В области профилактики девиантного поведения




Вопросы для обсуждения:

1. Обработка полученных данных: количественная и качественная.

2. Проблемы современной интерпретация результатов исследования.

3. Основные подходы капробация результатов опытно-экспериментальный работы.

4. Оформление результатов исследования.

Результаты самостоятельной работы: доклады, рефераты, задания для самостоятельной работы.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Выполнение следующих заданий:

Задание №1. Предлагается план наблюдения за особенностями темперамента ребёнка. Составьте план регистрации результатов наблюдения, разработайте вариант обработки данных.

План наблюдения:

Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

А) легко включается в работу;

Б) активно действует;

В) действует спокойно, без лишних слов;

Г) действует робко, неуверенно.

Как реагирует ребёнок на замечания старших:

А) говорит, что больше делать так не будет, но через некоторое время снова делает то же самое;

Б) не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания;

В) действует спокойно, без лишних слов;

Г) молчит, обижен, переживает.

Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

А) быстро, с жаром, не прислушивается к высказываниям других;

Б) быстро, со страстью, но других не слушает;

В) медленно, спокойно, но уверенно;

Г) с большой неуверенностью.

Как ведёт себя в непривычной обстановке (в кабинет врача, в учительской и др.):

А) легко ориентируется, проявляет активность;

Б) активен, отмечается повышенная возбудимость;

В) спокойно рассматривает окружающее;

Г) робок, растерян.

Задание №2. Исследователь для диагностики подвижности нервных процессов у детей 6 лет составил следующий план наблюдений:

1. Скорость реакции на новизну в окружающей обстановке.

2. Быстрота и лёгкость выработки навыков, привычек.

3. Способность легко переходить от одного занятия к другому.

4. Быстрота переключения внимания с одного объекта на другой.

5. Быстрота возникновения и протекания чувств.

6. Темп движений, темп речи.

7. Быстрота запоминания и воспроизведения.

Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем? Дайте психологическое обоснование своему суждению.

Задание №3. По записи наблюдения определите его цель, вид и форму регистрации.

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после падения парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушённой. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряжённость наблюдалась ещё в течение часа.

2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжён. Шутил, но напряжённость ещё давала знать.

4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 секунд. Отделившись от самолёта, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 секунды. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое.

6-й день. На старте перед посадкой в самолёт был, как обычно спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полётом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 секунды. После прыжка находился в приподнятом настроении (По Леонову А.А., Лебедеву В.И. Восприятие пространства и времени в космосе).

Задание №4. К какому виду относится наблюдение Л.Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я ещё никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось ещё что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую степень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить её, но я знал, что этого нельзя, чтобы всё-таки дать ход своему бешенству – схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо неё. Я очень хорошо целил мимо».

Задание №5. «Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооружённый бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно через 20 секунд после своего появления. Председатель сразу же попросил присутствующих записать всё, что они видели. В тайне от участников конгресса всё происшествие было предварительно инсценировано, отрепетировано и сфотографировано. Из сорока отчётов лишь один содержал менее 20% ошибок, касающихся основных фактов происшествия. 14 отчётов имели от 20 до 40%, а 25 отчётов – свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчётов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались весьма удручающими несмотря на благоприятные условия – всё происшествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедленно зафиксированы людьми, привыкшими к научным наблюдениям, причём никто из них не был вовлечён в происходящее». (Г. Селье)

Почему были получены такие результаты? Может ли наблюдение после таких фактов считаться «методом» в психологии? Какие проблемы в подготовке практических психологов высвечивают подобные факты? Каким образом вы бы построили эксперимент на проверку наблюдательности психологов?

Задание №6. Из перечисленных ниже положений выберите те, в которых содержатся: А) общие требования экспериментальных и неэкспериментальных методов; Б) требования, характерные только для естественного эксперимента; В) требования, характерные только для экспериментальных методов.

1. Исследователь не вмешивается в течение психических процессов.

2. Исследователь сам создаёт условия для возникновения интересующих его психических явлений.

3. Добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких, как мнение, оценки и пр.).

4. Изучается психика по её объективным проявлениям.

5. Изучается психика человека в процессе его обычной (настоящей) деятельности.

6. Изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.

Задание №7.. Найдите признаки основных методов психологического исследования: наблюдения и эксперимента.

1. Изучение проводится в естественных для испытуемого условиях.

2. Психолог активно вызывает изучаемое явление.

3. Испытуемые не знают, что стали объектом психологического изучения.

4. Исследование проводится в специальной лаборатории с применением приборов.

5. Течение психических процессов фиксируется с помощью специальных приборов.

6. Психолог не вмешивается в течение изучаемого психического явления.

Задание №8. Подумайте над задачей привлечения испытуемых из следующих возрастных групп: 6 месяцев, 4 года, 12 лет, 70 лет. Для каждой группы составьте перечень способов формирования выборки. Оцените вероятную репрезентативность выборок при каждом методе отбора.

Задание №9. Один и тот же конструкт может выступать в роли и независимой и зависимой переменной, что определяется способом его использования. Возьмём в качестве примера следующие конструкты: тревожность, уровень активности, готовность к школьному обучению. Для каждого из конструктов спланируйте исследование, в котором он выступал бы в роли: а) зависимой переменной, б) независимой переменной, в) корреляционной переменной.

Задание №10. Используя описания, приведённые в тексте, а также собственную изобретательность, составьте раздел «Метод» для одного из этих исследований и раздел «Результаты» - для другого. Сравните свою работу с соответствующими разделами первоисточников.

а) Раздел «Метод».

Объектом исследования была студенческая молодёжь Республики Коми в возрасте 18-25 лет. Всего обследовано 503 испытуемых, в том числе: 273 девушки и 230 юношей. Изучено 6 выборок: девушки коми этноса (112 чел.), русские девушки (74 чел.), девушки – этнические маргиналы (коми-русские - 87 чел.), юноши коми (56 чел.), юноши русские (90 чел.), юноши – этнические маргиналы (коми-русские – 84 чел.) В работе использован модифицированный вариант методики М. Рокича, адаптированный А. Гоштаусом, А. Семеновым, В. Ядовым. Мы анализировали два вида ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности отражают предпочтение, которое индивид отдаёт определённым жизненным целям, а инструментальные свидетельствуют о приоритетности типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. Мы предполагали, что ранговая предпочтительность терминальных и инструментальных ценностей связана с этнокультурным осознанием молодёжи (Бызова В.М., 1998)[1].

б) Раздел «Результаты».

Признаки обострённого чувства одиночества, соотносимого с депрессивным состоянием, были обнаружены у каждого шестого подростка из нашей выборки (у 72 из 428). Анализ материалов анкетирования показал, что все респонденты – и страдающие и не страдающие от одиночества – практически одинаково описывают содержание этого состояния и выражают негативное отношение к нему. В исследовании выявилась возрастная динамика изменения представлений подростков об одиночестве. 13 – 14-летние подростки описывают одиночество преимущественно как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки и связывают его с чувствами грусти, печали, страха. Для 15-летних одиночество – это состояние, возникающее при наличии свободного времени и отсутствии интересных занятий, а также людей, с которыми можно поговорить и поделиться своими переживаниями. Большинство 15-летних описывают одиночество как «ужас», «депрессию», «обиду», «огорчение», однако примерно треть этой возрастной выборки видит в данном состоянии и отдельные положительные моменты. Среди 16-летних подростков только пятая часть воспринимает одиночество исключительно негативно, остальные демонстрируют двоякое отношение к нему: для них это и желанное состояние спокойствия, расслабления, и нежеланное, гнетущее переживание, по преимуществу связанное с отсутствием понимающего близкого человека. Таким образом, если 13-летний подросток, оставшись в одиночестве, как правило, пугается, не зная, чем заняться и как справиться с отрицательными эмоциями, то 16-летний начинает осознавать положительные аспекты уединения. Анализ гендерных различий показал, что девочки описывают одиночество более подробно (с пояснениями, эмоционально), чем мальчики (р ‹ 0,05). Качественные различия в переживаниях мальчиков и девочек связаны с различием принятых в обществе подходов к воспитанию тех и других. Характерный для воспитания мальчиков запрет на выражение эмоций обостряет, культивирует одиночество растущего человека. Этот вывод поддерживается нашими данными о большей доле мальчиков среди подростков с обострённым переживанием одиночества (Малышева С.В., 2003)[2].

Задание №11. По предложенному описанию определите названия экспериментальных эффектов. Дайте социально-психологическое обоснование указанным феноменам. Подумайте, как можно минимизировать их влияние на экспериментальные результаты?

1. Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают.

2. Как показали опросы, проведённые промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы.

3. Эффект выявлен в процессе обучения испытуемых или выполнения им поставленной задачи. Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого. Согласно Зайонцу, во время обучения наличие зрителей скорее смущает испытуемого, но после того как он освоит решение задачи, или в том случае, если от него требуется физическое усилие, публика, напротив, облегчает дело.

4. Этот эффект выражается в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или черты его характера, мы придаём наибольшее значение своему первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и характерные.

5. Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную, что влюбился в неё и умолил богов оживить её. Американский психолог Розенталь открыл явление, состоящее в том, что экспериментатор, твёрдо убеждённый в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

6. Именем основателя знаменитого цирка была названа склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом. Такой эффект хорошо известен и астрологам, ведущим ежедневную рубрику в газетах.

Задание№12. Найдите в популярных изданиях (газетах, журналах), по крайней мере, три заметки, знакомящие читателей с результатами каких-либо исследований в области психологии развития. Составьте список возможных причин искажения валидности. Если предоставленной информации недостаточно, чтобы можно было оценить некоторые формы валидности, определите, какие дополнительные сведения вам необходимы.

Задание №13. Ответьте на поставленные вопросы:

В чём специфика применения тестов в психологии? В чём заключается отличие тестов от других методов исследования? Какие виды тестов вам известны?

Назовите виды тестов умственного развития. Как принцип несводимости психического развития к возрастному развитию учитывается при анализе и интерпретации результатов тестирования? Какие виды тестов умственного развития вам известны? Каковы возрастные границы их применения? Какие из тестов этой группы обладают наибольшей диагностичностью в определении творческого потенциала умственного развития, типов одарённости, типа мышления?

Задание №14. Построение первичной формы теста[3].

Предлагаемый для измерения признак – личностная тревожность. В процессе группового обсуждения необходимо выработать общее представление о понятии «личностная тревожность».

Далее необходимо разработать пункты теста для измерения уровня тревожности. Каждый пункт оценивается группой путем голосования. Пункты, набравшие менее 50%, отклоняются. Задания могут предполагать как положительные так и отрицательные ответы, соответствующие измеряемому признаку. Отобранные пункты теста фиксируются, отмечаются соответствующим знаком (+ или -), эта запись будет служить ключом для получения «сырых» оценок. Таким образом, отбирается 18-20 заданий. Студенты отвечают на сформированный опросник по схеме «да-нет» (дихотомические ответы).

Студентам предлагается ответить на вопросы методики, используемой для оценки личностной тревожности. Проводится тестирование группы выбранным вопросником.

Оценки, полученные в обоих случаях тестирования, оформляются в таблицу (см. табл. 1). Далее вычисляются коэффициенты корреляции r(Х1Х2). Смотря по обстоятельствам, вычисляется или коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент корреляции Спирмена. Статистически значимые значения коэффициентов корреляции представляют оценки эмпирической валидности сформированной первичной формы теста.

Таблица 1.

Сводная таблица результатов

№ испытуемого / Методика 1 методика (Х1) 2 методика (Х2)
… N    

Задание №15. Оцените с точки зрения методических требований к анкете следующие две группы вопросов:

Легко ли вам просидеть час не разговаривая? Охотно ли вы одалживаете свои вещи? Любите ли вы похвастаться перед экзаменом, что хорошо подготовились?

Есть ли у вас чувство юмора? Заносчивы ли вы? Является ли точность чертой вашего характера?

Задание: на какие вопросы ответы будут более достоверными? Почему?

 

Задание №16. Предлагается анкета:

1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

2. Что предпочитает ребёнок, когда задан вопрос на «сообразительность»?

3. Много ли читает дополнительной литературы?

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

5. Часто ли задаёт вопросы?

Задания:

1. На основе анализа анкеты определите цель анкеты, что она позволяет установить.

2. К кому обращены вопросы анкеты?

3. Переделайте данную анкету в стандартизированную, т.е. предложите по три варианта ответов к каждому из вопросов анкеты.

4. Предложите способы качественной и количественной обработки результатов анкетирования.

Задание №17. Для повышения надёжности вопросников часто к основному перечню вопросов добавляют вопросы, позволяющие оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы.

Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детского вопросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии – интроверсии и эмоциональной нестабильности.

1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

2. Ты всегда выполняешь всё сразу так, как тебе говорят?

3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

4. Ты когда-нибудь говорил неправду?

5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

7. Ты любишь иногда похвастаться?

8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя?

Задания: проанализируйте приведённые вопросы и объясните основание их подбора в «шкалу лжи»; предложите пять своих вопросов для «шкалы лжи».

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для текущей оценки знаний, умений, навыков и, и критерии их оценивания

Типовые тестовые задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: