МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный) —1. феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.
Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.
Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества.
Основными понятиями, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противоположность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки.
Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств.
У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие.
И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя.
— 2.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, содержащих в себе определенные нормы, принципы и ценности, регулирующие поведение людей в обществе. К моральным ценностям относятся: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, великодушие, радушие, снисходительность к чужим недостаткам и высокая требовательность к себе и т. д. Мораль выражает тот эталон должного поведения, должной социальной жизни, с которой постоянно сравнивается реальная социальная жизнь исходя из господствующего, устоявшегося понимания сущности человека. Мораль не только сравнивает реальное с должным, не только предписывает, как следует себя вести в той или иной ситуации, но и либо одобряет, либо порицает поступки, слова, намерения людей. Мораль — категория историческая, поэтому нет единой морали, пригодной для всех времен и народов, классов и сословий. Представления о нравственном и безнравственном, о «высоком» и «низком», о добре и зле у различных классов, народов и конфессий различны, хотя и предпринимаются попытки найти универсальную моральную основу человечества в целом как отражение складывающихся общечеловеческих интересов. В отличие от правовых норм, которые санкционируются, регулируются, охраняются и про- ' водятся в жизнь государством, моральные нормы формируются «снизу» в результате стихийно складывающейся практики коллективного поведения и отражают уровень общественной культуры. Вместе с правом и традициями мораль является одним из основных регуляторов действий человека.
3.Форма общественного сознания, совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также основанные на этих представлениях нормы поведения, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.
МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС (средств труда) — увеличение несоответствия между технико-экономическими возможностями используемых средств труда (станков, оборудования, информационных систем, материалов и т. д.) и новыми требованиями, предъявляемыми рынком к качеству и количеству продукции. Это несоответствие ведет к частичной или полной потере стоимости используемых средств труда, утрате каких-либо перспектив их дальнейшего использования как с точки зрения морального престижа фирмы, предприятия, так и с точки зрения их конкурентоспособности, прибыльности, рентабельности.
МОРАТОРИЙ — отсрочка исполнения обязательств по погашению государством внутренних или внешних долгов; временный запрет на проведение каких-либо общественных или государственных акций (мораторий на испытание новейшего вида вооружения, мораторий на применение смертной казни, мораторий на акцию протеста против задержки зарплаты и т. д.).
МОТИВ (лат. motivus подвижный).1. Побудительная причина человеческой деятельности.
— 2.разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (лат. municipium самоуправляющаяся община). Относящийся к органам городского или сельского самоуправления. В РФ конституционно закреплено существование муниципальной собственности.
МУНИЦИПАЛИТЕТ — социально-территориальная единица, обычно город, поселок и прилегающая к ним территория, объединенные единой системой управления; выборный орган в системе местного самоуправления.
МУТАЦИЯ — внезапные, скачкообразные, естественно или искусственно вызываемые, стойкие изменения наследственных свойств и структур организма. Изменения наследственных признаков организма, обусловленные мутацией, могут носить различный характер. Если мутация затрагивает второстепенные участки наследственных структур, вызванные ею изменения не оказывают существенного влияния на жизнедеятельность организма. Но мутации могут вызвать и серьезные расстройства функционирования организма, вплоть до его гибели. В некоторых случаях мутация может носить полезный, приспособительный характер.
Способностью вызывать мутации обладает целый ряд факторов физической, химической или биологической природы — мутагенов. Мутагенной активностью обладают все виды ионизирующего излучения, многие химические соединения, ряд вирусов и лекарственных средств. К сильным мутагенам относят некоторые алкалоиды растений, ряд антибиотиков, сульфаниламиды, дезинфицирующие средства и т. д. Проблема мутагенеза резко обострилась в последние десятилетия в связи с загрязнением окружающей среды. Различные вещества, как, например, выхлопные газы, фенолы, тяжелые металлы, диоксины, радионуклиды, могут вступать в разнообразное взаимодействие друг с другом, косвенно или напрямую влиять на сложные химические и биологические процессы, формируя в итоге активные мутагенные комплексы с непредсказуемым воздействием на гены и хромосомы, на видовые, в том числе и человеческие, признаки и свойства. Весьма вероятно, что в экологически неблагополучных районах мутационные изменения рано- или поздно приведут к массовому снижению, ослаблению защитных свойств организма, создавая ситуацию, подобную той, которая возникает при массовом заболевании СПИДом.
МЫШЛЕНИЕ- 1. Высшая ступень человеческого познания, осознание таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
— 2.высшая форма активного отражения в индивидуальном сознании познающего субъекта объективной реальности и состояний собственного «Я». Процесс мышления характеризуется постоянным стремлением человека познать существенные связи и отношения предметов и явлений, конструировать из отдельных фактов, образов, понятий и представлений некую обобщенную картину окружающей действительности, которую непосредственно органами чувств эмпирически познать невозможно. То есть мышление дает возможность познать то, что находится за пределами чувственного опыта. В процессе мышления человек овладевает своими представлениями, понятиями и возникающими в сознании образами настолько, что может не только пассивно воспринимать ту или иную ситуацию, но и свободно ориентироваться в ней, даже влиять на нее. В процессе мышления человек в состоянии корректировать свое поведение, сопоставляя его с поведением других людей и с поведенческим эталоном, в состоянии критически оценивать свое «Я», свои возможности, свою социокультурную среду, выходя сознанием за пределы очевидного. В процессе мышления создаются новые идеи, открываются новые смыслы, новые горизонты познания, прогнозируются события и действия. Орудием мышления является язык (слова, художественные образы, математические знаки, понятия, художественные выразительные средства), который дает возможность фиксировать знания и передавать их от поколения к поколению.
МЭР (лат. major старший, больший). В некоторых странах — глава городского управления.
Н
НАДСТРОЙКА — одно из главных понятий марксистской социальной концепции. Обозначает всю совокупность духовной общественной жизни, состояние общественного сознания в различных его формах, соответствующее тому или иному экономическому базису (политика, право, наука, образование, искусство, философия, мораль, религия). Понятие «надстройка» объединяет совокупность идей, мнений, суждений; идеологических отношений между людьми; учреждений, с помощью которых идеи, идеалы, теории, учения, идеологии приобретают практическую ценность.
НАЁМНИЧЕСТВО - вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, их использование в вооруженном конфликте или военных действиях. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином страны, участвующей в конфликте, не проживающее постоянно на ее территории, а также не являющееся лицом, направленным для выполнения официальных обязанностей.
НАКАЗАНИЕ - особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, назначаемая только судом и применяемая к лицам, признанным виновными в совершении преступления. Наказание ограничивает права и свободы данных лиц.
НАЛОГИ — обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством, а также региональными и местными органами власти с физических и юридических лиц (предприятий, учреждений, акционерных обществ и т. д.), поступающие в бюджет соответствующего уровня. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество, денежный капитал. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые покупателем в цене товара и услуги. К прямым налогам относятся: налог на землю, дома, на денежный капитал, подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и т. д. К косвенным налогам относятся: таможенные налоговые акцизы, фискальные монополии.
С помощью налогов органы федеральной, региональной и местной власти регулируют экономические процессы, формируют бюджет, необходимый прежде всего для решения целого ряда социальных проблем, а также проблем, связанных с развитием таких сфер, как культура, образование, здравоохранение, наука. С помощью налогов федеральные органы власти решают также проблемы, связанные с содержанием госаппарата, поддержанием обороны и общественной безопасности. «Налоги есть плата за цивилизованную жизнь» — гласит надпись на здании палаты конгресса США. Объем поступления налогов в казну того или иного уровня является одним из главных показателей качества власти.
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ- официальное заявление плательщика налогов о полученных им за истекший период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — один из инструментов воздействия государства на экономику; меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвращение инфляции.
Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфляции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения. В ситуации спада производства и потребления государство уменьшает налоги, способствуя тем самым оживлению экономики.
НАРКОБИЗНЕС (греч. приводящий в оцепенение + англ. business дело)-о рганизованная преступная деятельность по изготовлению и сбыту наркотиков.
НАРКОМАНИЯ (греч. пагкё оцепенение + mania страсть, влечение). 1. Стойкая потребность в принятии наркотических средств. Наркомания приводит к физической и духовной деградации, а затем к гибели заболевшего ею человека.
— 2.заболевание, возникающее в результате злоупотребления наркотическими средствами. К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворные средства и т.д. Наркомания выражается постоянной и все возрастающей потребностью в приеме этих веществ. Наркомания ведет к резкому нарушению жизнедеятельности организма человека, психической и социальной деградации. Глубокое привыкание к наркотическим средствам, если вдруг возникает перерыв в их приеме, приводит к так наз. абстинентному синдрому — тягостному состоянию, сопровождающемуся тяжелыми психическими и физическими расстройствами (ломкой). По мере развития болезни наступает глубокое истощение организма, что ведет к потере иммунитета и к ранней смерти. Главными причинами наркомании являются не только «язвы общества», но прежде всего неблагополучие в семье, бездуховность родителей, их десоциализация, равнодушие к внутреннему миру ребенка, ко всему тому, что возвышает душу человека, предохраняя ее от низменных, примитивных пристрастий.
НАРОДНОСТЬ — 1.тип этнической общности, возникший в период разложения родоплеменных связей и организации общества, образования государственности. Данная общность основывается не на кровнородственном, а на территориально-хозяйственном, языковом и культурном (религиозном) единстве, поддерживаемом государством и господствующей религиозной организацией (жречеством, священниками, церковью).
— 2.языковая, территориальная, экономическая и культурная общность.
- 3.Исторически сложившаяся этническая группа (см. Этнос), для которой характерна языковая, территориальная, экономическая и культурная общность.
НАРОДНЫЕ МАССЫ - субъект исторического процесса (см. Исторический процесс), социальные общности, сложившиеся на определенной территории (как правило, территории страны), члены которых имеют единые культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.
НАРОДОВЛАСТИЕ- точный перевод греческого слова «демократия» (см. Демократия). Употребляется, как правило, с особым смысловым оттенком (народовластие — верховенство народа, признание народа единственным источником власти в государстве).
НАСИЛИЕ - использование силы для достижения определенных целей.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — присущее всем организмам свойство сохранять и передавать потомству характерные признаки, особенности строения, функционирования и индивидуального развития. Материальным веществом наследственности является ДНК (дезокси-рибонуклеиновая кислота). У животных и растений основное количество ДНК содержится в специализированных структурах ядра клетки — хромосомах, число, строение и форма которых специфичны для каждого вида организмов. Отдельная хромосома — это группа последовательно расположенных генов, каждый из которых занимает в ней определенное место и который, собственно, отвечает за воспроизводство наследственных качеств.
НАУКА — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления. Как одну из важнейших форм человеческого познания, ее отличает стремление к достоверному отражению реальности.
Наука включает в себя: ученых с их знаниями, способностями и опытом, научные учреждения, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, особый научный язык. Наука охватывает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — систему научных знаний, которая лежит в основе научной картины мира.
Система наук условно делится на естественные, общественные и технические.
Науку также можно рассматривать как социальный институт, который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производительную и социальную функции. Культурно-мировоззренческая функция науки состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры и, как один из важнейших факторов, участвует в формировании мировоззрения. Производительная функция определена практическим использованием в материальном производстве результатов научных исследований: научно-технический прогресс превратил науку в непосредственную производительную силу современного общества. Социальная функция заключается в том, что наука, непосредственно включаясь в процессы экономического и социального развития, участвует в системе общественного разделения труда, своими выводами и рекомендациями способствует решению социальных проблем. Повышение роли науки в современном мире связано с развертыванием научно-технической революции.
НАУКА— 1.т еоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных исследований. Наука выполняет в обществе определенные функции:, познавательно-объяснительную; мировоззренческую; прогностическую и др.
-2.сфера человеческой деятельности, одна из форм духовной культуры общества, в которой вырабатываются теоретически систематизированные объективные (достоверные) абстрактно-аналитические и конструктивно-синтетические взгляды на окружающий мир, на его отдельные фрагменты, в том числе и на самого человека. Иначе говоря, наука — это система абстрактно-понятийных знаний, особый (научно-исследовательский) вид деятельности и система специфических учреждений и организаций (НИИ, лабораторий, академий, издательств и т. д.). Непосредственная цель науки — рациональное, логическое описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, их теоретическое отражение четким и строгим языком понятий, математических и иных символов. Наука — это мышление в понятиях, тогда как искусство — в художественных образах.
Современная наука представляет собой мировоззренческую, производительную и социальную силу и является важнейшим компонентом научно-технического и социального прогресса. Вместе с тем кризис технократического мышления, мировоззрения ставит вопрос о гармонизации, интеграции собственно научных и вненаучных знаний о мире и человеке, об этическом; наполнении самой научной деятельности, о создании единой гуманистической этико-научной и эстетико-научной картины мира.
НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ — система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни, обеспечивающая в своей целостности научное понимание возникновения, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, экономика, правоведение, этика, эстетика, политология, психология, социология, демография, этнография, культурология, религиоведение, антропология.
Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарными) имеют общей целью увеличение и систематизацию знаний о человеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и пространственном единстве).
Общественные науки имеют важное значение в исследовании прошлого и современного развития общества и его перспектив, в выработке гуманистических ценностных ориентиров человека и гражданина.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - поступательное развитие науки и техники, единый и взаимообусловленный процесс. Этапы научно-технического прогресса: XVI-XVIII вв. (сближение научного и технического прогресса); конец XVIII - середина XX в. (развитие науки и техники под воздействием машинного производства); с середины XX в. по настоящее время (этап научно-технической революции).
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) – 1.скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний и превращения науки в непосредственную производительную силу. Начавшаяся в середине XX в. НТР способствовала тому, что разобщенные прежде процессы развития науки и производства оказались объединенными в единую, постоянно развивающуюся систему: наука — техника — технология — производство — потребление. НТР продолжается и будет продолжаться в XXI в., изменяя и характер труда, и качество продукции (услуг), и социально-экономическую структуру общества, предъявляя особые требования к человеку (образование, физическое и моральное здоровье, профессионализм, информированность, творческий -«потенциал, общая культура и т. д.)- Именно с НТР, как считают многие социологи, начался процесс перехода ряда развитых стран от индустриального к постиндустриальному состоянию. Характерными чертами НТР являются: частичная или комплексная автоматизация, компьютеризация производства и управления, преобладание информационно-интенсивных технологий и нового технологического мышления; увеличение наукоемкости производства; переход ряда технологических процессов на молекулярный, атомный и субатомный уровень, использование биологических процессов в производственных целях; широкое использование искусственных конструкционных материалов; бурное развитие атомной энергетики с перспективой ее замены на энергетику термоядерную и водородно-топливную; выведение человека за пределы непосредственного процесса производства; революционизация средств связи благодаря применению оптических волокон, свето-волновой техники и спутниковой связи; вторжение микроэлектроники в кредитно-финансовую, торговую, образовательную сферы, в сферы быта и здравоохранения; усиленное развитие индустрии благосостояния; изменение требований к профессиональным качествам работника (учитывается не только его квалификация, но и здоровье, психическое состояние, морально-волевые качества, общая культура). Вместе с положительными результатами НТР все более обнаруживаются и ее отрицательные последствия («издержки»): НТР еще не приняла совершенных гуманистических форм. Особую актуальность приобрели проблемы занятости, подготовки и переподготовки кадров, а также проблемы, связанные с увеличением антропогенной нагрузки на природу, с усилением возможности манипулирования массовым сознанием людей в чуждых им целях. Особую тревогу вызывает тот факт, что НТР пока не способна кардинально повлиять на решение ни одной из глобальных проблем (перенаселенность планеты, нищета, голод, международный терроризм, многочислен-, ные и опасные локальные конфликты, психологические стрессы и т. д.).
Реализовать в полной мере потенциал НТР в интересах человека может лишь подлинно гуманный, демократический мировой порядок, использующий ее достижения на благо всех и не допускающий присвоения ее плодов лишь меньшей частью мирового сообщества.
— 2.это резкий скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван коренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).
В НТР выделяют Два этапа. 1-й этап (1950—1970-е гг.) связан с автоматизацией производственных процессов, 2-й этап (конец 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием микроэлектроники, широким использованием компьютеров, прогрессивных технологий, включая биологические.
Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение современных информационных технологий; разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах коммуникации и связи.
НТР радикально меняет положение человека в процессе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяется характер труда в направлении его усложнения; повышаются требования к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы (см. Глобальные проблемы).
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества. Научное познание существенно отличается от обыденного.
Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.).
Его отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Оно достигается применением специальных приемов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпеливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.) (см. Наука).
НАЦИЯ от лат. natio — народ, племя) — один из видов этноса.
— 1.исторически следующая за племенем и народностью форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством экономического пространства, территории, исторического пути развития, языка, культуры, национального самосознания. Прочной базой единства нации является общенациональный рынок. Важным фактором образования и развития нации также считают общенациональное государство, национальную буржуазию и национальную интеллигенцию, высокоразвитую национальную производственную и социальную инфраструктуру, в первую очередь — 2. систему образования. В современном мире насчитывается до 5 тысяч этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями, В составе России более 100 этносов, в том числе около 30 наций. В современном мире просматриваются две взаимосвязанных тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское Сообщество). С другой стороны, сохраняется, даже усиливается стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической, культурной экспансии сверхдержав.
3. Нация — исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей. Важнейшими условиями существования нации является общность территории, языка, экономического уклада, а также психического склада и культуры. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности, становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка, распространения грамотности и литературного языка. Процесс формирования нации объективно ведет к образованию национальной государственности.
4. Наиболее развитая этническая общность (см. Этнос), основанная на единстве языка, территории, культуры, экономической жизни, социальной психологии. Говорят также о нации как политической общности, гражданах одного государства.
Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уделяется признакам, отличающим нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К ним относятся: унификация (ликвидация различий) языка, развитие национальной культуры и искусства; формирование социальной структуры общества, соответствующей эпохе научно-промышленного развития. Существует и другой подход, когда нация рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному государству.