Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?




Лекция: ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ

Что следует понимать под формами, или организацион­ными формами обучения?

Для осмысления данного понятия сопоставим его с термином «метод обучения». Как уже говорилось, метод обучения обозначает внутреннюю, процессуальную сторону обучения и выступает как способ обучающей работы учителя и определяемый им способ учебной (познавательной) деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.

Понятие же формы организации учебной работы имеет иной смысл. Латинское слово «foгma» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством обучае­мых учащихся, временем и местом обучения, а также поряд­ком его осуществления.

Запишем:

Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма организации обучения может быть:

Индивидуальная - преподаватель адаптирует степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств обучающегося, т.е. работает индивидуально с каждым учеником.

Парная – преподаватель общается с двумя обучающимися, которые в свою очередь активно взаимодействуют.

Групповая – преподаватель выделяет группы по каким-то признакам и организует работу учащихся в таких группах.

Коллективная – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров – руководителей их среды. Общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивают достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе коллективной учебной деятельности.

Фронтальная – работа одновременно со всеми учащимися.

Как же развивались и совершенствовались формы учебной работы?

Исторически эволюционировали следующие формы учебной работы в школе: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение (в школах средневековья); классно-урочная система обучения; белл-ланкастерская система взаимного обучения (в Англии); батавская система обучения в США; маннгеймская система обучения в Европе; система индивидуализированного обучения, или Дал­тон-план, созданный Еленой Паркхерст; проектная система обучения («метод проектов»); учебные экскурсии; формы тру­дового обучения; программированное обучение - машинное и безмашинное. Развитие форм обучения продолжается и в настоящее время.

Рассмотрим в чем же состоит сущность указанных форм организации обучения?

Наиболее древними формами организации учебной работы с детьми являются индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме учащегося проводил с ним обучающую работу (проверял степень усвоения знаний, объяснял новый материал, налаживал тренировочную деятельность по применению знаний на практике).

При индивидуально-групповом обучении учитель одновременно занимался с несколькими учащимися (группой), одна учебная работа носила индивидуальный характер, поскольку учащиеся были разного возраста, начинали и оканчивали учение в разное время и шли по разным программам. Поэтому учитель спрашивал одного учащегося, объяснял ему новый материал, давал задание для самостоятельной работы, а затем в таком же порядке работал с другими детьми.

С развитием производства и социально-экономических отношений в обществе появилась потребность в расширении массового обучения детей. В XV-XVI вв. в Украине и Белоруссии возникает и развивается классно-урочная система обучения получившая научное обоснование в трудах Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Иогнна Гербарта, Константина Дмитриевича Ушинского и последующих педагогов.

Суть классно-урочной системы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над усвоением одного и того же материала. Внедрение классно-урочной системы обучения повлекло за собой возникновение таких дидактических понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, каникулы и др.

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаи­мосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящается только одному предмету (мо­низм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:

- отличается более строгой организационной структурой;

- является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

- создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения, возникшая в 1798 г., создателями которой были английский священник-миссионер А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, заключалась в том, что учитель вначале занимался со старшими учащимися, а затем последние обучали младших по возрасту детей. Однако широкого распространения эта система не получила, поскольку не обеспечивала надлежащего обучения детей.

В конце XIX в. появляются так называемые избирательные формы обучения (батавская система в США и маннгеймская в Европе) как реакция на недочеты массовых форм обучения, в том числе и классно-урочной системы обучения.

При батавской системе обучения учебный день делился на две части: первая его часть отводилась на коллективные занятия с учащимися, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи как более сильным учащимся в развитии их способностей, так и слабоуспевающим в преодолении их отставания. В больших классах учитель работал с помощни­ком.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что в зависимости от способностей и успеваемости учащиеся распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдений и испытаний. Допускался перевод учащихся из одного класса в другой, если происходили изменения в их успеваемости.

Элементы этой системы сохранились в Австрии, где в школах создаются особые классы для способных учащихся. В Анг­лии эта система послужила основой для создания различных типов школ, разумеется, не равноценных по качеству образования, в которые направляются учащиеся начальных классов по результатам тестовых испытаний.

В 1905 г. в г. Далтоне (шт. Массачусетс, США) возникает система так называемого индивидуализированного обучения, созданная учительницей Еленой Паркхерст и получившая название Далтон-план. Сущность Далтон-плана как особой формы обучения состояла в том, что вместо классов в школе создава­лась система лабораторий (мастерских) по каждому предмету, учащиеся в них занимались самостоятельно, получая задания и пользуясь помощью дежурившего учителя. Общего плана (рас­писания) занятий не было, на коллективную форму работы от­водился один час в день, в остальное время учащиеся изучали материал индивидуально, получая задание от учителя и отчитываясь перед ним о его выполнении. В 1920-е - начале 1930-х гг. Далтон-план применялся в советской школе под названием лабораторно-бригадного метода обучения, но потом от него отказались, поскольку он не обеспечивал осмысленного и прочно­го усвоения знаний.

В начале ХХ в. в США начинает использоваться проектная система обучения, разработанная последователем Дж. Дьюи Уильямом Килпатриком, получившая в советской школе наз­вание комплексно-проектной системы обучения. Суть этой системы состояла в том, что в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам (пред­метная система упразднялась, не было учебников), а организация практической деятельности детей, которая проектирова­лась ими вместе с учителем (отсюда название этой системы), и затем в ходе ее осуществления они знакомились с элементами знаний по языкам, математике, истории и т.д. Естественно, дети не получали ни системных, ни сколько-нибудь осмысленных знаний.

Данный обзор показывает, что наиболее устойчивой формой оказалась классно-урочная система обучения.

В настоящее время в школах применяются следующие формы организации учебной работы: уроки, экскурсии, заня­тия в учебных мастерских по труду, формы производст­венного и трудового обучения, компьютерное (программи­рованное) обучение, домашняя учебная работа учащихся и т.д. Ведутся поиски инновационных форм обучения, о чем мы поговорим далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: