VI. Идеология религиозного экстремизма




 

Религиозные экстремистские организации - это такие группы и организации, которые в своей идеологии используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов. Контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и целей группы.

Религиозная идеология имеет разные направления, к которым относится:

1) принудительное распространение ее принципов;

2) нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия;

3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

 

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

Доведенная до крайности, идеология экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Из опыта недавнего прошлого мы хорошо помним, что самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих. В последние годы имеет место идея о конце света, т. е. апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники этой идеи не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в “Откровениях”, Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии. И хотя крайне апокалиптические группы являются потенциальными террористами, на них мало кто обращает внимание.

В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты экстремистской деятельности, это национализм, религиозный фундаментализм, фашизм и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”; Уэйко, штат Техас; Аум Синрике и др).

 

В религиозном экстремизме выделяется восемь основных идеологических элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:

1) контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

2) мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам;

3) требование чистоты - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и «плохой». Религиозная экстремистская организация - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное";

4) культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

5) "святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной;

6) нагруженный язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

7) доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

8) разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. "цель оправдывает любые средства".

Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

 

Основой идеологии религиозного экстремизма является религиозный фанатизм, который превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных.

Фанатичная религиозность индивидуума и общества на всех уровнях вносить негативный элемент в отношениях между людьми.

Фанатизм религиозного фанатика (по страсти) убеждения на столь велик, что он не только совершенно не боится наказания, но и некогда не раскаивается в своих деяниях.

 

VII. Проявления религиозного экстремизма:

 

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию противоправных актов как к средству достижения своих целей.

Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент, когда одна изолированная группа, следующая вышеперечисленным установкам, начинает угрожать безопасности большинства, разрешая применение физического насилия. Это становится возможным, когда радикально настроенная группа людей считает всех людей – за исключением своих последователей – вне своей религии, объявляя их неверными. Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и обществом.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.

В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее:

1) распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма;

2) благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности;

3) организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера;

4) создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам;

5) создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др.

 

VIII. Характер последствий религиозного экстремизма:

 

Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.

Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы.Суть религиозного экстремизма, – в применении насилия к инакомыслящим. Последствия от религиозного экстремизма является:

 

1) отток денежных средств у населения;

2) промывание мозгов и программирование людей;

3) разжигание религиозных распрей;

4) разжигание межнациональных распрей;

5) лишение и ограничение Конституционных прав;

6) нарушение стабильности социально экономического развития;

7) повышение процента суицида;

8) повышение процента психиатрических заболеваний;

9) разрушение культурно – исторических ценностей;

10) регресс общества;

11) вмешательство в общеобразовательную систему;

12) вмешательство в государственное и местное самоуправление;

13) распространение наркотических веществ;

14) завладение имуществом граждан.

IX. Противодействие религиозному экстремизму:

Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

 

Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения.

 

Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители.

 

Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

 

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

 

2) выявление и пресечение экстремизма;

 

3) международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

 

Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.

 

Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина.

 

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению (а может и к счастью) у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого.

 

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан), должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия.

 

Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: