Особенности принятия задания.




СОЧИНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ

(описано и составлено на основе [1])

ТЕМАТИКА СОЧИНЕНИЙ

Базовые темы: «Мой ребенок», «Я как родитель». При этом в зависимости от цели обследования возможна иная формулировка тем:

− «История жизни моего ребенка» (направленность на уточнение психологического анамнеза);

− «История моего материнства (отцовства)» (направленность на анализ динамики родительской позиции);

− «Каким я хочу воспитать своего ребенка» (направленность на выявление ценностно-смысловых установок и целей воспитания);

− «Что мне нравится в моем ребенке и что я хотел бы изменить», «Мои требования и запреты» (направленность на выявление цели и методов воспитания, системы требований и запретов).

Тема сочинения задается в открытой форме без конкретизации содержания. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время консультирования. При предполагаемых дисгармоничных отношениях в семье сочинение пишут оба родителя (и / или люди, реально занимающиеся воспитанием ребенка).

Время написания сочинения не ограничивается.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

АНАЛИЗА «РОДИТЕЛЬСКОГО СОЧИНЕНИЯ»

№ п/п 1. Поведение родителя в процессе выполнения задания 2. Формальные показатели 3. Содержательные показатели
1. особенности принятия задания объем сочинения соответствие сочинения заданной теме  
2. пробы, переписывания, черновики форма и стиль описания соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения")  
3. эмоциональное отношение к заданию подчеркивания в тексте с выделением главного упоминание имени ребенка  
4. речевые комментарии рисунки в тексте описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи
5. время выполнения задания структурирование пространства листа оценка ребенка, отношение автора к ребенку
6.     описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, оценка ее эффективности
             

ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Особенности принятия задания.

Далеко не всегда родитель позитивно реагирует на задание и соглашается его выполнить. Мотивировка отказов может быть разной: «Очень трудное задание», «Нет времени», «Не знаю о чем писать». Возможны следующие варианты:

− отказ от задания родителя с высоким уровнем интеллекта, вербального развития, сопровождающийся альтернативными предложениями («рассказать», «поговорить») скорее всего, говорит об объективной занятости родителя;

− отказ от задания родителя, не имеющего опыта письменного изложения своих мыслей и чувств свидетельствует об объективной трудности задания;

− категорический отказ от задания родителя с высоким уровнем интеллекта, вербального развития можно рассматривать как психологическую защиту;

− настойчивые вопросы о том что и как писать говорят о высокой тревожности и гиперсоциализированности родителя («правильности», зависимости от социального одобрения).

 

2) Пробы, переписывания, черновики.

Черновики сочинения – показатель гиперсоциализрованности родителя.

Пробы-переписывания, в которых присутствуют кардинальные изменения содержания текста – наличие преград и барьеров в осознании проблем ребенка; с другой стороны, отражение положительной динамики осознания родителем проблем взаимоотношений с ребенком.

3) Эмоциональное отношение к заданию.

Особенности мимики, пантомимики, жестов, изменение настроения в процессе сочинения являются весьма информативными для оценки характера отношения родителя к ребенку, особенностей самопринятия, а также степени эмоциональной вовлеченности родителя в проблемы взаимоотношений с ребенком (от сверхвовлеченности на основе симбиотического союза до индифферентности и незаинтересованности).

4) Речевой комментарий (по поводу трудности выполнения задания, либо оценки успешности его выполнения).

Трудность задания может оцениваться диаметрально противоположно: от «Писать о моем ребенке оказалось намного сложнее, чем на первый взгляд» до «Это оказалось гораздо легче и интереснее, чем я думала, меня увлекла эта работа». В обоих случаях подобный комментарий свидетельствует о неформальном отношении к задаче, о том, что родитель «продвинулся» вперед в осознании проблемы, причин ее возникновения и возможных путей преодоления.

Успешность задания. Сомнениях автора в «правильности» выполнения задания, в полноте и точности описания – показатель тревожности, либо объективной сложности задания для родителя.

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Объем сочинения

Малый объем (чрезмерно малый) показывает непринятие задачи, пассивный отказ от ее выполнения или чисто формальное выполнения задания, «закрытость» автора в выражении своих мыслей, чувств и переживаний. Возможные причины – низкий уровень мотивации родителя, низкий уровень вербальной культуры, психологическая защита.

Большой объем (чрезмерно большой) сочинения отражает высокую эмоциональную включенность родителя, фиксацию на проблеме, либо попытки ее разрешения путем рефлексивного анализа.

С другой стороны, уход от заданной темы сочинения, отвлечения, подмена темы сочинения указывают на чрезмерную сосредоточенность на иной проблеме, являющейся для автора сочинения истинной причиной обращения за помощью.

Форма и стиль описания.

В зависимости от степени развернутости описания проблемы возможны следующие формы сочинения:

Описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребенка. Как правило, содержит в себе консультативный запрос.

Проблемная форма характеризуется минимальным описанием жизненных событий, свойств и качеств ребенка и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора. Нередко подобная форма включает много вопросов, восклицаний, высказываний, утверждающих неспособность родителя к конструктивному разрешению проблем («Не знаю, как справиться», «Не представляю, что еще можно сделать» и пр.);

Описательная форма, как правило, фактически не содержит информации о конкретном содержании проблемы, отсутствуют жалоба и запрос.

«Канцелярская форма» напоминает автобиографию: «Я, Иванова А. А.. проживаю совместно с сыном Антоном 12 лет...», «Моя дочь Петрова Вера Петровна, ученица 5 А класса школы №...», «Претензий к дочери не имею». Изобилует канцеляризмами, часто формальна по содержанию. Может расцениваться как показатель значительной дистанции во взаимодействии с ребенком, трудностей в общении с ним. Отражает зависимость автора, в ряде случаев – недостаточный уровень речевой культуры, ригидность мышления, а также может показывать психологическую защиту.

«Письмо к...» – форма обращения, адресатом которого является сам ребенок, консультант или другой собеседник. Это размышление о проблеме, оно диалогично по содержанию: содержит обращения, призывы, вопросы к собеседнику и от его имени, ответы на них, заверения и т.д. Встречаются образные определения, сравнения, метафоры, гиперболы. Общий тон сочинения — интимизирующий, приподнятый. Подобная форма является показателем стремления автора установить более близкую дистанцию либо более комфортную (за счет ее структурирования) позицию во взаимодействии с адресатом. В некоторых случаях такая форма сочинения может показывать гиперсоциализированность автора, истероидно-демонстративный тип характера.

Эпиграфы – показатель высокого уровня языковой и интеллектуальной культуры родителя, глубокой проработки им проблемы, направленности на самоисследование, стремления к осознанию сущности своей родительской позиции, ориентированности на социальные ценности. Содержание и смысл эпиграфа должно стать предметом специального анализа и интерпретации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: