Лекция № 1. – 2 часа
Тема: Языкознание и язык
1. Языкознание как наука. Предмет и разделы языкознания.
2. Язык и речь.
3. Знаковый характер языка.
4. Язык как социальное явление. Основные функции языка.
5. Язык как система и структура.
6. Уровни языковой системы.
7. Синтагматика и парадигматика..
8. Синхрония и диахрония.
Литература
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979.
3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983.
4. Реформатский А.Л. Введение в языкознание. – М., 2000.
5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987.
1. Языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.
Языкознание как наука имеет структуру. Так, различают следующие виды языкознания:
1) практическое – изучает конкретный язык (или языки) с целью его использования как средства общения;
2) прикладное – занимается разработкой и приложением лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учетом современных практических задач: машинный перевод, автоматический поиск информации, синтез речи и ее автоматическое распознавание и т.д.
3) теоретическое – изучает теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики, природу грамматических категорий и т.д. Оно имеет таки подвиды:
а) частное – изучает один или группу родственных языков (напр.: славистика, полонистика, романистика, тюркология и т.д.);
б) общее – изучает язык вообще, его природу, происхождение, структуру, классификации языков и т.д.
Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Обычно выделяют следующие разделы языкознания:
|
– фонетика – изучает звуки
– фонология – изучает звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения
– лексикология – изучает словарный состав языка и слово как основную его единицу
– грамматика – исследует слова, морфемы, морфы, морфологические части слов и их сочетания.
2. Язык в лингвистической литературе употребляется в двух смыслах: в широком как знаковая система в целом, представляющая собой неразрывное единство идеальной и материальной сторон (т.е. единство кода и все его реализаций); в узком – как идеальная, абстрактная система, код (в отличие от речи как его реализации).
Язык – идеальная сторона, код.
Речь – материальная сторона, реализация языка.
3. Язык – система знаков. Свойства языкового знака:
1)двусторонность;
2)системность;
3)воспроизводимость;
4)способность обобщать;
5) комбинационность.
Языковой знак имеет план выражения (форма) – означающее – звуковой комплекс – материальная часть.
Языковой знак имеет план содержания – означаемое – значение – идеальная часть.
4. Ф. де Соссюр считал, что «язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному». Будучи явлением социальным, язык обладает определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:
1) коммуникативная;
2) когнитивная;
3) функция хранения информации;
4) экспрессивная
5) метаязыковая;
6) эстетическая.
5. Элементы языка существуют не изолированно, а в тесной связи и противопоставлении друг другу, т.е. в системе. Под системой понимается внутренне организованная совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, а под структурой – внутренняя организация этих элементов, сеть их отношений.
|
6. Вся система языка имеет следующие языковые уровни:
1) Фонематический. Единица этого уровня – фонема.
2) Грамматический (морфематический). Его единица – морфема.
3) Лексический. Единица этого уровня – слово (лексема).
4) Синтаксический. Его единица – словосочетание и предложение.
7. Между языковыми единицами существуют такие отношения:
– иерархические – это отношения подчинения и включения между языковыми единицами разных уровней,
– парадигматические – это отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы),
– синтагматические – это отношения сочетаемости между последовательно расположенными языковыми единицами одного уровня.
8. В основе классификации языкознания используется и временной подход.
Синхрония – изучает состояние языка в определенный момент его развития как системы одновременно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Диахрония – историческое развитие системы языковой как предмет лингвистического исследования; исследование языка во времени, в процессе его развития во временной оси.
Лекция № 3. – 2 часа.
Тема: Фонология. Понятие фонемы.
1. Фонология как функциональная фонетика.
2. Фонема как звуковая единица языка:
– основные признаки и функции фонемы;
|
– фонема и звук.
3. Фонологическое содержание фонем (дифференциальные и интегральные признаки фонем).
Литература:
1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2002. – Гл. 5. – С. 89 – 97.
2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – Гл. 2. – С. 47 - 52.
3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Гл. IУ. – § 22.
4. Маслов Ю.С. Введение в языковедение. – М., 1975. – Гл. II. – С. 44 – 66.
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002. – Гл. 3. – §§ 39 – 40.
6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – Соответствующие статьи. – С. 552 – 554, 555 – 557.