(программа «РАННИЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»)
Основное содержание вступительного испытания в магистратуру по программе специализированной подготовки
Поступающие в магистратуру по направлению подготовки 030600 «История» (программа подготовки магистров «РАННИЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ») проходят вступительные испытания в форме конкурса портфолио и собеседования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, составляет 40 баллов.
1. Конкурс портфолио – разновидность вступительного испытания - это конкурс документов, на основании которых оценивается степень готовности абитуриента к дальнейшему получению высшего профессионального образования.
В состав документов могут входить дипломы, сертификаты, программы, свидетельствующие об:
- участии абитуриента в научных конференциях разного уровня (факультетских, вузовских, региональных, всероссийских, международных) (название, организация, время, место проведения, тема доклада);
- участии в конкурсах научных работ, конкурсах грантов, олимпиадах, творческих выставках, экспедициях, зимних и летних школах и других формах учебно-исследовательской и научно исследовательской работы;
- участии в подготовке научных мероприятий (конференций, симпозиумов и т.п.);
- участии в работе студенческого научного общества;
-перечень опубликованных работ и их ксерокопии (если имеются);
- дипломы, сертификаты об уровне владения иностранными языками (если есть). Абитуриент может представить также сведения, подтверждающие получение им именных вузовских, республиканских, федеральных стипендий.
В случае, если абитуриент имеет опыт профессиональной деятельности в области, связанной с тематикой программы специализированной подготовки «Ранние государства Восточной Европы», он может изложить его в свободной форме.
|
Все документы для конкурса портфолио сдаются в приемную комиссию вместе с документами, перечисленными в правилах приема в Удмуртский государственный университет.
Конкурс портфолио включает также позицию «Диплом о высшем профессиональном образовании», который оценивается по двум параметрам:
- по общему среднему баллу диплома;
- по оценке за дипломную работу (для специалистов) и выпускную квалификационную работу (для бакалавров).
2. Собеседование – вторая часть вступительного испытания.
Цель собеседования - выявление способности и готовности соискателя к осуществлению образовательной и исследовательской деятельности в рамках магистратуры, представленных уровнем сформированности общенаучных и профессиональных компетенций.
Задачи собеседования:
- выявить интерес к научным исследованиям в рамках образовательной программы;
-выявить уровень исторических знаний и общей культуры, сформированных в ходе изучения абитуриентами непрофильных направлений и специальностей блоков общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин при обучении в бакалавриате или по программе подготовки специалиста;
- выявить уровень знаний по отечественной истории;
- выявить уровень владения базовым понятийным аппаратом и теоретическими знаниями в области исторической науки.
Собеседование состоит из двух частей: собеседования о мотивах поступления абитуриента на программу магистерской подготовки и собеседования по теме, выбранной абитуриентом из предложенных в данной программе (см. ниже).
|
1. Собеседование о мотивах поступления абитуриента на программу магистерской подготовки «Ранние государства Восточной Европы» предполагает готовность абитуриента ответить на следующие вопросы:
- Какие причины побудили Вас продолжить свое образование и принять решение о поступлении на программу «Ранние государства Восточной Европы»?
- Каковы Ваши ожидания от обучения по данной программе?
- Каким образом Вы планируете использовать полученные знания, умения, навыки (компетенции) в своей профессиональной деятельности?
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее, как в их реализации может помочь обучение по программе?
2. Собеседование по заранее объявленной теме. Его задача - выявить общие предметные знания, умения и навыки по направлению 030600 «История», необходимые для освоения программы специализированной подготовки «Ранние государства Восточной Европы». Абитуриент в свободной форме излагает свое понимание темы. В своем изложении он должен обратить внимание на следующие сюжеты:
- охарактеризовать исторические источники по теме (указать конкретные типы, виды);
- охарактеризовать исследования (научные труды: монографии, статьи) и точки зрения ученых по теме;
- выделить наиболее значимые проблемы, существующие в науке по теме;
- -назвать конкретные даты исторических событий;
- назвать имена конкретных исторических личностей и охарактеризовать их деятельность в связи с темой;
|
- описать наиболее значимые для темы исторические факты (явления, события, процессы);
- высказать собственное видение проблемы.
В процессе вступительного испытания соискатель имеет возможность проявить творческий подход при изложении материала, продемонстрировать логику исторического научного мышления, умения критически оценить проблемные вопросы истории и культуры.
Темы для собеседования:
Тема 1. Источники по истории раннегосударственных образований Восточной Европы. Абитуриент вправе выбрать дляанализа источники по истории любого из раннегосударственных образований (греческие полисы Восточной Европы; Боспорское царство; Скифское царство; «Готская держава»; Аварский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария; Киевская Русь; Русские земли и княжества удельной поры; Золотая Орда; Великое княжество Литовское; Крымское, Казанское, Астраханское, Ногайское ханства; Московское царство). Конкретный вопрос может быть предложен абитуриентом самостоятельно, либо выбран им изрекомендуемого перечня. Рекомендуемый перечень вопросов: Известия Геродота о Восточной Европе; Аппиан о Митридате VI Евпаторе; Античные источники о греческих полисах Северного Причерноморья; Византийские источники о древних славянах; Известия скандинавских саг о Древней Руси; Известия Ибн-Фадлана о руссах, Волжской Булгарии и Хазарии; Известия восточных авторов о руссах и славянах; Византийские источники по Древней Руси; Западноевропейские источники по Древней Руси; Берестяные грамоты; Письменные источники по западному походу монголов; Письменные источники по Золотой Орде (русские, западноевропейские, восточные /по выбору/); Государственный строй Московской Руси глазами иностранцев; Западнорусское летописание; Норманнская проблема по данным археологии; Скифская археология; Археологическое исследование древнегреческих полисов Северного Причерноморья /Ольвия, Херсонес Таврический, Пантикапей, Феодосия /по выбору/); Археология древнерусского города (Новгород, Киев, Ладога, Смоленск, Чернигов, /по выбору/). Возможно указать публикации источников, основные источниковедческие исследования (назвать имена ученых, которые внесли значительный вклад в поиск, выявление и изучение этих источников), охарактеризовать их особенности и познавательные возможности для изучения истории (круг научных проблем, которые решаются на основе этих источников).
Тема 2. Характеристика конкретного исторического события, связанного с историей одного из раннегосударственных образований Восточной Европы (греческие полисы Восточной Европы; Боспорское царство; Скифское царство; «Готская держава»; Аварский каганат; Хазарский каганат; Волжская Булгария; Киевская Русь; Русские земли и княжества удельной поры; Золотая Орда; Великое княжество Литовское; Крымское, Казанское, Астраханское, Ногайское ханства; Московское царство. Абитуриент самостоятельно выбирает любой исторический факт (историческое явление, событие, процесс) из истории указанных этнополитических и государственных образований. Необходимо дать описание этого факта, источников и истории его изучения, проанализировать его. Назвать и проанализировать проблемы, существующие в связи с изучением этого события. При необходимости можно сравнить анализируемое событие с другими. Определить роль, место, значение и исторические последствия этого события в истории Восточной Европы и России.
Тема 3. Дать исторический портрет одного из видных государственных деятелей Восточной Европы. Абитуриент вправе предложить для анализа любого деятеля, известного в связи с историей одного из раннегосударственных (этно-политических) образований Восточной Еропы. При ответе возможно назвать источники, по которым известна деятельность этого человека, труды историков, посвященные этому деятелю, выявить существующие в них оценки и точки зрения, определить научные проблемы, существующие в связи с осмыслением биографии рассматриваемого деятеля, оценить их. При необходимости можно сравнить анализируемую биографию с биографией других исторических деятелей. Определить роль, место, значение и исторические последствия деятельности характеризуемого в ответе исторического деятеля).