АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 15 глава




МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственный) —1. феномен че­ловеческого сознания, один из видов социального регулирова­ния, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.

Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.

Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: посту­пай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай друго­му того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизнив тру­де, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригрупповых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает воз­можным само существование человека и общества.

Основными понятиями, с помощью которых наука о мора­ли — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в про­тивоположность понятию «зло») показывает, что мораль наце­лена на идеал человечности; понятие «долг» отражает импера­тивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу мора­ли, моральной оценки и самооценки.

Мораль связана с другими социальными нормами (особен­но с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Мораль­ные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привыч­ки, общественного мнения, а главное — силой развитых в че­ловеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Мо­ральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его обще­ственным положением. Он целиком зависит от его личных мо­ральных качеств.

У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведе­ния. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реаль­ным поведением, и есть основное противоречие.

И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя.

— 2.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, содержащих в себе определенные нормы, принципы и ценности, регу­лирующие поведение людей в обществе. К моральным ценностям относятся: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, велико­душие, радушие, снисходительность к чужим недо­статкам и высокая требовательность к себе и т. д. Мораль выражает тот эталон должного поведения, должной социальной жизни, с которой постоянно сравнивается реальная социальная жизнь исходя из господствующего, устоявшегося понимания сущнос­ти человека. Мораль не только сравнивает реальное с должным, не только предписывает, как следует себя вести в той или иной ситуации, но и либо одобряет, либо порицает поступки, слова, намерения людей. Мораль — категория историческая, поэтому нет еди­ной морали, пригодной для всех времен и народов, классов и сословий. Представления о нравственном и безнравственном, о «высоком» и «низком», о добре и зле у различных классов, народов и конфессий раз­личны, хотя и предпринимаются попытки найти универсальную моральную основу человечества в целом как отражение складывающихся общечеловеческих интересов. В отличие от правовых норм, которые санкционируются, регулируются, охраняются и про- ' водятся в жизнь государством, моральные нормы формируются «снизу» в результате стихийно склады­вающейся практики коллективного поведения и отра­жают уровень общественной культуры. Вместе с пра­вом и традициями мораль является одним из основных регуляторов действий человека.

3.Форма общественного соз­нания, совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также основанные на этих представлениях нормы поведения, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на не­го силы общественного мнения.

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС (средств труда) — увеличение несоответствия между технико-экономическими воз­можностями используемых средств труда (станков, оборудования, информационных систем, материалов и т. д.) и новыми требованиями, предъявляемыми рынком к качеству и количеству продукции. Это не­соответствие ведет к частичной или полной потере стоимости используемых средств труда, утрате каких-либо перспектив их дальнейшего использования как с точки зрения морального престижа фирмы, предприятия, так и с точки зрения их конкурентоспособ­ности, прибыльности, рентабельности.

МОРАТОРИЙ — отсрочка исполнения обязательств по погашению государством внутренних или внешних долгов; временный запрет на проведение каких-либо общественных или государственных акций (мораторий на испытание новейшего вида вооружения, мораторий на применение смертной казни, мораторий на акцию протеста против задержки зарплаты и т. д.).

МОТИВ (лат. motivus подвижный).1. Побудительная причина чело­веческой деятельности.

— 2.разумно объясненная причина поведения, осмыс­ленное действие.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (лат. municipium самоуправляющаяся община). Относящийся к органам городского или сельского самоуправления. В РФ конституционно закреплено существование муниципальной соб­ственности.

МУНИЦИПАЛИТЕТ — социально-территориальная единица, обычно город, поселок и прилегающая к ним территория, объединенные единой системой управления; выборный орган в системе местного самоуправления.

МУТАЦИЯ — внезапные, скачкообразные, естественно или искусственно вызываемые, стойкие изменения наследственных свойств и структур организма. Из­менения наследственных признаков организма, обусловленные мутацией, могут носить различный характер. Если мутация затрагивает второстепенные участки наследственных структур, вызванные ею изменения не оказывают существенного влияния на жизнедеятельность организма. Но мутации могут вызвать и серьезные расстройства функционирования организма, вплоть до его гибели. В некоторых случа­ях мутация может носить полезный, приспособитель­ный характер.

Способностью вызывать мутации обладает целый ряд факторов физической, химической или биологической природы — мутагенов. Мутагенной активностью обладают все виды ионизирующего излучения, многие химические соединения, ряд вирусов и лекарственных средств. К сильным мутагенам относят некоторые алкалоиды растений, ряд антибиотиков, сульфанила­миды, дезинфицирующие средства и т. д. Проблема мутагенеза резко обострилась в последние десятилетия в связи с загрязнением окружающей среды. Различные вещества, как, например, выхлопные газы, фенолы, тяжелые металлы, диоксины, радионуклиды, могут вступать в разнообразное взаимодействие друг с другом, косвенно или напрямую влиять на сложные химические и биологические процессы, формируя в итоге активные мутагенные комплексы с непред­сказуемым воздействием на гены и хромосомы, на видовые, в том числе и человеческие, признаки и свойства. Весьма вероятно, что в экологически не­благополучных районах мутационные изменения рано- или поздно приведут к массовому снижению, ослаблению защитных свойств организма, создавая ситуацию, подобную той, которая возникает при массовом заболевании СПИДом.

МЫШЛЕНИЕ- 1. Высшая ступень человеческого познания, осознание таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредствен­но восприняты человеком.

— 2.высшая форма активного отражения в индивидуальном сознании познающего субъекта объективной реальности и состояний собственного «Я». Процесс мышления характеризуется постоянным стремлением человека познать существенные связи и отношения предметов и явлений, конструировать из отдельных фактов, образов, понятий и представлений некую обобщенную картину окружающей действи­тельности, которую непосредственно органами чувств эмпирически познать невозможно. То есть мышление дает возможность познать то, что находится за пре­делами чувственного опыта. В процессе мышления человек овладевает своими представлениями, понятиями и возникающими в сознании образами настолько, что может не только пассивно воспринимать ту или иную ситуацию, но и свободно ориентироваться в ней, даже влиять на нее. В процессе мышления человек в состоянии коррек­тировать свое поведение, сопоставляя его с поведе­нием других людей и с поведенческим эталоном, в состоянии критически оценивать свое «Я», свои воз­можности, свою социокультурную среду, выходя сознанием за пределы очевидного. В процессе мышления создаются новые идеи, открываются новые смыслы, новые горизонты познания, прогнозируются события и действия. Орудием мышления является язык (сло­ва, художественные образы, математические знаки, понятия, художественные выразительные средства), который дает возможность фиксировать знания и передавать их от поколения к поколению.

МЭР (лат. major старший, больший). В некоторых странах — гла­ва городского управления.

 

Н

НАДСТРОЙКА — одно из главных понятий марксистской социальной концепции. Обозначает всю совокупность духовной общественной жизни, состояние обществен­ного сознания в различных его формах, соответству­ющее тому или иному экономическому базису (поли­тика, право, наука, образование, искусство, философия, мораль, религия). Понятие «надстройка» объединяет совокупность идей, мнений, суждений; идеологических отношений между людьми; учреждений, с помощью которых идеи, идеалы, теории, учения, идеологии приобретают практическую ценность.

НАЁМНИЧЕСТВО - вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, их использование в вооружен­ном конфликте или военных действиях. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином страны, участвующей в конфликте, не проживающее постоянно на ее территории, а также не являющееся лицом, направленным для выполнения официальных обязанностей.

НАКАЗАНИЕ - особая мера государственного принуждения за со­вершенное преступление, назначаемая только судом и применяемая к лицам, признанным виновными в совершении преступления. Наказа­ние ограничивает права и свободы данных лиц.

НАЛОГИ — обязательные безвозмездные платежи, взи­маемые государством, а также региональными и мест­ными органами власти с физических и юридических лиц (предприятий, учреждений, акционерных обществ и т. д.), поступающие в бюджет соответствующего уровня. Налоги делятся на прямые и косвенные. Пря­мые налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество, денежный капитал. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачивае­мые покупателем в цене товара и услуги. К прямым налогам относятся: налог на землю, дома, на денежный капитал, подоходный, поимущественный, с наследст­ва и дарений и т. д. К косвенным налогам относятся: таможенные налоговые акцизы, фискальные моно­полии.

С помощью налогов органы федеральной, региональ­ной и местной власти регулируют экономические процессы, формируют бюджет, необходимый прежде всего для решения целого ряда социальных проблем, а также проблем, связанных с развитием таких сфер, как культура, образование, здравоохранение, наука. С помощью налогов федеральные органы власти решают также проблемы, связанные с содержанием госаппарата, поддержанием обороны и обществен­ной безопасности. «Налоги есть плата за цивилизо­ванную жизнь» — гласит надпись на здании палаты конгресса США. Объем поступления налогов в каз­ну того или иного уровня является одним из главных показателей качества власти.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ- официальное заявление плательщика налогов о полученных им за истекший период доходах и распростра­няющихся на них налоговых скидках и льготах.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — один из инструментов воздей­ствия государства на экономику; меры, вносимые правитель­ством в порядок налогообложения, направленные на обеспече­ние стабильного развития экономики, занятости населения, пред­отвращение инфляции.

Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфля­ции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым эконо­мическую активность фирм и населения. В ситуации спада про­изводства и потребления государство уменьшает налоги, спо­собствуя тем самым оживлению экономики.

НАРКОБИЗНЕС (греч. приводящий в оцепенение + англ. busi­ness дело)-о рганизованная преступная деятельность по изготовле­нию и сбыту наркотиков.

НАРКОМАНИЯ (греч. пагкё оцепенение + mania страсть, влечение). 1. Стойкая потребность в принятии наркотических средств. Наркомания приводит к физической и духовной деградации, а затем к гибели за­болевшего ею человека.

— 2.заболевание, возникающее в резуль­тате злоупотребления наркотическими средствами. К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворные средства и т.д. Наркомания выражается постоянной и все возрастающей потреб­ностью в приеме этих веществ. Наркомания ведет к резкому нарушению жизнедеятельности организма человека, психической и социальной деградации. Глубокое привыкание к наркотическим средствам, если вдруг возникает перерыв в их приеме, приводит к так наз. абстинентному синдрому — тягостному со­стоянию, сопровождающемуся тяжелыми психичес­кими и физическими расстройствами (ломкой). По мере развития болезни наступает глубокое истощение организма, что ведет к потере иммунитета и к ранней смерти. Главными причинами наркомании являются не только «язвы общества», но прежде всего неблаго­получие в семье, бездуховность родителей, их десоциализация, равнодушие к внутреннему миру ребенка, ко всему тому, что возвышает душу человека, предохраняя ее от низменных, примитивных при­страстий.

НАРОДНОСТЬ — 1.тип этнической общности, возникший в период разложения родоплеменных связей и орга­низации общества, образования государственности. Данная общность основывается не на кровнородс­твенном, а на территориально-хозяйственном, язы­ковом и культурном (религиозном) единстве, поддер­живаемом государством и господствующей религиоз­ной организацией (жречеством, священниками, церковью).

— 2.языковая, территориальная, экономическая и культурная общность.

- 3.Исторически сложившаяся этническая группа (см. Этнос), для которой характерна языковая, территориальная, эконо­мическая и культурная общность.

НАРОДНЫЕ МАССЫ - субъект исторического процесса (см. Исто­рический процесс), социальные общности, сложившиеся на опреде­ленной территории (как правило, территории страны), члены которых имеют единые культуру, традиции и обычаи и вместе создают мате­риальные и духовные ценности.

НАРОДОВЛАСТИЕ- точный перевод греческого слова «демократия» (см. Демократия). Употребляется, как правило, с особым смысловым оттенком (народовластие — верховенство народа, признание народа единственным источником власти в государстве).

НАСИЛИЕ - использование силы для достижения определенных целей.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — присущее всем организмам свойство сохранять и передавать потомству характер­ные признаки, особенности строения, функциониро­вания и индивидуального развития. Материальным веществом наследственности является ДНК (дезокси-рибонуклеиновая кислота). У животных и растений основное количество ДНК содержится в специализи­рованных структурах ядра клетки — хромосомах, число, строение и форма которых специфичны для каждого вида организмов. Отдельная хромосома — это группа последовательно расположенных генов, каж­дый из которых занимает в ней определенное место и который, собственно, отвечает за воспроизводство наследственных качеств.

НАУКА — сфера духовной деятельности человека, направ­ленная на выработку и теоретическую систематизацию объек­тивных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления. Как одну из важнейших форм человеческого познания, ее отличает стремление к достоверно­му отражению реальности.

Наука включает в себя: ученых с их знаниями, способнос­тями и опытом, научные учреждения, специальное оборудова­ние, методы научно-исследовательской работы, особый научный язык. Наука охватывает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — систему научных знаний, которая лежит в основе научной картины мира.

Система наук условно делится на естественные, об­щественные и технические.

Науку также можно рассматривать как социальный инсти­тут, который выполняет в обществе культурно-миро­воззренческую, производительную и соци­альную функции. Культурно-мировоззренческая функция на­уки состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры и, как один из важнейших факторов, участвует в формировании мировоззрения. Производительная функция определена практическим использованием в матери­альном производстве результатов научных исследований: науч­но-технический прогресс превратил науку в непосредственную производительную силу современного общества. Социальная функция заключается в том, что наука, непосредственно включаясь в процессы экономического и социального развития, участву­ет в системе общественного разделения труда, своими выводами и рекомендациями способствует решению социальных проблем. Повышение роли науки в современном мире связано с раз­вертыванием научно-технической революции.

НАУКА— 1.т еоретически систематизированные взгляды на окру­жающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абст­рактно-логической форме и основанные на данных исследований. Наука выполняет в обществе определенные функции:, познавательно-объяснительную; мировоззренческую; прогностическую и др.

-2.сфера человеческой деятельности, одна из форм духовной культуры общества, в которой выра­батываются теоретически систематизированные объективные (достоверные) абстрактно-аналитические и конструктивно-синтетические взгляды на окружа­ющий мир, на его отдельные фрагменты, в том числе и на самого человека. Иначе говоря, наука — это система абстрактно-понятийных знаний, особый (на­учно-исследовательский) вид деятельности и система специфических учреждений и организаций (НИИ, лабораторий, академий, издательств и т. д.). Непосредственная цель науки — рациональное, логи­ческое описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности, их теоретическое отражение четким и строгим языком понятий, мате­матических и иных символов. Наука — это мышление в понятиях, тогда как искусство — в художественных образах.

Современная наука представляет собой мировоззрен­ческую, производительную и социальную силу и являет­ся важнейшим компонентом научно-технического и социального прогресса. Вместе с тем кризис техно­кратического мышления, мировоззрения ставит воп­рос о гармонизации, интеграции собственно научных и вненаучных знаний о мире и человеке, об этическом; наполнении самой научной деятельности, о создании единой гуманистической этико-научной и эстетико-научной картины мира.

НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕсистема дисциплин, исследую­щих различные стороны общественной жизни, обеспечивающая в своей целостности научное понимание возникновения, функ­ционирования и развития общества. Общественные науки, яв­ляющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, эко­номика, правоведение, этика, эстетика, политология, пси­хология, социология, демография, этнография, культурология, религиоведение, антропология.

Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарны­ми) имеют общей целью увеличение и систематизацию знаний о человеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и пространственном единстве).

Общественные науки имеют важное значение в исследова­нии прошлого и современного развития общества и его перс­пектив, в выработке гуманистических ценностных ориенти­ров человека и гражданина.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - поступательное развитие науки и техники, единый и взаимообусловленный процесс. Этапы научно-технического прогресса: XVI-XVIII вв. (сближение научного и тех­нического прогресса); конец XVIII - середина XX в. (развитие науки и техники под воздействием машинного производства); с середины XX в. по настоящее время (этап научно-технической революции).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) – 1.ска­чок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний и превращения науки в непосредственную производительную силу. Начавшаяся в середине XX в. НТР способствовала тому, что разобщенные прежде процессы разви­тия науки и производства оказались объединенными в единую, постоянно развивающуюся систему: на­ука — техника — технология — производство — пот­ребление. НТР продолжается и будет продолжаться в XXI в., изменяя и характер труда, и качество продук­ции (услуг), и социально-экономическую структуру общества, предъявляя особые требования к человеку (образование, физическое и моральное здоровье, профессионализм, информированность, творческий -«потенциал, общая культура и т. д.)- Именно с НТР, как считают многие социологи, начался процесс пе­рехода ряда развитых стран от индустриального к постиндустриальному состоянию. Характерными чертами НТР являются: частичная или комплексная автоматизация, компьютеризация про­изводства и управления, преобладание информаци­онно-интенсивных технологий и нового технологи­ческого мышления; увеличение наукоемкости произ­водства; переход ряда технологических процессов на молекулярный, атомный и субатомный уровень, ис­пользование биологических процессов в производст­венных целях; широкое использование искусственных конструкционных материалов; бурное развитие атом­ной энергетики с перспективой ее замены на энерге­тику термоядерную и водородно-топливную; выведе­ние человека за пределы непосредственного процес­са производства; революционизация средств связи благодаря применению оптических волокон, свето-волновой техники и спутниковой связи; вторжение микроэлектроники в кредитно-финансовую, торго­вую, образовательную сферы, в сферы быта и здравоохранения; усиленное развитие индустрии благо­состояния; изменение требований к профессиональ­ным качествам работника (учитывается не только его квалификация, но и здоровье, психическое состоя­ние, морально-волевые качества, общая культура). Вместе с положительными результатами НТР все более обнаруживаются и ее отрицательные последс­твия («издержки»): НТР еще не приняла совершенных гуманистических форм. Особую актуальность приоб­рели проблемы занятости, подготовки и переподго­товки кадров, а также проблемы, связанные с увели­чением антропогенной нагрузки на природу, с усиле­нием возможности манипулирования массовым сознанием людей в чуждых им целях. Особую трево­гу вызывает тот факт, что НТР пока не способна кардинально повлиять на решение ни одной из гло­бальных проблем (перенаселенность планеты, нище­та, голод, международный терроризм, многочислен-, ные и опасные локальные конфликты, психологичес­кие стрессы и т. д.).

Реализовать в полной мере потенциал НТР в инте­ресах человека может лишь подлинно гуманный, демократический мировой порядок, использующий ее достижения на благо всех и не допускающий присвоения ее плодов лишь меньшей частью миро­вого сообщества.

— 2.это рез­кий скачок в развитии производительных сил общества (стан­ков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван коренными изменениями в системе научных знаний, пре­вращением науки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным ис­точником новых идей, определяющих пути развития производ­ства товаров и услуг).

В НТР выделяют Два этапа. 1-й этап (1950—1970-е гг.) связан с автоматизацией производственных процессов, 2-й этап (конец 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием мик­роэлектроники, широким использованием компьютеров, прогрес­сивных технологий, включая биологические.

Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение современных инфор­мационных технологий; разработка биотехнологий и новых кон­струкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах коммуникации и связи.

НТР радикально меняет положение человека в процессе производства: он выводится за пределы непосредственного про­цесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяет­ся характер труда в направлении его усложнения; повышают­ся требования к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы (см. Глобальные проб­лемы).

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества. Научное позна­ние существенно отличается от обыденного.

Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суж­дение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирую­щих теорий или гипотез, система теорий и др.).

Его отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Оно достигается применением специальных приемов (техник и мето­дологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпе­ливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.) (см. Наука).

НАЦИЯ от лат. natio — народ, племя) — один из видов этноса.

— 1.исторически следующая за племенем и на­родностью форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством экономического про­странства, территории, исторического пути развития, языка, культуры, национального самосознания. Проч­ной базой единства нации является общенациональный рынок. Важным фактором образования и развития нации также считают общенациональное государство, национальную буржуазию и национальную интеллиген­цию, высокоразвитую национальную производствен­ную и социальную инфраструктуру, в первую оче­редь — 2. систему образования. В современном мире насчитывается до 5 тысяч этносов, но лишь несколь­ко сотен из них являются нациями, В составе России более 100 этносов, в том числе около 30 наций. В современном мире просматриваются две взаимо­связанных тенденции. Одна проявляется в экономи­ческом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции в рамках наднацио­нальных структур (например, Европейское Сообщест­во). С другой стороны, сохраняется, даже усиливает­ся стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической, культурной экспансии сверхдержав.

3. Нация — исторически сложившаяся социально-экономичес­кая и духовная общность людей. Важнейшими условиями су­ществования нации является общность территории, языка, эко­номического уклада, а также психического склада и культуры. Нации возникают в период преодоления феодальной раз­дробленности, становления капитализма, усиления экономичес­ких связей, образования внутреннего рынка, распространения грамотности и литературного языка. Процесс формирования нации объективно ведет к образованию национальной государ­ственности.

4. Наиболее развитая этническая общность (см. Этнос), основанная на единстве языка, территории, культуры, экономической жизни, социальной психологии. Говорят также о нации как политической общности, гражданах одного госу­дарства.

Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уде­ляется признакам, отличающим нацию от исторически предше­ствовавшей ей народности. К ним относятся: унификация (лик­видация различий) языка, развитие национальной культуры и искусства; формирование социальной структуры общества, соответствующей эпохе научно-промышленного развития. Существует и другой подход, когда нация рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному го­сударству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: