От Отрара по реке Арысь, которая впадает в Сырдарью недалеко от Шаульдера, шли дороги на восток в Центральный Казахстан, в г.Тараз и в Семиречье. По Сырдарье вверх следовали в современный Узбекистан, Таджикистан и в Иран. Вниз дорога вела в Приаралье и на Урал. На запад через Каракумы проходил путь в Хорезм и далее в Поволжье, Русь, Причерноморье и на Кавказ. То есть он был узловым стратегическим центром в Южном Казахстане, имевшим выгодное и опасное положение. Впервые название Отрар приводится известным историком Ат-Табари в связи с событиями начала 9-го века. Это был богатый город с высокой культурой эпохи средневековья, которая расцвела на основе достижений предшествующего периода. Исследования и раскопки показали, что уже в первой половине первого тысячелетия н.э. на Сырдарье и на юге Казахстана существовала осёдло-скотоводческая цивилизация, которая умела строить города, плавить железо, изготовлять холодное оружие, украшения из бронзы, золота и цветных камней. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии. В 12-м веке н.э. расцвет города прервало монгольское нашествие. В 1219 году он подвергся страшным разрушениям, часть населения была перебита, а часть уведена в рабство. Монгольская конница прокатилась опустошительной волной по всей территории Казахстана. В 13-м веке город был заново отстроен. Во второй половине 14-го века Южный Казахстан вошел в державу Тимура, при нем обстановка в бывших монгольских владениях стабилизировалась. В Туркестане был построен грандиоз-ный мавзолей Ахмеда Ясави, в Отраре сооружён мавзолей над могилой учителя Ахмеда Ясави—святого Арслан-баба. После его смерти, а умер он в Отраре в 1405 году от простуды, начались междоусобицы и феодальные войны. Тем не менее города вдоль Сырдарьи процветали, развивались ремёсла и торговля. Так было до середины 17-го века, когда на земли Казахстана обрушились грабительские орды джунгаров, разрушивших древние города Сайрам, Туркестан, Отрар и другие поселения. Отрар был вновь разрушен до основания и вновь уже больше не восстанавливался.
|
На месте бывшего крупного городища мы увидели холмистое пространство, поросшее травой и кустарником, и только в одном месте на площадке 30 на 20 метров возвышались метровые останки стен из обожжённого кирпича, раскопанные чимкентскими археологами из областного музея. Раскопки обнаружили квартальную застройку небольшими домами и узкую улицу между ними. Мы нашли несколько
- 17 -
черепков глиняной посуды, сфотографировались на память и продолжили путешествие по разноликой природе.
Вернулись в Шаульдер, а оттуда по автодороге направились в сторону р. Сырдарьи. По обе стороны дороги расстилается пока ещё зелёная степь с яркими разноцветными пятнами цветов; здесь тюльпаны, маки, свечи эремурусов, жёлтые кустики ядовитого адраспана, серая пахучая полынь. Вот дорогу переползает большая черепаха. Я притормозил, остановил машину, и мы осмотрелись. Черепах здесь очень много, они как танки ползут в разные стороны, трава от их передвижения колышется, как от дуновения ветра. Всю зиму они проводят в норах. Вся их активная жизнь протекает весной. Обычно в апреле они выползают наружу, спариваются. В мае и в начале июня, пока не выгорит трава, они отъедаются сочной зеленью, кладут яички и, как только наступает засуха и жара, зарываются в норы. Бодрствуют черепахи три месяца в году, остальное время беспробудно спят. В случае опасности черепахи выбрызгивают из кишечника защитную вонючую жидкую массу.