В результате топографических и климатических особенностей карты Китая, только 10% земель пригодны для растениеводства. Из них более половины неорошаемые, остальные разделены приблизительно поровну между площадями, отведенными под рис и искусственно орошаемыми землями. До 1980-х гг. около 80% населения Китая напрямую зависели от сельскохозяйственной деятельности. Правительство всемерно поощряло развитие занятости населения в смежных отраслях экономики: торговле, транспорте, кустарном производстве. Уже к середине 1980-х гг. непосредственно растениеводство и животноводство составляли менее половины всей сельскохозяйственной продукции. Перед страной остро встала проблема разрушения почв и лесов. Программа восстановления лесных массивов провалилась: вырубка лесов шла опережающими темпами. Основные лесные ресурсы Китая находятся в Цилиньских горах и на Юннаньском плато. Западный Китай (Тибет, Синьцзян-Уйгурский район) имеют небольшое сельскохозяйственное значение, здесь преобладает животноводство и ирригируемое земледелие. Основная продовольственная культура рис выращивается преимущественно в южных провинциях страны. Урожаи риса здесь собирают по два раза в год. На Севере культивируют пшеницу, а в центральных провинциях посевы риса и пшеницы представлены в равной степени. На Северо-Востоке Китая выращивают просо и гаолянь. Большая часть урожая ячменя собирается на Северо-Востоке и Севере страны; здесь же выращивают сою. В центральных и северных районах - кукурузу, на Юго-Востоке - чай. Хлопок выращивают в центральных и, в меньшей степени, на Юго-Востоке и на Севере Китая, в южных и центральных провинциях - табак. Сельское хозяйство механизировано слабо, но значительных прогресс был достигнут в искусственном орошении земель.
Животноводство в Китае имеет приоритетное развитие. Китай - главный в мире производитель свинины, домашней птицы. Начиная с середины 1970-х гг. правительство поощряло увеличение поголовья скота. Китай - традиционно рыболовецкая держава. Ведется интенсивный лов морепродуктов в прибрежных морях и внутренних водоемах. В последнее время развитие получило искусственное разведение креветок, идущих на экспорт.
С середины 80-х по конец 90-х годов произошло неуклонное снижение экспорта сырья (его доля в совокупном экспорте уменьшилась в 4,5 раза). В настоящее время Китай экспортирует уголь (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Японию), до половины экспорта составляет продовольствие овощи, фрукты, рыба, морепродукты (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
Все железные дороги Китая принадлежат государству и находятся в ведении Министерства путей сообщения. Основные железнодорожные направления: Северо-Восточный район (сеть дорог была построена русскими и японцами до 1949 г.) и внутренние линии, соединяющие Юг и Север и Запад и Восток страны соответственно. Кроме того, государству принадлежит множество небольших дорог, соединяющих шахты, фабрики, фермы, леспромхозы. Правительство стимулирует развитие местного железнодорожного строительства с целью стимулирования экономического развития провинций. Долгое время основным грузом железнодорожных перевозок был уголь. Неравномерность распределения угольных бассейнов вызвала необходимость транспортировки больших объемов топлива с Севера на Юг страны. Увеличение добычи нефти и газа привело к дополнительному росту строительства дорог. После 1949 г. стало развиваться строительство железных дорог в труднодоступных западных районах.
Самое поразительное достижение автодорожного строительства - Тибетское шоссе - самое высокогорное и протяженное шоссе в мире. На самом деле это система из трех автодорог, соединяющих Тибетский автономный район с провинцией Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай. Постоянно идет строительство автодорог в сельской местности, что должно стимулировать оптовую торговлю, развитие рыночных отношений и тесную интеграцию сельских районов с промышленными центрами.
Обширные территории Китая способствуют развитию именно авиационного транспорта. Китайская гражданская авиация подразделяется на две категории: общего назначения (перевозка пассажиров и грузов) и специальную (научная, сельскохозяйственная и т. п.). На протяжении 8 700-мильного побережья Китая расположены около 100 крупных и малых заливов, действует около 20 глубоководных портов, свободных ото льда круглый год. Выделяют две навигационные зоны Китая: северную и южную. северная - от Амоя до Корейской границы (крупный порт - Шанхай), южная - от вьетнамской границы до Амоя (крупный порт - Кантон). Крупнейший порт Китая - Шанхай отошел на второй план после включения в состав Китая в 1997 г. Гонконга. После 1961 г., когда Китай образовал океанское пароходство, была проведена модернизация старых портов, построены новые порты. Много внимания уделяется развитию механизации грузоперевозок.
Телефонная связь Местные и международные линии становятся все более доступными для граждан, внутренние линии обслуживают в основном крупные города, индустриальные и торговые центры.
Перспективы развития
На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько направлений основных преобразований, реализация которых определит экономическое развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.
Однако у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек.
Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрастной структуры. Прежде всего это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.
Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).
Задача преодолеть нищету представляет чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры, чрезмерная зависимость от внешней помощи.
Официальные прогнозы развития страны на 2000-2050 г. весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.[9]
Список используемых источников:
1. Булатов, Мировая экономика, Москва, 2003
2. Географический портал «Весь мир» https://allworld.wallst.ru/ https://www.china.org.cn
3. Колесов, Мировая экономика. Экономика зарубежных стран, Москва,2000
4. Лавров С.Б., Экономическая социальная и политическая география мира. Регионы и страны, Москва, 2002.
5. Николаев, Мировая экономика, Москва, 2000.
6. Рыбалкина В.Е., Международные экономические отношения, Москва, 2000
7. Юксаков В, Лидеры мировой экономики, Москва, 1998
8.Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г.
9.В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8
[1] Булатов, Мировая экономика, Москва, 2003. (с 89-91)
[2] Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г.
[3] Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г.
[4] https://www.china.org.cn
[5] Географический портал «Весь мир» https://allworld.wallst.ru/
[6] Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г.
[7] Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г
[8] Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ТМ »,2005г
[9] В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8 (с 114-120)