ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧНОСТИ СУДОВОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ




Энергетические установки промысловых судов работают в широком диапазоне нагрузок, однако не на всех режимах работы судна эффективность работы его энергетической установки с точки зрения удельных затрат топлива равноценна.

Для оценки энергетических затрат, определение средней загрузки ГД, целесообразно производить раздельно по основным режимам работы судна. Информацией для этого могут служить показатели (параметры) работы установки фиксируемые в обычном рейсе. При этом развиваемая мощность определяется по косвенным параметрам (если отсутствует ее прямой замер).

Для судов с ВФШ такими косвенными показателями могут служить частота вращения коленвала (n) и температура выпускных газов , а для судов с ВРШ еще и угол разворота лопастей(шаг винта H, или ).

Для количественной оценки развиваемой мощности ГД используют показатель- произведение частоты вращения коленчатого вала на температуру его выпускных газов.

Средневзвешенная по времени, мощность ГД характеризует, по сути, работу, совершаемую ГД, а следовательно и количество топлива затраченного на эту работу и определяется выражением:

, где

- мощность ГД на i-й операции;

i - число основных оперций на промысле;

-время затрачиваемое на i-ю операцию.

Примерное определение мощности и продолжительности работы ГЭУ траулера приведена на рис.15.

Загрузка судовой электростанции (СЭС) промысловых судов еще менее стабильна чем ГД. Наибольшая ее загрузка соответствует промысловому режиму работы судна. На переходах загрузки СЭС подвержена меньшим колебаниям и определяется режимом работы холодильной установки судна. (рис.17,18,19)

Значительным колебаниям как по паропроизводительности так и по расходу топлива подвержена работа вспомогательных паровых котлов. (смотри приложение)

Основным показателем экономичности дизельной энергетической установки служит суммарный удельный расход топлива

 

Величина, этого показателя формируется экономичностью главных, вспомогательных двигателей и вспомогательных котлов так как

 


 

а - мощность потребляемая гребным винтом

Кроме того показателями экономичности СЭУ может служить расход топлива на милю пути при сопоставимой загрузке судна:

 

где - скорость судна.

а также на тонно-милю:

 

- водоизмещение в тоннах

Для рыболовных судов очень важен показатель эффективности работы судна на лову, который может оцениваться затратой топлива на тонну добытой рыбы за выбранный промежуток времени (одно траление, одна вахта, сутки и т.д.)

где - вылов в тоннах за выбранный промежуток времени;

-суммарный расход топлива за выбранный промежуток времени.

Частный (нетто) КПД СДЭУ позволяет сравнить экономичность ЭУ однотипных судов:

 

где - теплота сгорания топлива .

 

 

Наиболее справедлива оценка топливо использования судовых дизельных ЭУ различных типов судов будет через полный КПД (брутто):

 

Обобщающим критерием эффективности топливо использования судна иожет служить отношение энергии движения эквивалентной буксировочной мощности ко всей энергии подводимой к СЭУ, которое именуется энергетическим КПД:

где

 

 


- полезная тяга винта кН;

- скорость судна ;

- расход топлива на ЭУ ;

Используя тот или другой показатель эффективности СДЭУ, можно определить удельный расход энергии (топлива) на пропульсивную, энергетическую установки на единицу пройденного пути, добытой или выпущенной продукции в натуральном или денежном выражении. Оценку режимов работы энергетического и другого оборудования лучше определять графическим методом, используя приведенные в методических указания приложения и рисунки.

При определении потребления топлива судовыми дизелями важно учитывать зависимость удельного расхода топлива от фактической нагрузки двигателя, а для ВК- его КПД при фактической паропроизводительности. Это особенно важно при расчетах в режимах работы судна на промысле. По графикам нагрузок строятся совмещенные графики потребления топлива и суммирующий для всей ЭУ.

 

 

 


 



Рис.17 Суточный график работы судовой электростанции:

а) - при переходе в район промысла; б) - на промысле.

 


 

 

Рис. 18 Нагрузка судовой электростанции на переходе. 1-механизмы МКО; 2- освещение и бытовые потребители; 3- холодильная установка; 4- механизмы, обслуживающие машинно-котельную установку; 5- радионавигационное оборудование; 10- общая нагрузка    

 




Рис. 19 Нагрузка судовой электростанции в течение промысловых суток.

1 - освещение и неучтенные потребители; 2 - рефрижераторная установка; 3 - механизмы, обслуживающие машинно-котельную установку; 4 - рыбомучная установка; 5 – прочие механизмы, расположенные в МКО; 6 - рыбофабрика; 7 - радионавигационное оборудование;8-общая ее загрузка


 

 

 

 

Рис. 21 Гистограммы нагружения вспомогательных паровых котлов на переходах(а), промысле (б) и стоянке в порту (в).  





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: