1) Соответствие сочинения заданной теме – показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продуктивному сотрудничеству с консультантом.
Перенос конфликта автора с супругом или другими членами семьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекция негативных качеств партнера на личность ребенка – показатель конфликта внутрисемейных, супружеских отношений.
Уход и отступления от темы сочинения – показатели скрытого отвержения ребенка и актуализации защитных механизмов, либо показатель неразрешенного внутреннего конфликта и проблем самого родителя.
2) Соотношение трех планов родительского сочинения ("Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения").
Тема "Мой ребенок" требует от родителя сосредоточенности на психологических особенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случаев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информативным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.
Варианты соотношения:
Преобладание плана «Ребенок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребенка (тема «Мой ребенок») или проблемах воспитания и родительства (тема «Я как родитель») и достаточно гибкой родительской позиции.
Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребенок» (тема «Я как родитель») или плана «Родитель» (тема «Мой ребенок»). В подобной центрации проявляется ограниченность и ригидность родительской позиции.
В первом случае это фиксация родителя на ребенке и его проблемах без должного осознания значения собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребенка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребенка.
Во втором случае навязчивость обсуждения родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений – показатель личностных проблем самого родителя, его воспитательной неуверенности, повышенной тревожности.
Развернутое позитивное описание плана «Наши отношения» при условии общего соответствия содержания теме сочинения – показатель осознания родителем двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развернутости плана «Наши отношения» – показатель психологической готовности автора сочинения к исследованию своей родительской позиции, к работе над собой, саморазвитию и совершенствованию своей родительской компетентности.
Доминирование плана «Наши отношения» при редукции планов «Ребенок» и «Родитель» – показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности родителя в попытках их разрешения (описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребенка); либо как показатель высокой эмоциональной зависимости родителя от ребенка по типу симбиотической привязанности,
3) Имя ребенка – показатель эмоционального принятия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодействии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя.
При этом нужно учитывать, что полное или уменьшительное имя ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в семье. Также следует учитывать пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по отношению к сыновьям, могут использовать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочинения родителя.
Уменьшительная форм а (ласкательный или пренебрежительный оттенок) – показатель особенностей эмоционального отношения родителя к ребенку.
Ласкательные прозвища – с одной стороны, показатель эмоциональной значимости ребенка для родителя, с другой стороны, показатель потворствования в отношениях с ребенком.
Использование выражений "мой сын", "моя дочь" – показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком.
Избегание имени ребенка – показатель дефицита переживания чувства безопасности родителем, а также недостаточного принятии ценности личности ребенка родителем.
Замена имени ребенка местоимением "он" ("она") – показатель эмоционального отвержения ребенка родителем.
4) Описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи.
Описание (включая основные базовые факты развития – когда ребенок начал ходить, говорить и пр.) важно для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяет более верно определить причины проблем развития ребенка.
Временные планы в сочинении — ретроспективный, перспективный, план настоящего, описания основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка – позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции.
Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей.
Негативное эмоциональное отношение к прошлому – показатель неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы.
Пессимизм в восприятии настоящего – проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя.
Тревожность в отношении будущего – проявление воспитательной неуверенности родителя.
Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Обычно в сочинениях описываются:
− физические особенности и внешность ("небольшого роста и с длинными светлыми волосами");
− формально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет);
− знания, умения, навыки ("знает буквы", "умеет плавать", "занимается танцами"), достижения ребенка;
− особенности поведения и деятельности с конкретными примерами ("очень активный, всегда куда-то лезет");
− общения с родными ("ласковый, все замечает");
− выполнения требований родителей ("не убирает за собой игрушки"), описание интеллектуальных ("умный", "сообразительный", "очень способный"), морально-волевых ("добрая", "настойчивая", "целеустремленная") и эмоционально-волевых качеств ("чуткая", "заботливая", "взрывается") и, наконец, особенности полоролевой идентичности ("она вся томная и женственная").
Избирательность родителя в выделении определенного сочетания качеств ребенка отражает значимость этих свойств для самого родителя и позволяет судить о разделяемых им ценностях воспитания.
Противоречия характеристики, данной родителем ребенку в сочинении, и данных объективного психологического обследования, противоречия в тексте сочинения позволяют говорить о искаженном восприятии родителем образа ребенка.
5) Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Возможны следующие варианты оценки:
− баланс положительных и отрицательных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ребенка;
− "наклеивание ярлыков", негативная, уничижительная оценка указывают на неуважение личности ребенка родителем или его отвержение;
− какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, отражает ценности воспитания, разделяемые родителем;
− сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негативная – отражает недостаточность признания родителем ценности ребенка и неэффективную практику воспитания.
Иногда не удается установить общую оценку ребенка, вследствие индифферентности описания.