ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПОСТРОЕНИЕ




 

Характеристика, по которой работает любой дизель на гребной винт (называемая условно винтов

характеристикой дизеля) представляет собой кубическую параболу:

 

,

 

где Nдв- частота вращения коленвала главного двигателя;

m принимаем равным

- коэффициент пропорциональности, учитывающий влияние на изменение винтовой характеристики, состояние корпуса судна, гребного винта и других факторов, влияющих на сопротивление движению судна (буксировка орудий лова и т.п.) и пропульсивный коэффициент :

Для лучшего понимания физического смысла винтовой характеристики, ее лучше представить в следующем виде:

, где

- учитывает влияние сопротивления судна в эксплуатации на винтовую характеристику;

- учитывает влияние состояния поверхности лопастей гребного винта на винтовую характеристику.

- учитывает влияние изменений характеристик взаимодействия гребного винта с корпусом и режима его работы на винтовую характеристику;

-коэффициент полного сопротивления корпуса;

- площадь мидельшпангоута;

- коэффициенты упора, момента и поступь винта.

- коэффициент попутного потока, коэффициент засасывания.

В практике анализа и прогнозирования работы пропульсивного комплекса может использоваться обобщенный критерий работы, который учитывает изменения в эксплуатации каждого элемента комплекса. В качестве такого критерия и может быть принят коэффициент «С » в уравнении винтовой характеристики.

Простейший метод анализа работы пропульсивного комплекса заключается в проведении сопоставления результатов систематического индицирования ГД с данными стендовых и ходовых испытаний.

В эксплуатации значение « » для целей анализа можно определять по зависимости:

 

Пример криптограммы зависимости С от времени эксплуатации приводится на рис.2.

Для взаимосвязи мощности, подведенной к гребному, и скорости судна можно использовать уравнение:

 
откуда определяется С для известного режима скорости судна и мощности главных двигателей.


 

 
Рис. 5 Криптограмма зависимости С1 от времени эксплуатации теплохода

1 - до междоковой очистки; 2 - после междоковой очистки; 3 - докование; 4 - после докования


 

, где Д- весовое водоизмещение судна.

Для исчерпывающего анализа пропульсивных качеств судов в процессе эксплуатации, когда в следствии изменения сопротивления движению существенно изменяются скорость хода и мощность ГД служит ходовая характеристика судна или (паспортная диаграмма). Ходовая характеристика устанавливает поле рациональных эксплуатационных режимов работы для разнообразных условий плавания с точки зрения допустимых показателей пропульсивной установки. Ходовые характеристики для целей анализа строятся по значениям параметров снятых в период, эксплуатации или специальных испытаний. Первичная (или отправная) по результатам сдаточных испытаний. Для прогноза (моделирования) различных возможных условий эксплуатации расчетным путем. для судов с различными ПУ (ВФШ, ВРШ с n-invar или n –const).

 

3.2.1. Для судов, оснащенных ВФШ, взаимосвязь характеристик корпуса судна R( ), гребного винта ( ), и ) и главного двигателя представляется так называемой паспортной диаграммой ).

По данным эксплуатации можно определить значение коэффициентов:

 

;

; тогда

где

- кВт; - м/сек; n - частота вращения.

Для двух произвольно выбранных режимов плавания , после чего находят коэффициенты a1 и b1:

 

Далее находим: ;

Задаваясь рядом значений частоты вращения n1 и n2, и т.д. строят кривые (рис 6.), с учетом что кривые , а по формуле , кривые , как показано на рис.7. Линия n=const наносится с учетом, что ( - линейная зависимость, линия Me=const наносится исходя из того, что M . Полученная таким образом диаграмма по существу- паспортная диаграмма судна.

Если недостает исходных эксплуатационных данных , их можно рассчитать задаваясь значением n1 и n2 и т.д.

 

 


 

t- коэффициент засасывания (для траулеров t= 0,77 -0,3 для транспортов , где k=0,5-0,7;

- коэффициент попутного потока; для траулеров -0,28, для транспортного судна одновинтового , для двухвинтового

- коэффициент общей полноты;

- коэффициент прод..полноты;

-коэффициент влияния на упор неравномерности потока для одновинтовых, для двухвинтовых;

- коэффициент влияния на момент неравномерности потока ;

 

; ; берется из расчетных диаграмм для винтов, данным судна варианта задания, и выбранным значениям ;

 

Для построения внешней характеристики ГД при ее отсутствии, используется зависимость:

 

 

;

кривая буксировочного сопротивления строиться по зависимости:

 

(из формулы адмиралтейских коэффициентов и буксировочной мощности EPS- Effective Pferde Starke) или исходя из формулы профессора В.В. Давыдова.

коэффициент С и приведены в таблице 4.

 


 
Рис.6 Паспортная диаграмма судна с ВФШ.  
Рис. 7. Диаграмма по результатам анализа эксплуатационных данных.


 

 

 
Рис.9 Характерная зависимость скорости судна от часто ты вращения гребного вала при свободном ходе и тралении. Свободный ход: 1-Попутный ветер 5 баллов; 2- штиль; 3-встречный ветер 5 баллов; траление на глубине 50 м тралом ПИНРО 31,2 м, длина ваеров 300-350м; 4- попутный ветер 3-4 балла; 5 штиль; 6-встречный ветер 3-4 балла; траление на глубине 300-350м, длина ваеров 850-900м; 7- попутный ветер 5 баллов, 8- попутный ветер 3балла; 9- штиль; 10 встречный ветер 3 балла; 11- встречный ветер 5 баллов; траление на глубине 470м, длина ваеров 1150м; 12- волнение 2-3 балла.
Рис. 8 Характерная зависимость эффективной мощности, потребляемой винтом, от частоты вращения гребного вала. 1-свободный ход; 2- траление на глубине 300-350м; 3- траление опытное на глубине 50м, ветер 3-4 балла; 4- траление на глубине 300-350м; ветер 5 баллов; 6- траление на глубине 470 м, ветер 2-3 балла; 7- на швартовых.


 
Рис. 10 Паспортная диаграмма траулера с ВФШ, ограничительными характеристиками и кривыми постоянного расхода топлива. 1-Свободный ход судна, штиль осадка 5,2 м; 2- ход с тралом на глубине 50м, длина ваеров 300-350м, попутный ветер 3-4 балла: 3- с тралом на 50 м, штиль; 4- с тралом на 50 м, встречный ветер 3-4 балла; 5- с тралом на глубине 300-350 м, длина ваеров 950 м, попутный ветер 5 баллов; 6 – с тралом на 300-350 м, попутный ветер 3 балла; 7- с тралом на 300-350 м, встречный ветер 3 балла; 8- с тралом на 300-350 м, встречный ветер 5 баллов; 9 с тралом на глубине 470м, длина ваеров 1150м, ветер 2-3 балла.


 

 

 

 

 
Рис. 10а Паспортная диаграмма гребной установки БМРТ с винтом фиксированного шага в логарифмических координатах.


Значения коэффициентов С и Таблица 4

 

    D, т   L, М   кВт       уз       C    
             
Большие рыболовные траулеры
Пушкин Маяковский Тропик Атлантик Наталья Ковшова         12,5 13,0 12,5 13,7 13,7    
Средние рыболовные траулеры
СРТ-300 Океан Бологое Маяк   34,8 39,6 50,3   9,5 11,0 10,4 12,0    
Базы и консервные заводы
  Ленинградская слава Пионерск Яркий луч Советская Украина Андрей Захаров       153,5     14,0 14,0 14,0 16,0 12,0    
Приемно-транспортные суда
        11,6 166,6            
Ленинские горы Актюбинск Остров Атласова Сибирь     17,0 16,0 18,0 16,4  
Производственные суда
  Севастополь Скрыплев Светлый           16,5 14,0 14,0    
               

 

 

3.2.2. Для судов, оснащенных ВРШ и работающих при переменной частоте вращения, совместная работа двигателя и ВРШ описываются ходовыми характеристиками судна (зависимость N, V, n, H/D) и универсальной характеристикой (зависимость между N, n и G).

Математическая модель таких пропульсивных установок имеют вид (в относительных величинах):

 

,

 

e=2,72

их зависимости справедливы в пределах: , при этом

; ;

 

Данные для определения выбираются в пределах для двух режимов работы - свободный ход и ход с тралом. , , , , (по результатам испытаний)

Пример:

Свободный ход при - (расчетный, конструктивный)

 

Свободный ход при

Ход с тралом - точка 4

 

Для свободного хода задаваясь значениями в пределах (0,4 1,2) находим n- частоту вращения винта и мощность N главного двигателя.

 

 


 

Для расчета характеристик для других условий плавания достаточно иметь дополнительно одну точку поскольку показатели степени одинаковы.

 

 

К примеру характеристику при тралении рассчитываем по формулам:

приблизительно, расчетным путем расчетное значение можно получить:

 

а

 

Расcчет можно сократить, если характеристики строить в координатах N-n с логарифмическими шкалами, используя следующее: (рис. 11)

§ Линии H/D=idem -параллельные прямые с равными интервалами при одинаковых интервалах H/D. При изменении условий плавания они смещаются параллельно.

§ Линии =idem являются идентичными, т.е. совпадают при их параллельном смещении вдоль прямых H/D=idem.

В этом случае построения характеристики судна сводится к следующему:

§ По исходным данным наносятся параллельные прямые (H/D)1 (через точки 1 и 2 -для свободного хода; для траления - параллельно ей через точку 4) и (H/D)2 через точку 3.

§ Рассчитывают по одной линии =const при свободном ходе и при тралении для различных H/D и наносят их.

§

 
Подсчитывают значение N при работе установки с (H/D)1=const для различных (принятых) скоростей по формулам:

 

свободный ход

ход с тралом

 

§ Через полученные точки проводим линии =idem, путем параллельного смещения вдоль H/D=idem,определенных ранее линий =const.

На ходовую характеристику судна целесообразно нанести ограничительную характеристику двигателя (например по gц) рекомендованную заводом изготовителем или судовладельцем.

 

Для судовых специалистов рекомендуется более простой графический способ построения ходовой характеристики судна:

§ В координатах -n и N-n логарифмическими шкалами наносятся как минимум три точки при (рис. 12) по результатам испытаний при

=0,7 - точка 3

 

Проводят через эти точки параллельные прямые .

§ В координатах -n расстояние между линиями H/D=idem изменяется по логарифмической шкале, поэтому для их нахождения необходимо наложить эту шкалу так, чтобы ее деление 7 и 1 совпадало с (см. рис.12)

§ Отмечают деления 8, 9 и т.д. и проводят через них соответствующие параллельные прямые H/D=idem (0,8; 0,9 и т.д .).

§ В логарифмических шкалах N-n линии H/D=idem равноотстоят друг от друга при одинаковых интервалах H/D, поэтому определить их не трудно: расстояние между , между и т.д. равны.

§ Затем линии =idem с верхнего графика переносят на нижний: например, смещая точки а1, а2, а3 с верхнего графика до соответствующих H/D нижнего (Х1, Х2, Х3).

§ На полученной внизу ходовой характеристике линия H/D=0,95 соответствует оптимальной работе ВРШ, поскольку при работе вдоль этой линии получение заданной скорости требует наименьшей затраты мощности.

§

 
Для контроля исходных данных при испытаниях производят несколько дополнительных замеров параметров, например, между режимами 1 и 2 при (H/D)1=1 и еще на режиме при (H/D)2=0,7. Расположение полученных точек на параллельных прямых будет свидетельствовать о достоверности результатов.

 

§ Аналогично строят ходовую характеристику для других условий плавания. Для траулеров, например, достаточно иметь две характеристики: одну -для свободного хода, другую - для траления. Ходовую характеристику перестраивают из логарифмических шкал в равномерные, снимая с помощью измерителя и соответствующей шкалы логарифмической линейки значения N при различных n, и H/D и, наносят их в координаты с равномерными шкалами.

 


 

 

Свободный ход Ход с тралом

 

 
Рис. 11. Ходовые характеристики БМРТ в координатах с логарифмическими шкалами


Рис. 12 Построение ходовой характеристики судна с ВРШ в координатах с логарифмическими шкалами

3.2.3. Ходовые характеристики судов с ВРШ при постоянной частоте вращения и отбором мощности от ГД.

Для расчета ходовой характеристики используют следующие математические модели пропульсивных установок при n=const (в относительных величинах):

 

 

После нанесения значений и в N – H/D координатах с полулогарифмическими шакалами (рис.13) и – H/D в логарифмических шкалах и соответствующего их корректирования выбирают исходные данные (три точки) для определения показателей степени g и b.

Рис. 13 Зависимость мощности и скорости хода шагового отношения винта: А- при свободном ходе, В- при тралении.

Эти данные желательно выбирать на следующих режимах:

§ Свободный ход судна при (H/D)1 соответствующем полной мощности двигателей с отключенными валогенераторами (Nг=0):

§ Свободный ход при (H/D)2=(0,6¸0,8) (H/D)1

§ Траление при (H/D)2

.

где hn – Кпд передачи от ГД к винту,

 

 

;

 

 

Задаваясь различными значениями H/D в пределах наиболее характерного диапазона его изменений на установившихся режимах работы (0,4¸1,2) (H/D)к подсчитываем мощность Nв и скорость .

 

 

 


При свободном ходе:

 

При тралении:

 

 

По результатам расчета в координатах Nв- c логарифмическими или равномерными шкалами наносят точки, через которые проводят линии А (для свободного хода) и В для хода с тралом.

Для расчета линии используем уравнение прямой

 

где коэффициенты а и в определяются по исходным данным:

 

 

Другие линии H/D=idem в координатах с логарифмическими шкалами получают путем смещения линии вдоль характеристик А и В. (Рис. 14)

 

   

 


 

Рис. 14 Ходовая характеристика СРТР в координатах с логарифмическими шкалами

 

 


 


Рис. 15 Примерная гистограмма распределения по времени мощности главного двигателя траулера. а - работа на промысле; б - переходы на промысел и обратно  


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: