БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
для специальностей:
1-26 02 02 Менеджмент
1-26 02 03 Маркетинг
Автор-составитель: З.Н.Козловская, канд.техн.наук, доцент, зав.кафедрой экономики и менеджмента Рецензенты: Кафедра «Бизнес-администрирование» Белорусского национального технического университета (протокол №12 от 15.04.2016); Л.С.Климченя, канд.экон.наук, зав.кафедрой «Коммерческая деятельность на внутренних и внешних рынках» Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет». |
РАССМОТРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К УТВЕРЖДЕНИЮ
заседание кафедры экономики и менеджмента учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
19.03. 2016 г., протокол № 9
УТВЕРЖДЕН
заседание Научно-методического совета учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
23.06.2016, протокол №10
Регистрационный № УД-030-16/э
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 8
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ…………………………………………………………..9
ТЕМА 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации……...9
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования в управлении
предприятием…………………………………………………………………………9
1.2 Организация процесса бизнес – планирования на предприятии……………10
ТЕМА 2. Бизнес – план организации: функции и особенности………………….14
2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес – плана………….14
2.2 Отличие бизнес - плана от других плановых документов………………....18
ТЕМА 3. Содержание бизнес-плана…………………………………………….....23
3.1 Общие требования к составлению бизне-плана……………………………....23
3.2 Требования к содержанию основных разделов бизнес – плана…………....24
Тема 4. Методы оценки эффективности инвестиций……………………….....35
4.1 Общие подходы к оценке эффективности инвестиций………………………..35
4.2Дисконтированные критерии оценки эффективности инвестиций……........37
4.3Простые (статические) методы оценки эффективности инвестиций……….40
4.4 Определение ставки дисконтирования в бизнес-плане……………………...42
Тема 5.Анализ инвестиционных рисков………………………………………..48
Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана…………………………………………………………………………53
6.1 Рекомендации по составлению резюме бизнес-плана………………………..53
6.2 История бизнеса организации (ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии)……………………………………………………….55
6.3 Описание продукции (услуги)…………………………………………………59
6.4 Исследование и анализ рынка (анализ бизнес-среды организации)………...62
6.5 Разработка маркетинг-плана…………………………………………………...81
6.6 Производственный план………………………………………………………..91
Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций………………………………………………………………………..106
Обучающие и контролирующие материалы (тесты)…………………….............110
Задания на самостоятельную работу студентов………………………………....117
Вопросы к зачету…………………………………………………………………..126
Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..127
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный этап развития экономики республики характеризуется значительными проблемами в сфере материального производства: резко увеличилось количество убыточных предприятий, снижаются прибыль и рентабельность. Причин тому много. Рыночная экономика предъявляет достаточно высокие требования к предпринимателям, руководству предприятий: высокий уровень конкуренции, все возрастающий темпы научно-технического прогресса, динамизм внешней среды. Эти и другие факторы значительно усложняют процесс принятия управленческих решений.
Мировая практика свидетельствует, что большинство предприятий бизнеса терпят убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменение внешней среды и не в полной мере оценили свои возможности.
Инструментом к повышению степени осуществимости идей и проектов любого типа служит бизнес-планирование. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, а затем детализировать и рассмотреть вероятность их осуществления.
В зарубежной практике бизнес-план давно стал важнейшим документом, обосновывающим реальность и целесообразность бизнеса, так как решает основную задачу – создает фундамент деятельности любой фирмы, делового предложения, программы или проекта.
У нас в республике бизнес-планы появились относительно недавно, но уже успели завоевать огромную популярность. Сегодня бизнес-план – обязательный документ для получения инвестиций, для обоснования целесообразности той или иной деятельности предприятий, их санации и реструктуризации. Для проверки профессиональных качеств специалиста при приеме на работу ему могут поручить составление бизнес-плана.
Бизнес-планирование – сложный и трудоемкий процесс, требующий определенных знаний, навыков и опыта. Чтобы успешно им заниматься, необходимо владеть методикой и техникой бизнес-планирования, иметь соответствующие навыки.
Цель курса: сформировать систему базовых знаний по теории, методологии и методам бизнес-планирования; выработать и развить практические навыки по бизнес-планированию, которые могут быть использованы студентами в процессе профессиональной деятельности по разработке бизнес-планов.
Задачи курса:
- определить место и значение бизнес-планирования в предпринимательской деятельности и в системе управления организацией.
- познакомить с сущностью и организацией бизнес-планирования на предприятии.
- познакомить с понятием «бизнес-план» как формой бизнес-планирования, его видами и ролью в стратегическом планирования.
- раскрыть структурные разделы бизнес-плана, специфи-ку их применения в разных отраслях экономики;
- обучить основным методикам составления бизнес-плана и дать рекомендации по его составлению.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
- основные категории научно-понятийного аппарата бизнес-планирования;
- структуру бизнес-плана и ее особенности для разных бизнес-проектов; - методику исследования рыночной среды и выявление бизнес-возвозможностей для развития компании; - методику финансового обоснования проектов. Уметь: - разрабатывать бизнес-план открытия (развития) организации; - позиционировать его среди потенциальных инвесторов. Лекции раскрывают основные теоретические аспекты бизнес-планирования. На практических занятиях закрепляются полученные на лекциях знания и вырабатываются навыкипримененияразличных методов в процессе прогнозных и плановых расчетов. На занятиях проводятся опросы, а также промежуточное тестирование, что позволяет контролировать качество знаний. В ходе управляемой самостоятельной работы студенты закрепляют практические навыки путем выполнения выданных преподавателем индивидуальных заданий. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий и по итогам выполнения индивидуальных заданий. Итоговый контроль проводится в виде зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы. Данная дисциплина связана с дисциплинами «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика организации (предприятия)» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент» и «Маркетинг» получить теоретические и практические навыки бизнес-планирования. Согласно учебному плану для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг» на изучение дисциплины отведено всего 74 ч., в том числе 36 ч. аудиторных занятий, из них лекции - 12 ч., практические занятия - 12 ч., СУРС - 12ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование темы | Лекции (часы) | Практичес- кие занятия (часы) | СУРС (часы) | Всего аудиторных часов |
Тема 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации | ||||
Тема 2. Бизнес – план организации: функции и особенности | ||||
Тема 3. Содержание бизнес-плана | ||||
Тема 4. Методы оценки эффективности инвестиций | ||||
Тема 5.Анализ инвестиционных рисков | ||||
Тема 6. Частные рекомендации к методике составления отдельных разделов бизнес-плана | ||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Содержание и организация бизнес - планирования организации
Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.
Организация процесса бизнес – планирования на предприятии. Стадии процесса бизнес-планирования. Формирование бизнес-идеи.Бизнес - план как инструмент прогноза результатов деятельности предприятия и управления.
ТЕМА 2. Бизнес – план организации: функции и особенности
Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана. Функции бизнес-плана. Отличительные черты бизнес-плана. Подходы к разработке бизнес-плвана.Отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов.
Тема 3.Содержание бизнес-плана
Общие требования к составлению бизнес-плана. Структура бизнес-плана в соответствии с методикой ЮНИДО. Требования к содержанию основных разделов бизнес-плана:«Резюме»,«Характеристика организации и стратегия ее развития»,«Описание продукции (услуги)»,«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»,«Производственный план»,«Организационный план»,«Инвестиционный план», «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности», «Показатели эффективности проекта», «Юридический план».