![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Современная медицина представляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасль научного знания. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально- политических и правовых норм человеческого общежития. Со времени возникновения экспериментирующего естествознания она в своем теоретизировании исходила из принципов механики, физики и химии.
Со второй половины 19 в. медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь биологии. Наиболее распространенные воззрения в сфере философских вопросов современной медицины исходят из принципов теоретической и методологической общности биологии и медицины. Однако основополагающие понятия медицины — здоровье, норма, болезнь, этиология, патогенез, нозологическая единица и др. — пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Несомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство, связывающее в неразделимое целое всех пяти основных форм движения материи. Именно поэтому медицина, опираясь на известные закономерности низших форм движения материи, может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики. Например, баллистокардиография, физики - электрокардиография, различные методы физиотерапии и химии - клинико-лабораторные анализы. Причем в разработке методов диагностики и терапии главная проблема заключается в раскрытии нормативно-физиологического или патологического значения механических, физических и химических свойств и процессов и организме, производных от закономерностей целостной жизнедеятельности. Норма — это определенный интервал между социобиологическими константами функционирования организма человека, а следовательно, это конкретное выражение меры как единства количественной и качественной определенностей объекта. Поэтому и выработка методологически правильного подхода к определению индивидуальной нормы возможна только с учетом этого обстоятельства.
Методологические проблемы стратегии и тактики диагностики также становятся весьма трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свой индивидуальный опыт клинициста, который всегда ограничен. Но если он приобретает логическую культуру, овладевает законами и правилами диалектической логики (философской науки о законах и формах познающего мышления), то он становится на голову выше самого себя. Овладение логикой формирует у врача навык обращать внимание и критически оценивать собственные рассуждения, т.е. вырабатывает у него рефлексию. Только тот человек, который способен критически взглянуть на свои собственные рассуждения, может считаться интеллектуально развитым.
Проблемы врачебной этики и деонтологии могут быть правильно поняты также лишь в тесной связи с философской теорией нравственности.
Резюме
1. Мировоззрение отражает взгляды человека на мир. Оно формируется под влиянием эмоций, воли, убеждений, сомнения, знания.
2. Историческими типами мировоззрения являются мифология, религия, философия.
3. Философия – высший тип мировоззрения. До ХХ в. она называлась «наукой наук», изучавшей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В XX в. философию стали называть «учением о мудрости».
4. Основными проблемами философии немецкий философ И. Кант считал:
- что я могу знать?
- что я могу делать?
- на что я могу надеяться?
5.Ф.Энгельс основным вопросом философии назвал вопрос об отношении сознания к бытию:
- что первично материя или сознание?
- Познаваем ли мир?
6.В философии традиционно выделяют два направления: идеализм и материализм.
5. Философы признают познание мира; агностицизм отрицает полное познание мира, скептицизм – сомневается.
6. Диалектика как метод познания мира изучает мир в постоянном движении и развитии; метафизика рассматривает мир как малоподвижный и повторяющий в развитии предыдущие этапы.
7. Философия является частью человеческой культуры и отражает основные этапы ее развития.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Как понимается системность применительно к философскому знанию?
2. Что такое мудрость?
3. Перечислите основные символы философской мудрости.
4. В чем состоит специфика философских проблем?
5. Рефлексия - что стоит за этим понятием?
6. Что понимается под гуманистичностью философского знания?
7. Что означает первичность в так называемом основном вопросе философии?
8. Оправдана ли, а если да, то чем материалистическо-идеалистическая оппозиция в философии?
9. В чем принципиальное отличие монизма от плюрализма?
10. Развивается ли философское знание?
Глоссарий
Материализм - философское направление, которое началом мира считали природу, материю, существующие вне нашего сознания.
Идеализм – философское направление,утверждающее что духовные ценности существовали до природы, материального бытия и породили его.
Объективный идеализм – философское направление, которое считает внешний мир продуктом высшего духовного начала (мировой разум, мировая воля).
Субъективный идеализм - направление, считающее, что внешний мир и вещи существуют благодаря сознанию человека. Мир – отражение человеческих ощущений.
Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достижения истины.
Скептицизм – сомневается в возможности познания истины.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, а не с точки зрения их взаимосвязанности, игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития.