Результаты вступительных испытаний (портфолио и собеседования) оцениваются по 100-балльной шкале:
Критерии оценивания портфолио (всего 30 баллов)
1. Позиция портфолио: «Документы о научно-исследовательской работе абитуриента» - максимальная оценка 10 баллов:
Критерии оценки позиции портфолио «Документы о научно-исследовательской работе абитуриента» | Баллы |
Представлены документы, свидетельствующие о научно-исследовательской работе абитуриента | 10 баллов |
Документы не представлены | 0 баллов |
2. Позиция портфолио: « «Диплом о высшем профессиональном образовании» - оценивается уровень успеваемости по диплому - включает две позиции:
Оценка диплома по среднему баллу (рассчитывается как произведение суммы всех оценок диплома о высшем образовании, включая оценку за итоговый государственный экзамен и защиту дипломной (выпускной квалификационной) работы) – максимальная оценка 10 баллов
Оценка за дипломную (выпускную квалификационную) работу – максимальная оценка 10 баллов.
Оценка диплома о высшем профессиональном образовании по среднему баллу | Баллы |
Средний балл до 3, 5 | 2 балла |
Средний балл от 3, 5 до 4, 5 | 8 баллов |
Средний балл от 4, 5 до 5,0 | 10 баллов |
Оценка диплома по оценке за дипломную (выпускную квалификационную) работу | Баллы |
Удовлетворительно | 2 балла |
Хорошо | 8 баллов |
Отлично | 10 баллов |
Критерии оценивания собеседования.
Позиция собеседования «Мотивы поступления абитуриента на программу специализированной подготовки магистерской подготовки «Ранние государства Восточной Европы» - максимальная оценка 20 баллов.
Критерии оценки собеседования о мотивах поступления в магистратуру | Баллы |
Абитуриент не может сформулировать мотивы или формулирует их с трудом | 0 – 5 баллов |
Представленная аргументация формальна | 15 баллов |
Аргументация является полной и убедительной, свидетельствует об осознанном профориентационном выборе». | 20 баллов |
Позиция собеседования по заранее объявленной теме исторического эссе -максимальная оценка 50 баллов
|
Критерии оценивания | Баллы |
Способность четко формулировать объект и предмет темы,ее проблему | 0- 5 баллов |
Наличие в ответе исторической конкретики: исторических фактов, событий, имен, дат, умение их анализировать и сравнивать | 0-10 баллов |
Владение научными понятиями и терминами исторической науки; | 0-10 баллов |
Владение навыками источниковедческого и историографического анализа (указание на исторические источники, ссылка на научные труды, научные концепции и т.п.) | 0-10 баллов |
Умение теоретически и методологически грамотно аргументировать свою позицию | 0-10 баллов |
Лексическая, орфографическая, стилистическая грамотность ответа | 0-5 баллов |
Оценкой 50-40 баллов оценивается ответ, свидетельствующий о полном и глубоком знании фактического материала, историографии, исторических источников, умении четко мыслить, грамотно, логично и корректно излагать собственную точку зрения, о широкой эрудиции абитуриента и навыке активной, творческой работы.
Оценкой 39 - 30 баллов оценивается ответ, в котором, при общем глубоком и твердом знании материала, историографической и источниковой базы, имеются отдельные неточности в изложении, ошибки непринципиального характера.
|
Оценкой 29 – 20 баллов оценивается ответ, в котором абитуриент, показав в целом знание конкретного материала, допустил ряд неточностей и ошибок, не сумел полностью раскрыть тему, не справился с грамотным и логичным изложением материала и не показал достаточного знания историографии и источников по обсуждаемому вопросу.
Оценкой 19 баллов и ниже оценивается ответ, в котором не содержится достаточного фактического материала, имеются грубые ошибки, не раскрыты важные составные части предложенной темы.
III. Источники и литература, которые могут быть использованы при подготовке выбранного вопроса для собеседования ( Абитуриент вправе выбрать литературу для подготовки самостоятельно)..
Учебники, обобщающие труды
История России с древнейших времен до конца XVII века/
Под ред. Л.В. Милова. М., 2010.
История России: народ и власть. СПб., 1997; 2-е изд. СПб., 2001.
Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года. М., 1996 (и последующие издания).
Сахаров А.Н., Буганов В.А. История России с древнейших времен до конца XVII в. М., 1996.
Хрестоматии
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 года / Сост. А.Г. Кузьмин, С.В. Перевезенцев. М., 2004 (https://www.zhmak.info/1151481864-sm-solovev-istoriya-rossii-s-drevnejshix-vremen.html)
Источники
Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я.Н. Любарского. СПб., 1996.
Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. СПб., 2000. Т. 1-17.
Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. М., 1953. Т. 1–3.
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.;Л., 1938.
Геродот. История: В 9 кн.: любое издание (https://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml)
|
Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты, перевод, комментарий. М., 1996.
Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Научн. ред., послесл. и коммент. В.Я. Петрухина. Москва; Иерусалим, 1997; 2003.
Горсей Джером. Записки о России: XVI – начало XVII в. М., 1990.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 3. Восточные источники. М., 2009.
История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. Книга Марко Поло. М., 1997.
Коковцов П. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий / Г.Г. Литаврин, А.П. Новосельцев. М., 1989; 1991.
Лев Диакон. История / Пер. М.М. Копыленко. М., 1988.
Маржерет Жак. Состояние Российской империи. Ж. Маржерет в документах и исследованиях (Тексты, комментарии, Статьи) / Под ред. Ан. Береловича, В.Д. Назарова, П.Ю. Уварова. М., 2007.
Матузова В.И. Английские средневековые источники IХ-ХIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М.,1979.
Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь: Конец XII в. – 1270 г. Тексты, перевод, комментарии. М., 2002.
Московское государство XV-XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев. М., 2000.
Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков: тексты, перевод, комментарий. М., 1993.
Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1985.
Памятники Смутного времени: Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским /Текст подготов. Я.С.Лурье и Ю.Д.Рыков. Л.,1979.
Повесть временных лет / Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. СПб.,1996.
Подосинов А.В. Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты. Перевод. Комментарий. М., 2002.
Проезжая по Московии (Россия XVI–XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.
Путешествие Абу Хамида ал-гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153) / Публ. О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М., 1971.
Российское законодательство X-XX веков. М., 1984–1986. Т. 1-4.
Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.
Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.
Россия и Европа глазами Орудж-Бека Баята Дон Жуана Персидского. СПб., 2007.
Русское историческое повествование XVI–XVII веков. М., 1984.
Свод древнейших письменных известий о славянах: В 2-х т. М., 1994–1995.
Снори Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.
Сокровенное сказание монголов (любое издание).
Стратегикон Маврикия / Изд. подг. В.В. Кучма. СПб., 2004.
Судебники XV–XVI вв. М.;Л., 1952.
Штаден Г. Записки о Московии: в 2 т. Т. 1. Публикация / Пер. с нем. С.Н. Фердинанда; вступ. ст. А.Л. Хорошкевич. М., 2008.
Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники: Тексты, перевод, комментарий. М., 1990.
Интернет-ресурсы:
https://www.vostlit.info/
https://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
Аппиан. Митридатовы войны (https://www.vehi.net/istoriya/rim/appian/mitridat.html).
Иордан. Gettica (https://www.gramotey.com/?open_file=9742411367)