Самостоятельная работа обучающихся заключается:
- в работе студентов с лекционным материалом, анализе литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;
- в изучении теоретического материала к практическим занятиям;
- в выполнении заданий для самостоятельной работы;
- в подготовке к промежуточной аттестации по данной дисциплине.
Организация самостоятельной работы по дисциплине предполагает использование следующего учебно-методического обеспечения:
- материалов лекционных курсов в электронном варианте;
- материалов практических занятий в электронном варианте;
- методических указаний по дисциплине (п.9);
- наглядных материалов;
- комплекса заданий для самостоятельной работы студентов;
- типовых оценочных средств и критериев оценивания;
- балльно-рейтинговой системы оценивания.
При подготовке к учебным занятиям и выполнении самостоятельной работы студентам доступны учебная и учебно-методическая литература, представленные в п. 7; перечень ресурсов сети «Интернет», представленный в п. 8 данной рабочей программы.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Формирование компетенции (ПСК – 3.1) – «способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы профилактики» осуществляется в несколько этапов в соответствии с учебным планом и планируемыми результатами освоения ОПОП, соотнесенными с планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике.
Формирование компетенции (ПК-1) – «способность анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности» осуществляется в несколько этапов в соответствии с учебным планом и планируемыми результатами освоения ОПОП, соотнесенными с планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике.
|
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Дескриптор компетенций | Показатели оценивания | Критерии оценивания |
Знания | концепции и теоретические принципы профилактики; | Отметка «зачтено» выставляется, если студент глубоко и прочно усвоил программный материал по дисциплине, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения полученных знаний на практике, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материалы рекомендуемой литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами решения практических задач. Отметка «не зачтено» выставляется, если студент не знает значительной части программного материала дисциплины, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет необходимые виды работ. |
Умения | планировать и реализовывать профилактические меры, включая индивидуально профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, девиантному поведению несовершеннолетних; | |
Навыки | анализа социально-педагогических явлений, психолого-педагогических условий эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности |
|
Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих данный этап формирования компетенций, происходит по бальной системе оценивания.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Примерный перечень вопросов к зачёту:
1. Роль методологии в построении научного психологического знания. Уровни методологии.
2. Объект и предмет психологической науки. Предмет и объект исследования в психологии.
3. Основные категории психологии: психическое отражение; сознание; личность; деятельность; общение.
4. Категория личности в психологии. Основные теории личности: сравнительный анализ.
5. Основные методологические принципы организации исследования: принцип развития; принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип системности.
6. Идеографический и номотетический подход в науке.
7. Количественные и качественные методы в психологии.
8. Методы естественнонаучной и гуманитарной психологии.
9. Различение психологического исследования и обследования.
10. Практические методы психологии. Общая характеристика основных психологических практик и техник.
|
11. Психодиагностические методы: общая характеристика. Постановка диагноза в психологии. Виды психологического диагноза: симптомологический, этиологический, типологический.
12. Классификация методов Б. Г. Ананьева.
13. Метод наблюдения в психологии и педагогики.
14. Опросные методы в психологии и педагогики.
15. Тестовый метод в психологии. Валидность, надежность и репрезентативность. Понятие нормы.
16. Анализ документов. Технология контент-анализа.
17. Проблема метода организации исследования психического развития. Принципиальная ограниченность стратегии «срезов». Лонгитюдный метод организации исследования. Комплексный метод.
18. Проблема исследования, обоснование ее актуальности в области профилактики девиантного поведения.
19. Требования к научной работе в области профилактики девиантного поведения: проблемность и обоснованность.
20. Структура научной работы в области профилактики девиантного поведения (курсовой, выпускной квалификационной работы и диссертации).
21. Этапы выполнения научной работы: поисковый и основной этап.
22. Определение целей и задач научного исследования. Цели исследования в дипломной работе и диссертационном исследовании: примеры формулирования.
23. Библиографическая подготовка научного исследования в области профилактики девиантного поведения: поиск литературы и составление библиографии; оформление ссылок на литературу. Построение литературного обзора.
24. Структура и содержание программы научного и практического исследования в области профилактики девиантного поведения.
25. Создание теоретической модели исследуемого явления в области профилактики девиантного поведения.
26. Гипотеза, ее роль в научном исследовании. Положения, выносимые на защиту.
27. Обоснование актуальности и новизны и доказательности в научном исследовании в области профилактики девиантного поведения.
28. Доказательность научного исследования и пути ее достижения. Доказательство гипотезы. Различение доказательности и убедительности.
29. Глубина анализа проблемы как характеристика научной работы.
30. Логика научного исследования как характеристика научной работы в области профилактики девиантного поведения.
31. Основные понятия психологических основ эксперимента в области профилактики девиантного поведения.
32. Подбор методик в психолого-педагогическом исследовании в области профилактики девиантного поведения.
33. Формирование выборки для научного исследования.
34. Обобщение результатов (группирование в таблицы).
35. Проблемы статистической обработки полученных данных. Измерительные шкалы в психологии. Выбор коэффициентов корреляции для номинативной, ранговой и интервальной шкал.
36. Зависимые и независимые выборки: проблема выбора критерия.
37. Табулирование данных.
38. Описательная статистика.
39. Анализ распределения полученных данных. Проверка статистической гипотезы.
40. Практические исследования в области профилактики девиантного поведения.