На выбор систем разработки в современных условиях оказывают влияние три группы факторов: природные, экономические и социальные. Наиболее представительной является группа природных факторов, включающая: угол наклона и мощность рудной залежи, устойчивость пород непосредственной кровли, сложные гидрогеологические условия, склонность пород непосредственной кровли к самовозгоранию, геомеханическое состояние руд и вмещающих пород.
"Неудобный" для разработки угол наклона рудной залежи (25-300), значительные вариации сплошности и мощности продуктивного горизонта ограничивают области применения на Северо-Уральских рудниках высокопроизводительных систем с применением самоходной техники. В процессе добычи сохранение уникальных качественных характеристик бокситов СУБРа со сравнительно небольшими потерями полезного ископаемого возможно лишь при применении традиционных систем разработки – камерно-столбовой, слоевого обрушения, столбовой – с использованием мобильного переносного оборудования. Только применение системы слоевого обрушения позволяет отрабатывать участки с неустойчивой кровлей. Вся перечисленная группа природных факторов обусловлена историей формирования бокситоносного комплекса, находится в квазистационарном состоянии и достаточно точно диагностируется, что позволяет свести до минимума её негативное воздействие на ведение горных работ. Однако этого нельзя сказать о напряжённо-деформированном состоянии массива горных пород, обусловленного совокупностью природных и антропогенных факторов. Нередко в массиве возникают опасные концентрации напряжений, разрядка которых зачастую сопровождается горными ударами. Как показывает многолетний опыт, мероприятия по предотвращению горных ударов должны быть направлены не на их исключение, поскольку это невозможно, а на уменьшение их энергии и разрушительных последствий.
|
Социальными факторами, определяющими выбор систем разработки, в современных условиях являются: уровень трудоемкости и материалоемкости, безопасности и травмоопасности, уровень механизации труда, экологическая обстановка, уровень заработной платы.
В сложившейся ситуации при благоприятной конъюнктуре на алюминий поддержание конкурентоспособности бокситов СУБРа возможно лишь за счёт сохранения объёмов добычи и стабилизации себестоимости добычи на современном уровне. Как следствие тому, увеличение в период свободной экономики доли камерно-столбовой системы разработки, как менее ресурсозатратной и более производительной.
Буровзрывные работы
На шахте проводятся комплексы буровзрывных работ как механизированным оборудованием, так и переносным.
Механизированные комплексы буровзрывных работ и переносное буровое оборудование было представлено выше.
В соответствии с требованиями ЕПБ взрывные работы по проходке горных выработок и добыче полезного ископаемого производятся по графику, разработанному и утвержденному на шахте в установленном порядке и обеспечивающему необходимое время для полного проветривания подземных горных выработок.
Паспорт буровзрывных работ (БВР) составляется для каждой выработки на основании опытных данных и требований ЕПБ при взрывных работах.
|
Паспорт составляется начальником горного участка, согласовывается с начальником участка ВР или с зам. главного инженера по ВР УШП и утверждается главным инженером шахты или УШП.
С паспортом буровзрывных работ должны быть ознакомлены под расписку инженерно-технические работники данного участка, а также персонал выполняющий буровзрывные работы.
Рудничный транспорт
Поверхностный транспорт
Как говорилось выше, руда и порода выдаётся на гора по скиповому стволу 10бис.
Руда транспортируется на склад руды, где перегружается на железнодорожный транспорт.
При транспортировке руды с промплощадки шахты «Черемуховская» груженые и порожние составы следуют через станции Калья, Центральный склад, Шихтовальный склад.
Все выше перечисленные станции являются грузопассажирскими и предназначены для регулирования движения поездов и обслуживания примыкающих к ним подъездных путей шахт и промпредприятий, входящих в состав СУБРа.
Все железнодорожные перевозки на подъездных путях СУБРа осуществляются цехом транспорта и шихтовки, в состав которого входит шихтовальный склад, осуществляющий погрузку руды в вагоны МПС.
Оперативное руководство поездной работой осуществляется диспетчерским отделом цеха транспорта и шихтовки, а на станциях и примыкающих к ним подъездных путях – дежурными по станции.
Подземный транспорт
Для откатки руды и породы на горизонтах используются применяемые в настоящее время контактные электровозы К14М сцепным весом 14 т и вагонетки ВГ-4,5А с глухим кузовом емкостью 4,5 м3. Количество вагонеток в составе 8 штук. Погрузка составов из блоковых рудоспусков производится в ортах-заездах. Погрузочные камеры в ортах оборудуются пневмолюками конструкции института «СУБР-проект».
|
Для обрушения зависшей руды в бункерах, в камерах устанавливаются пневмопушки, на перепусках устанавливаются пальцевые затворы. С целью подавления пыли в проекте предусмотрено гидрообеспыливание при погрузке горной массы в вагоны в камерах погрузки и при разгрузке в круговых опрокидывателях. Бункера под камерами круговых опрокидывателей оборудуются грохотными решетками и датчиками уровня.
На откаточных горизонтах предусматривается предупредительная транспортная сигнализация, дистанционное управление электровозами в опрокидывателях и в местах погрузки составов, блокировка управления опрокидывателями с транспортной сигнализацией.
Разгрузка составов на околоствольном дворе базового горизонта -430 м осуществляется в круговых опрокидывателях на 2 вагонетки с пропуском электровоза. На приемных площадках уклонов и околоствольных дворах скипо-клетевого ствола предусматриваются камеры круговых опрокидывателей ОВР1 на 1 вагонетку с пропуском электровоза. Средний уклон пути на откаточных горизонтах 0,004 в сторону околоствольных дворов и приемных площадок уклонов.
Перевозка людей по подземным выработкам производится в специальных пассажирских вагонетках вместимостью 18 человек.
Откаточные пути оборудуются световой сигнализацией, дистанционным управлением стрелочными переводами, что обеспечивает безопасную и ритмичную работу подземного транспорта.
Пассажирскими канатными дорогами производится ежесменная доставка рабочих с основных горизонтов на промежуточные, а также разъезды лиц технадзора.
В настоящее время выдача всей горной массы шахты «Черемуховская» производится с гор. -430 м по скиповому стволу № 10бис, оборудованному двухскиповым подъемом со скипами емк. 15 м3 и подъемной машиной МК5х4. Загрузочные устройства для скипов расположены на отм. -459 м, рудоулавливающий узел на отм. -509 м. Выдача просыпи из рудузла на гор. -430 м производится клетевым подъемом слепого ствола (подъемная машина Ц2х1,5АР, клеть 21НВ-2,5А) в вагонетках ВО-0,8.
На гор. -430 м горная масса выдается двухскиповыми подъемами ПМУ, СРУ, ЮРУ (подъемные машины 2Ц-3х1,5, скипы емк. 5 м3), из ГКР порода на гор. -430 м выдается скиповым подъемом наклонного ствола № 9бис№2 (подъемная машина Ц3х2,2 АР, скип емк. 3,2 м3), спуск оборудования и материалов на рабочие горизонты с гор. -430 м также осуществляется скиповым подъемом ПМУ и № 9бис№2 (на ГКР)
Шахтный подъем.
Спуск и подъем людей производится:
- споверхности по вертикальному стволу 9бис до горизонта – 427 м. Ствол оборудован двумя клетьевыми подъемами с противовесом и лестнчным отделением. Один подъем оборудован подъемной установкой типа МК2,25 X 4Р - 6П и вспомогательной двуярусной клетью типа
62КП – 4,500.000ПС(вместимость 60человек). Второй подъем оборудован п/у МК 2,25 X 4Р - 6П и углубочной клетью 61КП – 2,500.000СБ. Сечение ствола в свету 33,2 м
- с горизонта - 427 м по наклонному стволу 9бис X 2 до горизонта 830м, который оборудован п/у Ц 3,5 X 2; две клети: ВЛН – 10 Г (головная) и ВЛН – 10 П (прицепная).
- с поверхности по наклонному стволу 8 бис до горизонта 620 м.Оборудован ствол п/у типа 1 X 6 X 2,8Д. Три клети (вместимость 15человек) 1-ая головная ВЛН - 15 Г и две прицепные ВЛН - 15 П. Сечение ствола в свету
С поверхности по вертикальному стволу 10 кап до горизонта – 70м. Ствол закреплен бетоном и железобетоном. Армировка ствола металическая, сечение в свету 19,6 м оборудован п/у ШПМ 2 X 4 X 1,8; клеть грузолюдская типа 31НВ 4,500.000СБ
с горизонта - 70м по ГЛНС до горизонта - 500м. п/у – 2 X 3 X 1,5
и вагонетки ВЛН - 15Г,ВЛН – 15 П.
- с поверхности по вертикальному стволу 10бис до – 427г, оборудован п/у
ЦР – 5 X 3,2/055 и инспекторской клетью 11НВ 1,200. 000 СБ
Также спуск и подъем людей производится по МДК с горизонта -130м и до горизонта -680 м.
Транспортировка горной массы в зависимости от типа применяемого оборудования осуществляется скреперными установками или ПДМ с ДВС.
Водоотлив
Состояние шахтного водоотлива на сегодняшний день такого:
Водоотлив горизонт –130 м. при стволе 9
Тип агрегата 14М 8*4 (5агрегатов)
Производительность водоотлива:
- при длительной работе 1445 м /ч.
- при аварийной работе 2320 м /ч.
Перекачка воды производится насосами на поверхность.
Водоотлив горизонт –130 м. при стволе 8
Тип агрегата 14М 8*4 (8агрегатов)
Производительность водоотлива:
- при длительной работе 2672 м /ч.
- при аварийной работе 3950м /ч.
Водоотлив горизонт –427 м.
Тип агрегата 14М 8*4 (6агрегатов), ЦНСГ860/650 (2агрегата)
Производительность водоотлива:
- при длительной работе 2663 м /ч.
- при аварийной работе 4191 м /ч.
Перекачка воды производится агрегатами 1 – 2 в водосборник гор.-130м при ств 8 , агрегатами 3 – 8 в водосборник при стволе 9 бис.
Водоотлив горизонт – 560 м.
Тип агрегата ЦН 200* 400 (10 агрегатов)
Производительность водоотлива:
- при длительной работе 2452 м /ч.
Водоснабжение производственных объектов ОАО «СУБР», в том числе шахт и поселков, осуществляется от дренажных скважин северо-восточного дренажного узла (СВДУ). Имеется станция водоподготовки. Вода питьевого качества на бытовые нужды поселков и промышленные нужды шахт подается по трем водоводам.
Водоснабжение выполнено по проекту института «Союзводоканалпроект»: «Дальнейшее увеличение мощности СУБРа. Водоснабжение и канализация, II очередь строительства», 1978г. Согласно условиям недропользования при разработке месторождений ОАО СУБР предусматриваются необходимые мероприятия по переводу централизованного хозпитьевого водоснабжения г. Североуральска и рудничных поселков с северо-восточного дренажного узла на Черемуховский дренажный узел (ЧДУ).
Проветривание.
Проветривание шахты «Черемуховская» осуществляется по секционной схеме, всасывающим способом.
Свежий воздух поступает по вертикальным №9 и №10, по наклонному стволу 8 - 8 бис, ВС – 1, закладочному восстающему.
Отработанный воздух выдается по трем вентиляционным выработкам (северному вентиляционному стволу СВС), стволу 9 и стволу 12 “M” вентиляторами ВЦД – 31,5 и ВЦ – 32.
По общепринятой схеме проветривания для очистных блоков свежий воздух поступает в блок с полевого откаточного штрека по орту – заезду, рудному восстающему к вентиляторам типа СВМ – 6 или СВМ – 5. С помощью вентиляторов свежий воздух по трубопроводу подается в призабойное пространство, после чего исходящая струя по рудному восстающему перемещается до сбойки с полевым восстающим. Вентилятор устанавливается в ходовом отделении восстающего, в специальной камере или уширении выработок.
Для распределения воздуха по горным выработкам шахты используются вентиляционные двери и перемычки. Рабочие забои проветриваются как при помощи вентиляторов местного проветривания, так и за счет общешахтной депрессии. Характерной особенностью вентиляционной системы является ее активная аэродинамическая связь, через отработанное пространство с поверхностью.
Режим работы главных вентиляторов круглосуточный.
Участок вентиляции и прогнозирования подземных пожаров (ВППП) занимается обеспечением вентиляции в шахте, а также наблюдением за температурой и воздухообменом шахты.
Проветривание очистных выработок происходит за счет общешахтной депрессии и вентиляторов местного проветривания марки СМВ-5 и ВМЭ-6.
На шахте «Черемуховская» применяется фланговая схема вентиляции, способ проветривания всасывающий, с использованием подземных вентиляторов. Проветривание шахты осуществляется главными вентиляторными установками (ГВУ) ВЦ-15, ВОД-30.
.Количество воздуха, необходимое для проветривания шахты 290 м3/с.