Гобелен в постсоветское время




Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.


1. Историческая часть

История гобелена

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Начало формы

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

Конец формы

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

Гобелен в постсоветское время

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.


2. Современный гобелен

Начало формы

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Скачать архив | Похожие работы

Конец формы

Гобелен в современном интерьере очень популярен. Этот материал как предмет декора жилого помещения существует уже около пяти тысяч лет. Еще в древнем Египте была известна технология производства гобелена. Как говорят эксперты, ее сущность не сильно изменилась с того времени. Естественно, на смену кропотливому ручному труду пришли машины, штампующие бездушные копии текстильных панно, которые не отличаются друг от друга.

Но тенденции современного мира таковы, что в наши дни потребители испытывают потребность в большом количестве авторских, сделанных вручную, гобеленов. Эти веяния появились и в России. В наши дни в Санкт-Петербурге идет восстановление исконно-русских технологий, старинных мастерских, где несколько веков назад мастера несколько месяцев работали над одним произведением. Однако, во времена наших прабабушек гобелены практически не выполняли декоративной роли. Если и вешали гобелен на стену, то лишь для того, чтобы сохранить тепло в доме.

Шторы из гобеленов с обыкновенными орнаментами выполняли ту же роль. Ковры, одеяла и подушки, скатерти - и тут гобелен имел очень широкое применение. Для таких целей применялись гобелены без сложных рисунков и орнаментов, немарких тонов. Изделие ткалось из плотных и прочных ниток. Такие гобелены служили в какой-то степени даже стенами, разграничивая пространство больших жилых помещений.

Подобные приемы используются и в современных интерьерах, лишь принципиально поменялась точка зрения на гобелен. Он все больше утрачивает свою функциональность, превращаясь в самостоятельный декоративный элемент интерьера.


2.1 Гобелен в интерьере

Достоинство гобелена в том, что он подходит практически для любого интерьера, панно не ограничивает дизайнеров в том, какой стиль выбирать, на какое время ориентироваться. Если вы вознамерились оживить свой интерьер, придайте ему актуальности с помощью гобелена. Ведь это, наверное, наиболее простой и в тоже время самый модный способ привнести изюминку в свой дом.

Гостиная - традиционно наиболее большая комната в доме и в ней обычно не так много мебели. Это своеобразная визитная карточка всего дома, по которой можно говорить о состоятельности и вкусах хозяев дома.

Большое пространство гостиной не нагружается мебелью, как остальные комнаты. Обычно тут ставят мягкую мебель и небольшие столики. Стены при этом остаются открытыми. Это пространство прекрасно подходит для различных произведений искусств, в том числе и крупного размера. Это могут быть копии старинных гобеленов или вытканные копии известных картин. Причем настенные панно оформляются массивными багетами.

В оформлении кабинета актуальны панно небольшого размера, представляющие ансамбль на стенах. Необходимо только выбрать подходящую тематику - столицы Европы, различные цветочные этюды, натюрморты. Всегда в моде геральдические мотивы (герб, коронованный лев, традиционная для средневековья лента с девизом рыцаря, королевская лилия). Это позволит внести в помещение атмосферу серьезности и вдохновит на новые победы. Надо помнить и о том, что гобелены - это роскошное дополнение к мебели из ценных пород дерева, которая нередко встречается в кабинетах.

Плотная структура гобелена позволяет применять его на открытом воздухе в течение длительного времени. Красочные скатерти, накидки, чехлы на подушки и мебель сделают ваш внутренний дворик еще уютнее. Актуальные садовые мотивы в изображении на гобеленах - это различные цветы, животные, натюрморты.

Спальня - место для экспериментов с фактурой гобелена. Тут можно применять как тонкие гобелены ручной работы, так и драпировки "грубой" работы, для обивки мебели. Многие люди любят мягкие, приглушенные тона для спальни, но имеются и исключения, желающие видеть у себя яркие краски в интерьере. Покрывала и подушки являются неотъемлемой частью любой спальни и должны быть сделаны в одном стиле.

На кухне у нас должно быть буйство красок, заряжающее энергией на весь день. Как и в саду, на кухне допустимо использование сложнофактурных, плотных гобеленов. Это и скатерть, и накидки на стулья, и яркий натюрморт в рамке на стене. Все это добавит на кухню домашнего уюта и тепла.

Детская - самая яркая комната в доме, в которой все время царит легкий беспорядок. Наполняя эту комнату обилием текстильных изделий, вы не только предотвращаете болезненные падения малышей, но и позволяете фантазии ребенка проявить себя. Естественно, не должно быть серьезных тем, ребенка могут окружать герои любимых сказок и насыщенные цвета.

Подушки с эльфами, покрывало с картинкой из "Белоснежки и семи гномов", красочное панно с изображением Красной Шапочки и волка, придадут волшебную и добрую атмосферу в детской комнате.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: