АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 21.05.04 «Горное дело», специализации «Открытые горные работы» заочной формы обучения Старооскольского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (СОФ МГРИ) как руководство для организации их самостоятельной работы при освоении дисциплины «Проектирование буровзрывных работ в горном производстве».
В настоящем документе подробно рассмотрены основные виды и формы самостоятельной работы студентов во время изучения дисциплины; даны методические рекомендации по организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы при изучении теоретических основ дисциплины и работе на практических занятиях, подготовке к текущему контролю и промежуточной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | |
1. Общие рекомендации, перечень и объем самостоятельной работы студентов | |
2. Методические рекомендации по видам и формам самостоятельной работы | |
2.1. Методические рекомендации по работе с литературой, интернет-источниками, конспектом лекций, по самостоятельному конспектированию информации | |
2.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим/семинарским занятиям | |
2.3. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке контрольных работ для студентов заочной формы обучения | |
2.4. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 | |
Приложение 4 |
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа является важной составной частью учебной работы студентов и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации по дисциплине, а также формирование представлений об основных понятиях и разделах курса, навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
|
Студенты, помимо активного обучения на лекционных, семинарских/практических занятиях, обязаны вести столь же активную самостоятельную работу, а администрация образовательной организации, учебно-вспомогательный персонал и профессорско-преподавательский состав – всячески способствовать ее эффективности и всесторонней обеспеченности.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются: подготовка к занятиям; осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, своевременная доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; консультации с преподавателем по сложным, непонятным вопросам; подготовка к экзаменам, зачетам, дифференцированным зачетам; выполнение заданий, написание рефератов, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ, участие в научной работе, систематическое ознакомление с материалами периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам. И обучение в вузе имеет целью не только дать студентам знания по дисциплинам учебного плана, но и научить их самостоятельно работать с литературой и современными техническими средствами.
Самостоятельная работа студентов является определяющим фактором успешного обучения в вузе. Лекции, семинарские и практические занятия, т.е. занятия с преподавателем направляют и облегчают самостоятельную работу, но не заменяют ее. Успешное усвоение курса предполагает как раз активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. А учебные планы, программы и расписания занятий должны обеспечить условия для правильного планирования самостоятельной работы студентов в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными способностями и личным опытом работы.
|
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПЕРЕЧЕНЬ И ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы,
методических указаний и разработок, указанных в ней, особое внимание
уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса.
Как правило, рекомендуются следующие виды самостоятельной работы:
ü изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
ü работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку
конспекта лекций, учебной литературы;
ü поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по курсу для написания реферата по выбранной теме, подготовки доклада, информационного сообщения, подготовки контрольных и курсовых работ (проектов);
ü подготовка к практическим/семинарским занятиям;
ü подготовка к лабораторным работам;
ü подготовка к зачету (экзамену).
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим
аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям. Результаты этой подготовки
проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных
контрольных, курсовых и лабораторных работ.
|
Для овладения знаниями рекомендуется:
ü чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
ü составление плана текста;
ü графическое изображение структуры текста;
ü конспектирование текста;
ü работа со словарями и справочниками;
ü работа с нормативными документами;
ü использование компьютерной техники, Интернет.
Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется:
ü работа с конспектом лекции (обработка текста);
ü повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы);
ü составление плана и тезисов ответа;
ü составление таблиц для систематизации учебного материала;
ü изучение нормативных материалов;
ü ответы на контрольные вопросы;
ü составление библиографии.
Для формирования умений рекомендуется:
ü решение задач и упражнений по образцу;
ü решение вариантных задач и упражнений;
ü решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, ситуационных задач в рамках изучения определенной дисциплины;
ü подготовка к лабораторным работам;
ü проектирование и моделирование разных видов и компонентов
профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов реализуется:
1) непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и
практических занятиях – путем проведения опросов по конкретным
темам, расчетных, контрольных аудиторных работ, тестового контроля знаний;
2) в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по
учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;
3) в библиотеке, дома, в общежитии.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны:
ü подготовка и написание рефератов, докладов, информационных сообщений;
ü подбор и изучение литературных источников;
ü подготовка к участию в научно-теоретических конференциях
ü и другие.
Существуют следующие виды контроля:
ü текущий, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на
лекциях, семинарских/практических занятиях;
ü самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения
дисциплины при подготовке к контрольным работам;
ü промежуточная аттестация по дисциплине в виде курсовой работы (проекта) / зачета / дифференцированного зачета / экзамена.
Структура и объем самостоятельной работы по дисциплине (заочная форма обучения) | |||
Самостоятельная работа студентов (СРС) | Трудоемкость, ч | ||
всего | по семестрам / курсам | ||
9/5 | А/5 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Общий объем самостоятельной работы | |||
-изучение теоретического материала | |||
-подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим/семинарским, лабораторным) | |||
- подготовка отчетов по лабораторным работам (практическим занятиям) | |||
-контрольная работа | |||
-курсовой проект | |||
-курсовая работа | |||
-реферат / доклад / индивидуальные задания | |||
-подготовка к зачету / дифференцированному зачету / экзамену | |||
Вид промежуточной аттестация по дисциплине: зачет / дифференцированный зачет / экзамен | Зачет | Зачет | |
Трудоемкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачетных единицах (ЗЕ) |