Характеристика, по которой работает любой дизель на гребной винт (называемая условно винтов
характеристикой дизеля) представляет собой кубическую параболу:
,
где Nдв- частота вращения коленвала главного двигателя;
m принимаем равным
- коэффициент пропорциональности, учитывающий влияние на изменение винтовой характеристики, состояние корпуса судна, гребного винта и других факторов, влияющих на сопротивление движению судна (буксировка орудий лова и т.п.) и пропульсивный коэффициент
:
Для лучшего понимания физического смысла винтовой характеристики, ее лучше представить в следующем виде:
, где
- учитывает влияние сопротивления судна в эксплуатации на винтовую характеристику;
- учитывает влияние состояния поверхности лопастей гребного винта на винтовую характеристику.
- учитывает влияние изменений характеристик взаимодействия гребного винта с корпусом и режима его работы на винтовую характеристику;
-коэффициент полного сопротивления корпуса;
- площадь мидельшпангоута;
- коэффициенты упора, момента и поступь винта.
- коэффициент попутного потока, коэффициент засасывания.
В практике анализа и прогнозирования работы пропульсивного комплекса может использоваться обобщенный критерий работы, который учитывает изменения в эксплуатации каждого элемента комплекса. В качестве такого критерия и может быть принят коэффициент «С » в уравнении винтовой характеристики.
Простейший метод анализа работы пропульсивного комплекса заключается в проведении сопоставления результатов систематического индицирования ГД с данными стендовых и ходовых испытаний.
В эксплуатации значение « » для целей анализа можно определять по зависимости:
Пример криптограммы зависимости С от времени эксплуатации приводится на рис.2.
Для взаимосвязи мощности, подведенной к гребному, и скорости судна можно использовать уравнение:
1 - до междоковой очистки; 2 - после междоковой очистки; 3 - докование; 4 - после докования
, где Д- весовое водоизмещение судна.
Для исчерпывающего анализа пропульсивных качеств судов в процессе эксплуатации, когда в следствии изменения сопротивления движению существенно изменяются скорость хода и мощность ГД служит ходовая характеристика судна или (паспортная диаграмма). Ходовая характеристика устанавливает поле рациональных эксплуатационных режимов работы для разнообразных условий плавания с точки зрения допустимых показателей пропульсивной установки. Ходовые характеристики для целей анализа строятся по значениям параметров снятых в период, эксплуатации или специальных испытаний. Первичная (или отправная) по результатам сдаточных испытаний. Для прогноза (моделирования) различных возможных условий эксплуатации расчетным путем. для судов с различными ПУ (ВФШ, ВРШ с n-invar или n –const).
3.2.1. Для судов, оснащенных ВФШ, взаимосвязь характеристик корпуса судна R( ), гребного винта
(
), и
) и главного двигателя
представляется так называемой паспортной диаграммой
).
По данным эксплуатации можно определить значение коэффициентов:
;
; тогда
где
- кВт;
- м/сек; n - частота вращения.
Для двух произвольно выбранных режимов плавания , после чего находят коэффициенты a1 и b1:
Далее находим: ;
Задаваясь рядом значений частоты вращения n1 и n2, и т.д. строят кривые (рис 6.), с учетом что
кривые
, а по формуле
, кривые
, как показано на рис.7. Линия n=const наносится с учетом, что
(
- линейная зависимость, линия Me=const наносится исходя из того, что M
. Полученная таким образом диаграмма по существу- паспортная диаграмма судна.
Если недостает исходных эксплуатационных данных ,
их можно рассчитать задаваясь значением n1 и n2 и т.д.
t- коэффициент засасывания (для траулеров t= 0,77 -0,3 для транспортов
, где k=0,5-0,7;
- коэффициент попутного потока; для траулеров
-0,28, для транспортного судна одновинтового
, для двухвинтового
- коэффициент общей полноты;
- коэффициент прод..полноты;
-коэффициент влияния на упор неравномерности потока
для одновинтовых,
для двухвинтовых;
- коэффициент влияния на момент неравномерности потока
;
;
; берется из расчетных диаграмм для винтов, данным судна варианта задания, и выбранным значениям
;
Для построения внешней характеристики ГД при ее отсутствии, используется зависимость:
;
кривая буксировочного сопротивления строиться по зависимости:
(из формулы адмиралтейских коэффициентов и буксировочной мощности EPS- Effective Pferde Starke) или исходя из формулы профессора В.В. Давыдова.
коэффициент С и
приведены в таблице 4.

Рис.6 Паспортная диаграмма судна с ВФШ. |
Рис. 7. Диаграмма ![]() ![]() |

Рис.9 Характерная зависимость скорости судна от часто ты вращения гребного вала при свободном ходе и тралении. Свободный ход: 1-Попутный ветер 5 баллов; 2- штиль; 3-встречный ветер 5 баллов; траление на глубине 50 м тралом ПИНРО 31,2 м, длина ваеров 300-350м; 4- попутный ветер 3-4 балла; 5 штиль; 6-встречный ветер 3-4 балла; траление на глубине 300-350м, длина ваеров 850-900м; 7- попутный ветер 5 баллов, 8- попутный ветер 3балла; 9- штиль; 10 встречный ветер 3 балла; 11- встречный ветер 5 баллов; траление на глубине 470м, длина ваеров 1150м; 12- волнение 2-3 балла. |
Рис. 8 Характерная зависимость эффективной мощности, потребляемой винтом, от частоты вращения гребного вала. 1-свободный ход; 2- траление на глубине 300-350м; 3- траление опытное на глубине 50м, ветер 3-4 балла; 4- траление на глубине 300-350м; ветер 5 баллов; 6- траление на глубине 470 м, ветер 2-3 балла; 7- на швартовых. |
Рис. 10 Паспортная диаграмма траулера с ВФШ, ограничительными характеристиками и кривыми постоянного расхода топлива. 1-Свободный ход судна, штиль осадка 5,2 м; 2- ход с тралом на глубине 50м, длина ваеров 300-350м, попутный ветер 3-4 балла: 3- с тралом на 50 м, штиль; 4- с тралом на 50 м, встречный ветер 3-4 балла; 5- с тралом на глубине 300-350 м, длина ваеров 950 м, попутный ветер 5 баллов; 6 – с тралом на 300-350 м, попутный ветер 3 балла; 7- с тралом на 300-350 м, встречный ветер 3 балла; 8- с тралом на 300-350 м, встречный ветер 5 баллов; 9 с тралом на глубине 470м, длина ваеров 1150м, ветер 2-3 балла. |

Рис. 10а Паспортная диаграмма гребной установки БМРТ с винтом фиксированного шага в логарифмических координатах. |
Значения коэффициентов С и Таблица 4
D, т | L, М |
![]() |
![]() | C |
![]() | ||
Большие рыболовные траулеры | |||||||
Пушкин Маяковский Тропик Атлантик Наталья Ковшова | 12,5 13,0 12,5 13,7 13,7 | ||||||
Средние рыболовные траулеры | |||||||
СРТ-300 Океан Бологое Маяк | 34,8 39,6 50,3 | 9,5 11,0 10,4 12,0 | |||||
Базы и консервные заводы | |||||||
Ленинградская слава Пионерск Яркий луч Советская Украина Андрей Захаров | 153,5 | 14,0 14,0 14,0 16,0 12,0 | |||||
Приемно-транспортные суда | |||||||
11,6 166,6 | |||||||
Ленинские горы Актюбинск Остров Атласова Сибирь | 17,0 16,0 18,0 16,4 | ||||||
Производственные суда | |||||||
Севастополь Скрыплев Светлый | 16,5 14,0 14,0 | ||||||
3.2.2. Для судов, оснащенных ВРШ и работающих при переменной частоте вращения, совместная работа двигателя и ВРШ описываются ходовыми характеристиками судна (зависимость N, V, n, H/D) и универсальной характеристикой (зависимость между N, n и G).
Математическая модель таких пропульсивных установок имеют вид (в относительных величинах):
,
e=2,72
их зависимости справедливы в пределах: , при этом
;
;
Данные для определения выбираются в пределах
для двух режимов работы - свободный ход и ход с тралом.
,
,
,
, (по результатам испытаний)
Пример:
Свободный ход при - (расчетный, конструктивный)
Свободный ход при
Ход с тралом
- точка 4
Для свободного хода задаваясь значениями в пределах (0,4
1,2)
находим n- частоту вращения винта и мощность N главного двигателя.
Для расчета характеристик для других условий плавания достаточно иметь дополнительно одну точку поскольку показатели степени
одинаковы.
К примеру характеристику при тралении рассчитываем по формулам:
приблизительно, расчетным путем расчетное значение можно получить:
а
Расcчет можно сократить, если характеристики строить в координатах N-n с логарифмическими шкалами, используя следующее: (рис. 11)
§ Линии H/D=idem -параллельные прямые с равными интервалами при одинаковых интервалах H/D. При изменении условий плавания они смещаются параллельно.
§ Линии =idem являются идентичными, т.е. совпадают при их параллельном смещении вдоль прямых H/D=idem.
В этом случае построения характеристики судна сводится к следующему:
§ По исходным данным наносятся параллельные прямые (H/D)1 (через точки 1 и 2 -для свободного хода; для траления - параллельно ей через точку 4) и (H/D)2 через точку 3.
§ Рассчитывают по одной линии =const при свободном ходе и при тралении для различных H/D и наносят их.
§

свободный ход
ход с тралом
§ Через полученные точки проводим линии =idem, путем параллельного смещения вдоль H/D=idem,определенных ранее линий
=const.
На ходовую характеристику судна целесообразно нанести ограничительную характеристику двигателя (например по gц) рекомендованную заводом изготовителем или судовладельцем.
Для судовых специалистов рекомендуется более простой графический способ построения ходовой характеристики судна:
§ В координатах -n и N-n логарифмическими шкалами наносятся как минимум три точки при (рис. 12) по результатам испытаний при
=0,7
- точка 3
Проводят через эти точки параллельные прямые .
§ В координатах -n расстояние между линиями H/D=idem изменяется по логарифмической шкале, поэтому для их нахождения необходимо наложить эту шкалу так, чтобы ее деление 7 и 1 совпадало с
(см. рис.12)
§ Отмечают деления 8, 9 и т.д. и проводят через них соответствующие параллельные прямые H/D=idem (0,8; 0,9 и т.д .).
§ В логарифмических шкалах N-n линии H/D=idem равноотстоят друг от друга при одинаковых интервалах H/D, поэтому определить их не трудно: расстояние между , между
и т.д. равны.
§ Затем линии =idem с верхнего графика переносят на нижний: например, смещая точки а1, а2, а3 с верхнего графика до соответствующих H/D нижнего (Х1, Х2, Х3).
§ На полученной внизу ходовой характеристике линия H/D=0,95 соответствует оптимальной работе ВРШ, поскольку при работе вдоль этой линии получение заданной скорости требует наименьшей затраты мощности.
§
§ Аналогично строят ходовую характеристику для других условий плавания. Для траулеров, например, достаточно иметь две характеристики: одну -для свободного хода, другую - для траления. Ходовую характеристику перестраивают из логарифмических шкал в равномерные, снимая с помощью измерителя и соответствующей шкалы логарифмической линейки значения N при различных n, и H/D и, наносят их в координаты с равномерными шкалами.
Свободный ход Ход с тралом
Рис. 12 Построение ходовой характеристики судна с ВРШ в координатах с логарифмическими шкалами
3.2.3. Ходовые характеристики судов с ВРШ при постоянной частоте вращения и отбором мощности от ГД.
Для расчета ходовой характеристики используют следующие математические модели пропульсивных установок при n=const (в относительных величинах):


После нанесения значений и
в N – H/D координатах с полулогарифмическими шакалами (рис.13) и
– H/D в логарифмических шкалах и соответствующего их корректирования выбирают исходные данные (три точки) для определения показателей степени g и b.
Рис. 13 Зависимость мощности и скорости хода шагового отношения винта: А- при свободном ходе, В- при тралении. |

Эти данные желательно выбирать на следующих режимах:
§ Свободный ход судна при (H/D)1 соответствующем полной мощности двигателей с отключенными валогенераторами (Nг=0):
§ Свободный ход при (H/D)2=(0,6¸0,8) (H/D)1
§ Траление при (H/D)2
.
где hn – Кпд передачи от ГД к винту,
;
Задаваясь различными значениями H/D в пределах наиболее характерного диапазона его изменений на установившихся режимах работы (0,4¸1,2) (H/D)к подсчитываем мощность Nв и скорость .
При свободном ходе:
При тралении:
По результатам расчета в координатах Nв- c логарифмическими или равномерными шкалами наносят точки, через которые проводят линии А (для свободного хода) и В для хода с тралом.
Для расчета линии используем уравнение прямой
где коэффициенты а и в определяются по исходным данным:
Другие линии H/D=idem в координатах с логарифмическими шкалами получают путем смещения линии вдоль характеристик А и В. (Рис. 14)
Рис. 14 Ходовая характеристика СРТР в координатах с логарифмическими шкалами
Рис. 15 Примерная гистограмма распределения по времени мощности главного двигателя траулера. а - работа на промысле; б - переходы на промысел и обратно |
