АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 17 глава




ОБРАЗОВАНИЕ — 1.процесс усвоения знаний, приобре­тение умений и навыков или их совершенствование. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, ее воспроиз­водство и развитие, а также развитие самого человека (его социализация), его духовных, трудовых, соци­альных качеств.

Образование включает в себя не только собственно процесс обучения, но процесс воспитания, самовос­питания, самореализации личности через творческую индивидуальную или групповую деятельность и ее результаты. При этом наращивание объема информа­ции должно гармонично сочетаться с наращиванием возможностей оперирования этой информацией, ее практического использования, с нравственным, эс­тетическим, социально-гражданским развитием самой личности. Именно поэтому в современном образо­вательном процессе главный акцент делается на развитие у учащихся и студентов самостоятельного, критического, рационального и образно-эмоционально­го мышления, способности к гуманистической преоб­разовательной, многокомпетентной деятельности, к самосовершенствованию.

— 2.процесс приобщения к культуре, цен­ностям человеческого общества, знаниям о мире, накоплен­ным предыдущими поколениями. В ходе этого процесса проис­ходит развитие и саморазвитие личности. Образование основа­но на получении и усвоении систематизированных знаний, уме­ний и навыков, на развитии и совершенствовании навыков твор­ческой деятельности. Оно охватывает процесс овладения знани­ями, воспитание, самовоспитание человека. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях и са­мообразование.

3.Образование можно рассматривать также как социальный институт, который выполняет в обществе социально-эконо­мическую и культурную функции. Социально-экономическая функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социали­зация личности, воспроизводство социальной и профессиональной структуры общества и подготовка работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Культурная функция заклю­чается в том, что, используя ранее накопленные культурные цен­ности, образование формирует творческие способности человека.

Повышение роли образования в современных условиях тес­но связано с научно-технической революцией.

- 4. Целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, их совершенство­ванию и передаче. Цель образования — приобщение к достижени­ям цивилизации, ретрансляция и сохранение культурного достоя­ния. Важнейшими тенденциями развития системы образования являются ее демократизация, гуманитаризация (см. Гуманитари­зация), гуманизация (см. Гуманизация), компьютеризация и интер­национализация.

ОБСКУРАНТИЗМ — крайне враждебное отношение к просвещению, образованию, ко всему новому, пере­довому, прогрессивному (напр., обскурантистское отношение к неогуманистическим идеям). То же, что и мракобесие.

ОБСТРУКЦИЯ — намеренный срыв какого-либо меро­приятия (собрания, лекции, выступления, акции протеста и т. д.). К обструкции нередко прибегают в борьбе между парламентскими группами и фракция­ми на заседаниях (сессиях) парламента с целью по­хоронить тот или иной законопроект, дискредитиро­вать оратора или его «партийную» позицию.

ОБЩЕНИЕ — 1.вид социального взаимодействия между двумя и более равноправными субъектами, в процессе которого происходит обмен информацией. Общение предполагает режим диалога, а также чаще всего не только интеллектуальный, но и визуальный, и эмоциональный контакт субъектов. Общение может вы­ступать как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве условия какого-либо другого вида де­ятельности (трудовой, социальной, художественной, образовательной, научной и т. д.). Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (напр., между двумя -тремя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (напр., человека с живот­ным, которого он наделяет некоторыми несвойст­венными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (напр., общение человека со своим «внутренним голосом» или «ду­хами предков»); 4) общение воображаемых партнеров (напр., литературных персонажей, сценических ге­роев), такое общение помогает людям (зрителям, читателям) глубже понять сущность человеческого и собственного внутреннего мира. Общение обога­щает социальный и личный опыт субъектов знани­ями, достижениями, активизирует работу подсозна­ния. Общение выявляет достоинства и недостатки характеров, поведения субъектов, шлифует то и дру­гое, приобщает индивиды к неким общепринятым нормам и ценностям, т. е. способствует социализации индивидов.

В случае, когда общение выступает в качестве условия какой-либо деятельности, оно способствует более успешному его продвижению. В случае, когда общение выступает как основной вид деятельности (как основ­ная ценность), оно является источником нравствен­ного, духовного удовлетворения, эстетического удо­вольствия и т. д. Общение и коммуникация — не одно и то же. Коммуникация — процесс передачи информации субъектом какому-либо пассивному объекту, т. е. поток информации однонаправлен, отсутствует обратная связь. В процессе коммуникации ее участники чаще всего остаются обособленными (диктор, ведущий, телеведущий и слушатели, зрители). Цель коммуникации — способствовать функциональному изменению объекта (машины, животного, человека, массового зрителя, его сознания), сориентировать на те или иные нормы жизнедеятельности и ценности, которые выработала активная сторона.

— 2.взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми/Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

• обмен действиями, построение общей стратегии взаимо­действия;

• восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

Иными словами, можно сказать, что общение включает об­мен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одно­го человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участву­ющие в общении люди оказывают взаимное влияние на намере­ния, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Различают познавательное, деловое и интим­но-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.).

Общение играет важную роль в личных и деловых отноше­ниях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнару­живает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть про­явления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.

Специалисты в этой области разработали специальные при­емы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.

- 3. Процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Виды общения: общение между реальны­ми субъектами; общение реального субъекта с иллюзорным партне­ром; общение реального субъекта с воображаемым партнером; обще­ние воображаемых партнеров.

ОБЩЕСТВО — 1.«продукт взаимодействия людей» (К. Маркс), обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира (социально организованная материя), состоящая из индивиду­умов, обладающих волей и сознанием; совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всесторон­нюю зависимость друг от друга; организованная де­ятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями производить все необходи­мые условия существования. Исторически общество первично, государство вторично. Первому по крайней мере 40—60 тыс. лет, второму — 5—6 тыс. лет, но имен­но государства с момента своего появления стали определять четкие границы и структуру различных обществ. Различают общества дописьменные и пись­менные, простые и сложные, традиционные, индустри­альные и постиндустриальные, а также (согласно формационной теории Маркса) — первобытные, ра­бовладельческие, феодальные, капиталистические и, как' предполагалось, коммунистические. Если придержи­ваться территориально-государственного принципа, то придется признать, что сейчас в мире существует более чем 200 обществ, но в широком социологиче­ском смысле современное общество — это мировая система, подразумевающая все человечество как це­лое, некая планетарная социальная система, объеди­няющая все население Земли, имеющая наднацио­нальные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия.

2.С философской точки зрения общество представляет собой динамическую саморазвивающуюся систему, способную, серьезно изменяясь, сохранять в то же вре­мя свою сущность и качественную определенность. Говоря о том или ином современном обществе, мы говорим прежде всего о населении, социальной иерархии, о пяти фундаментальных общественных инсти­тутах, семья, производство, государство, образование (среднее, высшее, наука и культура) и религия — и о четырех подсистемах (сферах) общества: экономиче­ской, политической, социальной и духовной. Развитие общества обусловлено многими факторами, важнейшими из которых являются: способ производст­ва, формы собственности, способы распределения материальных благ, политическая система, моральные принципы существования людей, духовная культура и сознательная деятельность «воспитателей общества» (О.Конт).

— 3.исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тес­но с ней связанная.

4.Наука рассматривает общество как целостную, относитель­но устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — под­систем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.

В более узком смысле различают:

— исторический этап развития общества (например, пер­вобытнообщинное общество, индустриальное общество);

— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество);

— круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество);

— круг людей, имеющих общие интересы, в том числе про­фессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов).

5. В широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения. В узком смысле — то же, что общественная организация.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - устойчивое объединение людей на основе общности социальных, духовных, экономических, политиче­ских и иных интересов, не ставящее политических задач в качестве приоритетных.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние и способ су­ществования массового общественного сознания, в котором скрыто или явно проявляется отношение раз­личных групп людей к событиям и фактам действитель­ности, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения про­исходит либо целенаправленно под воздействием обра­зовательных, политических институтов, средств массо­вой информации и т. д., либо стихийно — под непо­средственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае проис­ходит регуляция поведения индивида, социальных групп как на бытовом уровне, так и на уровне принятия тех или иных ответственных решений. По своему типу общественное мнение может быть монистичным (однообразным, единодушным) и плюралистичным (множественным). Первое характерно для тоталитарного режима политической власти или отдельного учреждения с авторитарным типом управ­ления. Второе — для открытого, либерального общества, функционирующего в демократическом режиме. Монистическое общественное мнение, находясь в большой зависимости от господствующей, репрезен­тативной идеологии и отражая интересы власти мень­шинства, как правило, неадекватно реальному поло­жению вещей, чаще всего примитивно, иллюзорно, утопично. В этом случае оно является фактором сдер­живания прогрессивного развития общества. Плюралистическое общественное мнение, формиру­емое многочисленными информационно-культурны­ми полюсами, как правило, гибко, подвижно, маневренно, в совокупности реально отражает, оценивает действительность и содержит в себе множество аль­тернатив развития. Вместе с тем при низкой полити­ко-правовой культуре, при консерватизме, оторван­ности от жизни системы образования плюрализм общественного мнения может стать и фактором со­циальной дестабилизации и духовной дезориентации, особенно в молодежной среде.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс осознанного вос­приятия окружающего мира социальными общностями, состо­яние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, по­стоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям об­щественной жизни.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движе­ние вперед) — развитие общества, характеризующееся совер­шенствованием человечества в процессе исторического разви­тия, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Обществен­ный прогресс является обобщающим, комплексным показате­лем главного направления развития экономической, социаль­ной, политической, духовной сфер жизни общества, что не исключает явлений застоя, упадка в каких-либо звеньях обще­ственной системы.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» (ТЕОРИЯ ОБЩЕ­СТВЕННОГО ДОГОВОРА) — 1.философская и юриди­ческая доктрина, объясняющая возникновение госу­дарства в его идеализированном виде не чем иным, как соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния (состояния пол­ного обладания естественными правами), не обеспе­ченного нормами и защитой, к гражданскому, огра­ничивающему естественные права людей. При этом возникает государство, которому делегируется часть прав населения в обмен на его обязательства защищать земное благополучие и безопасность граждан. Таким образом, и граждане, и государство якобы вступают друг с другом в сугубо правовые отношения, предпола­гающие и наличие взаимных обязательств. Пока государство есть форма общности добровольно объединившихся людей, пока оно в лице своего ап­парата власти выполняет условия общественного договора, оно законно, легитимно. В случае же зло­употребления государством властью, насилием, вме­шательством в частную жизнь граждан или в случае неспособности защитить их частную жизнь и благо­получие граждане вправе расторгнуть общественный договор и изменить политический строй, формы власти, режим правления, заменить государственный аппарат. В разных вариантах и в разное время идею общественного договора развивали Дж. Локк, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В. Фих­те и др. Идея общественного договора оказала серь­езное влияние на формирование социально-полити­ческих взглядов А. Радищева, П. Пестеля, А. Герцена. Марксистская же социология долгое время рассмат­ривала государство, основанное на общественном договоре, только как «идеализированное царство буржуазии» (В. Ленин), т. е. как несбыточную мечту мелких и средних собственников. Теория общественного договора нашла свое юридиче­ское воплощение в конституциях многих стран мира.

- 2. Совокупность социально-политических теорий возникновения государства (см. Государство). Переход от естественного (догосударственного) к цивилизованному (государственно-организованному) состоянию объясняется заключе­нием общественного договора, т.е. согласием людей взаимно ограни­чить естественные права и свободы, передав их часть государству в целях установления порядка и справедливости. Теории общественно­го договора наиболее полно воплотились в естественно-правовых (см. Естественное право) теориях Нового времени.

ОБЪЕКТ (лат. objectus предмет). В философии — то, что сущест­вует вне нас, независимо от нашего сознания, на что направлена наша деятельность. Предметы и явления окружающего мира. ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — достоверное знание, содержа­ние которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).

ОБЩНОСТЬ (СОЦИУМ) — группа людей, связанных общностью интересов, сходством взглядов, судьбы, устремлений, цели существования, что придает ей неповторимое своеобразие. Именно в общности со­здаются наиболее благоприятные условия для воспро­изводства человека определенного психологического склада (архетипа), для устойчивого функционирования определенного хозяйственного уклада, для вне- государственного самоуправления, для образования и воспитания личности. К общностям относятся: род, племя, народность, нация, сословие, каста, профессиональная, общественно-политическая или творче­ская группа. Наиболее исторически долговременной и устойчивой малой общностью является семья как общность любви, имущества, судьбы и воспитания.

ОБЩИНА — это общность людей, связанных между собой уза­ми кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ — две стороны какой-либо де­ятельности, два фактора, обеспечивающие деятельность. Соответственно, и предмет деятельности, предмет познания и человек, воздействующий на пред­мет, человек, познающий внешний мир. В юриди­ческом смысле — то, на что направлено право, отрасль, институт, норма права и лицо (физическое и юридиче­ское) — носитель прав и обязанностей.

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ - категории, обозначающие: в первом случае все то, что сущест­вует «само по себе», вне зависимости от воли, созна­ния, знаний отдельных людей или групп людей, во втором случае — все то, что является отражением объективного мира в ощущениях, восприятиях, представлениях, чувствах, понятиях, образах — од­ним словом, в сознании индивида, целой общности, что является откликом, реакцией на воздействие окружающего мира со стороны реагирующего субъ­екта. В процессе познания человек, как правило, стремится к объективности (приведению субъектив­ного в соответствие с объективным). Подлинная объективность даже для научного познания остается идеалом, т. к. в любом познании задействован целый комплекс душевных, духовных и телесных факторов познающего субъекта.

ОБЫЧАЙ — традиционно установившийся порядок поведения людей.Правило, форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычаев обеспечивается мерами общественного воздей­ствия. Исторически обычай является одним из источников права.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - система норм, правил поведения, основываю­щаяся на обычае. Обычное право возникло в догосударственный пе­риод, было широко распространено в древних и средневековых об­ществах.

ОБЫДЕННОЕ (ПОВСЕДНЕВНОЕ) ПОЗНАНИЕ — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой ле­жат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники по­лучения истинного знания.

ОБЯЗАННОСТЬ — предписание действовать определенным об­разом. В праве — предусмотренная законом мера долж­ного поведения физических (см. Физическое лицо) и юридических (см. Юридическое лицо) лиц, требующая от них совершения предпи­санных законом действий. В Конституции РФ закреплены следую­щие обязанности граждан: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу и окружающую среду; защищать Отечество и нести военную службу.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - в гражданском праве — правоотношения, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущест­во, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от долж­ника исполнения его обязанности.

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ - характерная черта администра­тивно-командной системы (см. Административно-командная систе­ма) — абсолютное преобладание государственной собственности на средства производства и связанная с ним система прямого директив­ного государственного управления, планирования, ценообразования, распределения ресурсов и др.

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ - партийная система, при которой единствен­ная легитимно существующая партия монополизирует государствен­ную власть.

ОККУПАЦИЯ (лат. occupare занимать, завладевать)-н асильст­венный захват и удержание чужой территории во время военных действий.

ОЛИГАРХИЯ (греч. oligos немногие + arche власть) — 1.власть, которой обладает небольшая группа людей в государстве, в мире финансов и т. д.; сама эта группа (напр., партийно-государственная олигархия, масс-медиумная олигархия, финансовая олигархия).

-2. Согласно Ари­стотелю, олигархия — выродившаяся, извращенная форма аристо­кратии, при которой власть принадлежит не лучшим, а наиболее мо­гущественным, богатым. Олигархия правит в интересах не общества, а отдельных его слоев, связанных с олигархами. Для финансовой олигархии характерны наличие разветвленной системы личных свя­зей, участие финансовых и банковских магнатов в государственных структурах и, наоборот, привлечение высокопоставленных чиновни­ков в финансовые институты.

ОППОЗИЦИЯ (лат. oppositio противопоставление, возражение)-п ротиводействие определенной политике, а также политические группы, партии, движения, выступающие против политической ли­нии правительства или мнения большинства.

ОППОРТУНИЗМ (лат. opportunus удобный, выгодный)- п риспособ­ленчество, соглашательство. В политике — теория и практика лидеров рабочего и социалистического движения, выступающих за ре­формы существующей экономической системы без ее революцион­ной ломки.

ОПРОС - в социологии — метод исследования, сбор первичной информации об объективных и субъективных фактах со слов опра­шиваемых (респондентов). Опрос бывает сплошным и выборочным (опрашивается небольшая часть населения, отобранная по специ­альным методикам). Опрос проводят в формах анкетирования и ин­тервью.

ОПЫТ - в философии — основанное на практике познание дейст­вительности, непосредственное наблюдение, эксперимент.

ОРТОДОКС (греч. orthodoxos правоверный)- последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, миро­воззрения, взглядов человек.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — неуклонно придерживающий­ся основ какого-либо учения, идеологии, принципа, норм (ортодоксальный иудей, ортодоксальный хрис­тианин, ортодоксальный либерал); само учение или свод правил, норм, ритуалов, не допускающие како­го-либо отклонения от них или вольного толкования. Ортодоксии противостоят ереси, инакомыслие, твор­ческое развитие какого-либо учения в соответствии с потребностями времени.

ОСУЖДЕННЫЙ - лицо, в отношении которого приговор, вынесен­ный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказа­ние, предусмотренное уголовным кодексом.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — неблагоприятные последствия за наруше­ние социальных норм. В праве — наказание, государственное при­нуждение к исполнению требований права, применение предусмот­ренных законом санкций. Виды правовой ответственности: уголов­ная, гражданская, административная, дисциплинарная и др.

ОТВЕТЧИК - сторона гражданского дела, которое рассматривается в суде, или хозяйственного спора, рассматриваемого в арбитраже. В суде ответчики могут быть как физические, так и юридические лица, в арбитраже — только юридические.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, которое не согласуется с нормами, требованиями права и морали, не соответствует тому, че­го ждет от человека общество.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — общество, где перемещения из одной страты в другую осуществляются свободно и не ограни­чены.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — 1.показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных услови­ях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем раз­вития научного познания и практики и является состав­ной частью процесса движения к постижению абсолютной истины.

-2. В философии — неполное, ограничен­ное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Получение относи­тельной истины — бесконечный путь к абсолютной истине, к более полному и точному знанию.

ОТНОШЕНИЯ — особые связи человека с окружающим ми­ром; в более широком смысле — взаиморасположение различ­ных объектов и взаимозависимость их свойств.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать про­странственные и временные отношения, причинно - следственные отношения, отношения части и це­лого, формы и содержания и др.

Особый тип отношений составляют общественные отноше­ния — взаимосвязи между группами людей, занимающих раз­ное положение в обществе, отличающихся образом жизни. Ког­да говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Когда гово­рят о той или другой деятельности, то различают производствен­ные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах характеризуют межличностные отношения.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСНЫЕ — взаимосвязи между от­дельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отноше­ния, отношения товарищества, дружеские отношения).

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

Общественные отношения условно разделяют на отноше­ния материальные и духовные.

Материальные отношения (производственные, эколо­гические и др.) возникают непосредственно в ходе практической деятельности человека независимо от его сознания. Они обес­печивают обществу материальные возможности существова­ния и развития.

Духовные отношения (идеологические, политические, правовые, нравственные, художественные, философские, рели­гиозные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных цен­ностей. Они являются условием культурного развития об­щества.

Материальные и духовные общественные отношения нахо­дятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Особым видом общественных отношений являются межлич­ностные отношения.

ОТПУСК- перерыв в работе, свободное время, которое предостав­ляется ежегодно с сохранением места работы и среднего заработка всем рабочим и служащим (кроме временных и сезонных работни­ков). Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Работникам мо­ложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц.

ОТРАСЛЬ ПРАВА — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных об­щественных отношений. Так, например, сферу отношений, связанных с государственным устройством и правовым положе­нием человека, регулирует конституционное право; сферу тру­довых отношений — трудовое право; сферу семейных отноше­ний — семейное право и т. д.

В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на две разновидности: 1) отрасли материального пра­ва (конституционное, гражданское, административное, семей­ное, трудовое и др.);

2)отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.).

ОТЧУЖДЕНИЕ — 1.категория, описывающая парадоксаль­ность человеческого существования, жизненные ситуации и со­стояния, в которых человек становится чужд своей деятельно­сти, ее условиям, средствам и результатам.

В истории философии и обществоведения наблюдалась сме­на различных социальных концепций отчуждения. Наиболее широкую известность приобрела концепция отчуждения, при­надлежащая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как при­своение одними людьми сил, средств и результатов деятельнос­ти других людей. Иными словами, К, Маркс трактовал отчужде­ние как отношение собственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: