого положения в обществе в посмертном возрождении души. В результате перевоплощений, пройдя путь к существованию в наивысшем ранге брахманов, лишь возможно достичь состояния мокши и разорвать круг сансары, т.е. соблюсти тождество Атмана с Брахманом).
Классический буддизм. В VI в. до н.э. начинает формироваться буддизм. Его основоположник - Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, основоположником которого был Махавира. Его сторонники проповедуют аскетизм как средство освобождения от кармы, представители одного из направлений джайнизма - дигамбары («одетые сторонами света») требуют отказа от одежды и в конце жизни - от пищи.
Бенареская проповедь: одна жизнь - наслаждения, в которой царствует похоть и удовольствие, противная духу и низменная. Другая жизнь добровольных страданий, мрачная и недостойная. Совершенный же познал путь, который лежит посредине, который открывает ум и ведет к покою, просвещению и нирване.
Первая есть истина страдания: рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание, привязанность к желаниям есть страдание.
Вторая истина - источник страдания: жажда к бытию, которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая всюду находит наслаждение, - это жажда наслаждения, бытия и могущества.
Третья - истина о прекращении страдания. Устранение этой жажды через полное уничтожение желания. Через отчуждение, через освобождение от всяческих желаний, через лишение его опоры.
И четвертая - это истина о пути к прекращению страдания через восьмеричный путь. Будда говорит в этой проповеди, что как только ему открылось познание четырех истин в их полной ясности, он понял, что в этом мире, что в мире богов, среди всех существ, аскетов и брахманов, богов и людей, он достиг просветления, буддовости, высшего достоинства Будды, пробуждения, и впереди нет рождений.
Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения: «срединный путь» между крайностями аскетического подвижничества и удовлетворением чувственных желаний; по существу, этот путь заключается в том, чтобы понять “четыре благородные истины" и жить в соответствии с ними. Четвертая благородная истина - практический путь, который ведет к подавлению желаний, именуется обычно «благородным восьмеричным путем» спасения.
1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации.
Здесь точкой опоры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины.
Учение Будды получило широкую поддержку и вышло за пределы Индии: Китай, Тибет, Япония, Непал, Бирма, Таиланд, Цейлон, Вьетнам, Монголия, Камбоджи. Широкое распространение идеи буддизма среди народов получили в своеобразном преломлении согласно различию в образе жизни. Постепенно выкристаллизовались две версии буддизма: Махаяна в Индии и Хинаяна в Бирме, Таиланде и на Цейлоне.
В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму в XI в., благодаря жесткой варно-кастовой основе индо-буддийской традиции. Во главе государства стояли кшатрии, жрецы пользовались огромным влиянием в сельских общинах. Брахман почитался выше кшатрия и его авторитет был непререкаем. Варны не смешивались между собой, рожденный в одной варне прижизненно не мог перейти в другую, что могло произойти только при посмертном возрождении согласно закону кармы. Четыре варны заложили основу кастового строя в Индии. Приходившие в Индию новые народы или пополняли старые касты, или создавали новые. Формировались касты и по профессиональным признакам: кузнецов, каменщиков, моляров и т.д., они жили деревнями, замкнутой жизнью, не мешая другим, имея собственных богов, которых им предлагал обширный пантеон индуизма, берущий свои силы в многовековой индо-буддийской традиции, корневой религиозно-мифологической системой которой были Веды и примыкающие к ним и вытекающие из них историкорелигиозные представления. «Рамаяна» - энциклопедия индийской культуры, дающая ключ к пониманию сущности индо-буддийской традиции.
Под индуизмом понимают, как правило, совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых, этических представлений, формально связанных с культами основных индуистских богов Шивы (шиваизм) и Вишну (вишнуизм).
Культура Древнего Китая
В этой культуре (долине реки Хуанхэ, III тыс. до н.э.) переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этико-политическая правовая система и даосизм как религиозно-философский концепт. Концепцию поведения в конфу- цианско-даосистском типе культуры можно обозначить как стратегия примирения, приспособления к миру: к воле Неба, в культе предков и почитании старших младшими, в социальном устройстве, основанном на «сыновней почтительности» и гармонии.
Древнейшие памятники литературы - это «Книга песен» и «Книга перемен» (I тыс. до н.э.). Китайцы научились изготовлять бумагу, составили карту звездного неба, производили фарфор, шелк; типичным для архитектуры была пагода, а знаковым - сооружение Великой китайско