Можно ли научить философии?




К человеку, скользящему по поверхности бытия, находящему удовлетворение в повседневной рутине жизни, философии не достучаться. Не разбить ей скорлупу, если не панцирь, такого существования. Тому, с кем ничего не происходит, кого ничто не посещает, кто по уши доволен своей жизнью, делать в философии нечего. Не приемлет философия и вдохновения по должности, по полученной в университете специальности. Долгий и трудный, выходит, путь у человека к философии. Через многое в жизни надо пройти, а через кое-что и переступить. Кому-то достает на все это сил. Кое-кто останавливается на полпути. Ну а некоторых не хватает даже на первый шаг. Научить философии нельзя, а вот подвигнуть к поискам своей дороги к этому храму - можно. Можно пробудить или возбудить интерес к творческой самостоятельности, взыскательности и свободе мышления, выявлению и углублению своего Я, к искусству строить свою жизнь благоразумно, осмысленно и перспективно. Главное - путь к философии никому не заказан. Убедить в реальности этого пути, раскрыть основные "технические" правила движения по нему, как раз и призвана философия как учебная дисциплина. важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать:

Важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать:

  • чем философское знание отличается от всякого иного?
  • как организовано это знание, то есть как философия "устроена"?
  • как получено философское знание и как оно развивается?

ФИЛОСОФИЯ зарождается во втором тысячелетии до н. э. в странах Древнего Востока – Индии и Китае. Свою классическую форму приобретает в Древней Греции. Начальный этап развития философии характеризуется накоплением знаний об окружающем мире. Древние философы были универсалами научного знания. Они занимались математикой, физикой, астрономией, медициной историей, психологией и т.п. Поэтому философия в древности называлась «наукой наук».

В средние века произошел процесс дифференциации наук. Каждая наука стала разделять круг вопросов, которые она будет изучать. Постепенно определился и предмет изучения философии. Философия становится наукой о наиболее общих законах развития человека, человеческого общества и мышления.

Что такое "мир"? Мое ближайшее окружение? Земля? Вселенная? Что дальше?
В обыденной жизни мы можем вкладывать в это слово различный смысл. Философия же рассматривает "мир" в предельно общем значении - как все, что существует, все, с чем человек может так или иначе взаимодействовать. Для обозначения этого "всего-существующего" она использует такие категории, как "бытие", "природа", "материя". Наибольшей универсальностью обладает категория бытия. Наука, изучающая бытие называется онтология (ontologie; от греч. on – сущее и logos – учение). Впрочем, под бытие попадает и сознание - оно ведь тоже существует. Но существует весьма специфически, особо, что и позволяет противопоставлять его всему остальному.
Когда мы говорим о "человеке", то нам, в данном случае, безразлично, кто он: мужчина или женщина, юноша или старец, русский или американец. Важно лишь то, что он наделен способностью воспринимать внешний мир, контролировать свое поведение, обладает разумом, чувствами, волей. Все это вместе взятое и называется духом, мышлением, сознанием.
Под "местом" мы, разумеется, имеем в виду не географическое положение, не пространственно очерченное место, а всегда конкретную включенность человека в систему связей, отношений, взаимодействий, которые существуют между ним и окружающим миром.

Формируется основной вопрос философии, который философы формулировали по-разному.

Ф. Энгельс основным вопросом философии считал вопрос об отношении мышления к бытию. По его мнению, он имеет две стороны:

- что первично — материя или сознание?

- познаваем ли окружающий мир?

Вопрос о первичности не означает, что возникло раньше, или что возникло из чего. Речь идет об отношении мышления к бытию. Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении дух типов реальности – объективной и субъективной.

В зависимости от ответа на этот вопрос философия делится на два основных направления - материализм и идеализм.
Материализм означает признание первичным внешнего мира, природы, материи, а вторичным - сознания. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание же есть отражение объективного мира в мозгу человека. В применении к обществу материализм исходит из первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Под общественным бытием понимается материальная жизнь общества, а более точно, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства.
Идеализм объявляет первичным сознание (индивидуальное или надиндивидуальное, в виде Мирового духа, например), а материю, внешний мир считает вторичным, производным от сознания.. Различают субъективный и объективный идеализм, метафизический и диалектический материализм.

Субъективный идеализм – внешний мир, вещи существуют благодаря ощущениям человека, являются продуктом его жизнедеятельности.

Объективный идеализм рассматривают мир как продукт саморазвития какого-то высшего начала (мировой разум, мировая воля, Бог).

Материализм и идеализм – это монические учения (монизм – учение, основывающееся на признании одного первичного начала). Существует и дуалистическая концепция – учение, считающее, что материя и сознание являются независимыми субстанциями.

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Материалисты, а также часть идеалистов убеждены, что мир познаваем. Для материалистов логика познания есть всегда отражение логики самого предметного мира.

Иммануил Кант сформулировал основные проблемы философского знания так:

- что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я могу надеяться?

- Что такое человек?

В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «Человек - мир».

Скептицизм сомневается в достоверности наших знаний о мире.

Агностицизм («а» - не, «gnosis» - знание) отрицательно отвечает на вопрос о познаваемости мира.

В философии существует два метода познания: метафизика и диалектика

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

. Если знание философское, то оно непременно и мудрое. Мудрость, видимо, можно считать самым существенным признаком философского знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: