В детском саду разработаны модели воспитательного – образовательного процесса и взаимодействия специалистов в рамках реализации программы «Здоровье» (см. Приложения).
Программно-методическое обеспечение реализации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной деятельности МБДОУ.
В МБДОУ №81 реализуется комплексная программа «Радуга» под ред. Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой и др. Также в работе используется парциальная программа по физическому развитию и ЗОЖ:
· «Физическое воспитание в детском саду» под ред. М.А.Васильевой В.В.Гербовой
и другие:
· Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы В ДОУ. М. Айрис Пресс. 2006г
· М.Л. Рунова «Двигательная активность ребенка в ДОУ» Л.П. Щербан «Тематические физкультурные занятия и праздники в ДОУ» Т.П. Осокина «Физическая культура в детском саду».
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ
- преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества
- использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.
(см. Приложение)
Также эффективное оздоровительное влияние имеют циклические упражнения, в первую очередь оздоровительный бег. Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0 – 1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений, и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей, как способа тренировки, и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
Эти упражнения составляют основное содержание различных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Формы работы | Ответственный |
Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно до завтрака, в течение 5-12 минут на воздухе или в помещении. | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп |
Физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми. Проводится три раза в неделю (один раз на воздухе) | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Динамические паузы на улице. Проводится в те дни, когда нет физкультурных занятий (2 раза в неделю). | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Оздоровительные паузы на улице. Проводится в те дни, когда есть физкультурные занятия (2 раза в неделю) | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. | Воспитатели групп |
Физкультминутки. Проводятся на начальном этапе утомления. 1,5-2 минуты. | Воспитатели групп |
Физкультурная пауза. Снимает эмоциональное напряжение. Не более 10 минут. | Воспитатели групп |
Гимнастика после дневного сна. Улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. 7-15 минут. | Воспитатели групп |
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями. Развивает выносливость организма ребёнка. | Инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели групп |
Физкультурный досуг. Эффективная форма активного отдыха. Участвуют 1-2 группы.1 раз в месяц. | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп |
Физкультурные праздники. Участвуют все группы. 2-3 раза в год. | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Дни здоровья. Участвуют все группы. Не менее 2 раз в год. | Инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели групп |
Самостоятельная двигательная деятельность. Способствует укреплению здоровья. Организуется в течение всего режима дня. | Воспитатели групп |
Задания на дом. Цель-воспитание здорового образа жизни семьи. | Инструктор по физической культуре |
Спортивная секция «Баскетбол». Совершенствование физической подготовленности. Старшие и подготовительные группы. 2 раза в неделю. | Инструктор по физической культуре |
Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста – с элементами спортивных игр и упражнений.
Группа | Игры |
Первая младшая | «Догони мяч!», «Через ручеёк», «Догони меня!», «Воробышки и автомобиль», «Птички летают», «Мой весёлый звонкий мяч» |
Вторая младшая | «Бегите ко мне!», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Поезд», «Птички в гнёздышках», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку» |
Средняя | «Самолёты», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике» |
Старшая | «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы весёлые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейики», «Бездомный заяц», «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы», «Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Мяч водящему», «Школа мяча», эстафеты, городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола |
Подготовительная к школе | «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки, бери ленту», «Совушка», «Чьё звено скорее соберётся?», «Кто скорее докатит обруч по флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка», «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий?», «Ловишки с мячом», эстафеты, городки, элементы баскетбола, элементы футбола, элементы настольного тенниса |
Приложение
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Детский сад. № 81»
____________ Самсонова Е.В.
«____» _______ 2019 г.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
В МБДОУ «Детский сад № 81»
В 2019-2020 учебном году.
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий | Постоянно, ежедневно | Медиц. сестра, заведующий, старший воспитатель |
2. | контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд | Постоянно, ежедневно | Медиц. сестра, заведующий |
3. | Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и детского сада по подготовке и ведению детей в период адаптации к детскому саду. проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома. | при поступлении ребенка в детский сад и после пропусков (по болезни, отпуска) | Медиц. сестра, заведующий, старший воспитатель , |
4. | строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организации карантинных мероприятий | во время инфекционных заболеваний | Медиц. сестра, заведующий, старший воспитатель |
5. | качественно проводить сезонную неспецифическую имуннокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ | С сентября по февраль | Медиц. сестра, врач |
6. | выделить детей с группами риска (по анемии, по высокому инфекционному индексу, по бронхолегочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дифицитом массы тела), проводить их динамическре наблюдение с выполнением индивидуального лпна оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. | Постоянно | Медиц. сестра, врач |
7. | Продолжить выделять группу часто болеющих детей с составлением индивидуальных планов наблюдения этих детей и оценкой эффективности оздоровления. | Постоянно | Медиц. сестра, инструктор по физической культуре |
8. | Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и детским садом в реабилитации детей из групп риска, из группы часто болеющих детей, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина) | Постоянно | Медиц. сестра, врач |
9. | Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья детей с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья. | 1 раз в 3 месяца | Медиц. сестра, врач |
10. | продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздествовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно | Медиц. сестра, заведующий, старший воспитатель |
Приложение 2
Утверждаю
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 81»
____________ Самсонова Е.В.
«____» _______ 2019 г.
ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В МБДОУ «Детский сад № 81»
в 2019-2020 учебном году.
1. Осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
2. Дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
3. 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
4. 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
5. Своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
6. Соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
7. Профилактика дезадаптаций к детскому саду.
Обеспечение состояние "теплового комфорта".
Индивидуальный подход. Щадящий режим.
1. Профилактика ОРВИ, гриппа (сезонная)
Усилить санитарно-эпидемиологический режим (влажная уборка, проветривание), изоляция детей с признаками ОРВИ, витаминизация третьего блюда.
2. Профилактика йод-состояний.
Йодированная поваренная соль, батон
3. Профилактика кариеса.
При наличии 20 зубов - чистка зубов лесной пастой.
Тщательное полоскание рта после каждого приёма пищи.
4. Профилактика нарушений осанки.
С трёх летнего возраста приучать детей следить за осанкой ("прямая спинка").
Правильный подбор мебели.
Жёсткая кровать.
5. Профилактика плоскостопия.
Вырабатывать у детей походку без излишнего разведения стоп (постоянно в течение дня).
Ходьба босиком по резиновому коврику с шипами (во время проведения гимнастики после сна).
Работать с родителями по исключению нахождения в помещении в утеплённой обуви или с мягкой плоской подошвой (сандальки, а не тёплые тапочки).
Физические упражнения для профилактики плоскостопия (во время проведения занятий, работа группы по коррекции плоскостопия)
6. Профилактика контагиозных гельминтозов.
1. Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Соблюдение правил личной гигиены детьми и персоналом (коротко остриженные ногти).
3. Полная смена песка в песочницах 1 раз в год (весной). Раз в год взятие проб песка для обследования. Песочницы на ночь закрываются крышками.
7. Профилактика рахита.
Прогулки на солнышке. Двигательная активность. Использование морепродуктов.
8. Проведение курсов кислородных коктейлей (по согласованию с родителями и врачом).
9. Использование дыхательных комплексов в регламентированной и частично-регламентированной детской деятельности.
10. Гимнастика для глаз.
11. Применение закаливающих процедур (начиная с детей среднего возраста).
12. Лечебная физкультура для часто болеющих детей (по показаниям и назначениям врача).
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 81»
____________ Самсонова Е.В.
«____» _______ 2019 г.
СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В МДОУ «Детский сад № 81»
в 2019-2020 учебном году.
№ П/П | Разделы и направления работы | Формы работы |
1. | использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в доу. | - Типовой режим дня - оздоровительный режим дня |
2. | психологическое сопровождение развития | - создание психологически комфортного климата в доу - обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности - личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми - формирование основ коммуникативной деятельности у детей - диагностика и коррекция развития - психолого-медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период |
3. | разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка 1) регламентированная деятельность 2) частично регламентированная деятельность 3)нерегламентированная деятельность | утренняя гимнастика физкультминутки, физкультпаузы динамические переменки образовательная физкультурная деятельность в зале и на воздухе физические упражнения после сна спортивные праздники спортивные игры подвижные игры на воздухе и в помещении спортивные досуги дни здоровья хореография секция боевые искусства секция «школа мяча» секция Офп Группа для часто беолеющих детей группа по коррекции плоскостопия подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке |
4. | работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни | развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программмы «основы безопасности жизнедеятельности» воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса к физической активности формирование основ безопасности жизнедеятельности |
5. | организация питания | сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами |
6. | нетрадиционная форма оздоровления - музыкотерапия | использование музыкального сопровождения в образовательной деятельности по рисованию и физкультуре |
Приложение 4
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 81»
____________ Самсонова Е.В.
«____» _______ 2019 г.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ
В МБДОУ «Детский сад № 81»
в 2019-2020 учебном году.
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Мониторинг физического развития (все группы, кроме яслей) 1) диагностика физичеких качеств 2) оценка физического развития | 2 раза в год сентябрь январь апрель | инструктор по физической культуре Медиц. сестра |
2. | медико-педагогические совещания 1) анализ нервно-психического развития детей 2-го года жизни 2) анализ нервно-психического развития детей 3-го года жизни 3) работа с родителями и детьми в период адаптации ребенка к условиям ДОУ | 1 раз в квартал 1 раз в квартал сентябрь, октябрь | Медиц. сестра заведующий, старший воспитатель |
3. | выявление, обобщение и распространение передового педагогического, детского и семейного опыта 1) участие детского сада в грантовом конкурсе проктов «школа мяча» 2) «мы дружим со спортом» (организация физического воспитания в доу) 3) выставка спортивного оборудования для использования с детьми в домашних условиях. 4) анкетирование родителей (законных представителей) «что мы знаем о здоровом образе жизни» 5) день открытых дверей (показ видов образовательной и совместной деятельности педагогов и детей для родителей) 6) открытый показ занятий по дополнительным платным услугам для родителей (хореография, боевые искусства) 7) «кросс наций-2011» 8) городская семейная олимпиада 9) участие команды детского сада в городской спартакиаде 10) конкурс по спортивной аэробике «чаэрдлитинг» | сентябрь-ноябрь февраль февраль октябрь, ноябрь февраль май сентябрь октябрь в течение года апрель | |
4. | консультации специалистов для педагогов «МЕТОДЫОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫДЕТЕЙ», «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВЕРШЕННО ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА | |
5. | консультации специалистов для родителей (законных представителей) иммунитет «как его укрепить» «ребенок дома. экстремальные ситуации в быту» | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА | |
6. | ОСВЕЩАТЬ РАБОТУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫЧЕРЕЗ СМИ: ГАЗЕТУ ДЕТСКОГО САДА «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |