ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствую­щих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества. Учитывая особенности развития умствен­но отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие фор­мы интеллектуальной недостаточности), необходимо научно обосно­вать объем содержания образования этой категории детей, формы и методы их обучения.

В содержании школьного образования реализуется система знаний и умений. Умственно отсталые школьники должны получить тот уро­вень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который требуется для их социальной адаптации. Содержание, как и в общеоб­разовательной школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружать учащихся некоторым методологическим подходом к по­знавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В программах, учебни­ках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной дей­ствительности. Что касается таких видов знаний, как основные зако­ны науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изуче­нии конкретных учебных предметов.

Все усвоенные знания будут действенными, если учащиеся овладе­ют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуаль­ные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не толь­ко к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учи-

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 127


тывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащи­мися знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных. Это касается поисковых навыков решения задач, выполнения различных упражнений, а также умений и навыков, спо­собствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача коррекционной школы VIII вида — формирование умений и навыков учебной деятельности.

Умственно отсталые школьники не владеют самостоятельным пе­реносом знаний и умений в новую ситуацию, видением новой пробле­мы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п., что ограни­чивает их возможности приобретать знания не только в готовом виде и усваивать умения не только по образцу. Учитывая интеллектуаль­ные и возрастные способности таких школьников, следует создавать ситуации, направляющие их на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо прививать навыки са­мостоятельной работы.

Большую роль в этом играют эмоционально-волевые качества уча­щихся, рассматриваемые как особая сфера, определяющая нормы от­ношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам пове­дения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.

Содержание образования в коррекционной школе VIII вида на­правлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого школа использует специфические средства, которые обеспечивают до­ступное умственно отсталым школьникам образование. «Именно общ­ность цели при своеобразии средств достижения составляет величай­шую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы..о»1»

2- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Содержание обучения отражено в учебном плане коррекционных школ VIII вида, в учебных программах, разработанных для этого вида школ, и оригинальных учебниках.

1 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. С. 31.

128 Раздел второй


Учебный план

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обуче­ния, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и рас­пределение этих часов по неделям. В основе построения учебного пла­на коррекционной школы VIII вида, как и общеобразовательной, ле­жит принцип предметного обучения.

В коррекционной школе VIII вида в рамках научно обоснованных программ изучаются следующие традиционные общеобразователь­ные предметы: русский (родной) язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразитель­ное искусство, физкультура, пение и музыка; предметы трудовой под­готовки (трудовое, профессионально-трудовое и профессиональное обучение, в которые включено черчение); предметы коррекционной подготовки: развитие устной речи на основе изучения предметов и яв­лений окружающей действительности («окружающий мир»), ритмика в младших классах и социально-бытовая ориентировка в старших.

Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопеди­ческие), по лечебной физкультуре (ЛФК), по коррекции психомото­рики и сенсорных процессов. Предусмотрены и обязательные занятия по выбору.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получе­ния ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, расширяющих возможности выбора профессии и свободной ориенти­ровки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы

Учебные программы определяют содержание обучения по отдель­ным предметам и последовательность его прохождения по годам обу­чения. Однако объем содержания образования, несмотря на оправ­давшую себя на практике относительную стабильность, постоянно требует дальнейшей углубленной проработки для более полного отра­жения в нем задач, стоящих перед современной коррекционной шко­лой VIII вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

Для общеобразовательных предметов разработаны базовые про­граммы:

Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 129


□ по русскому языку, представленные такими разделами, как обу­
чение грамоте, чтение и развитие речи, русский язык (письмо,
грамматика, правописание и развитие речи);

□ по математике — арифметика и наглядная геометрия;

□ по природоведению;

□ по естествознанию — неживая природа, растения, животные,
человек;

П по географии — начальный курс физической географии, приро­да нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;

□ по истории;

□ по обществоведению;

□ по изобразительному искусству;

□ по пению и музыке;

□ по физической культуре;

Для I—IV классов созданы программы по трудовому обучению (для IV класса — на базе трудовых мастерских), а для V—IX — про­граммы по профессиональному обучению: по столярному, слесарно­му, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-шют-ничному и штукатурно-малярному делу, по цветоводству и декоратив­ному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания). Последние программы рассчитаны на исполь­зование их как в сельских, так и в городских школах.

Для школ, где обучение ведется на государственном языке респуб­лики, разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку.

Учитывая исторические, географические, природные экологиче­ские, национальные особенности, каждая республика вносит в содер­жание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности, а также предусматривает специфику трудо­вой деятельности населения в конкретном регионе и отражает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практи­ческую направленность, что обеспечивает подготовку школьников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Во всех программах ведущим является принцип коррекционной направленности обучения, т. е. конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внима-

130 Раздел второй


пие обращено на коррекцию не только имеющихся у отдельных уча­щихся специфических нарушений, но и всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не сни­мает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования та­ких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпуск­никам стать полезными членами общества.

Пояснительные записки к программам по всем предметам содер­жат основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса, а сами програм­мы — не только основные требования к знаниями и умениям учащих­ся, но и критерии их оценки.

Учебники

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для коррекционнои школы VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке ученика учебник рассматривается как важнейший инструмент обучения. Вмес­те с тем он служит и методическим ориентиром для учителя, опреде­ляя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями учебного матери­ала.

Учебники для коррекционнои школы VIII вида, как и для общеоб­разовательной школы, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям.

Общепедагогические требования заключаются в необходимости:

П обеспечивать воспитывающий характер обучения и формиро­вание материалистического мировоззрения;

□ сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначен­
ных программой;

П развивать мышление учащихся; формировать основные прие­мы умственной деятельности, развивать речь;

П обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических выдвигаются следующие требования:

□ соответствие возрастным особенностям учащихся по содержа­
нию, эмоциональному воздействию;

□ четкое структурное членение и графическое выделение выво­
дов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;

Глава 8. Содержание образования в коррекционнои школе VIII вида 131


□ достаточное число иллюстраций, облегчающих восприятие п<
нимание и запоминание учебного материала, удобно ра< по mi
женных и увязанных с текстом;

□ включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой «н
пени самостоятельности при решении поставленных:мдйч
формирование умений пользоваться запасом имеющихся:ши
ний.

Все эти требования выполняются при отборе словесного матери ала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепи» m. i повторения учебного материала, методического аппарата (правим им струкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимком графиков и др.).

В учебниках должны соблюдаться принцип коррекционноп и| правленности обучения и требования индивидуального и диффергм цированного подходов к учащимся как необходимое условие иродпн жения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

Для этого предусмотрены:

□ дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аил ни
тико-синтетический способ его показа, отработка каждого:ни
мента и обеспечение целостного восприятия;

□ опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практичг
ский опыт;

□ постоянное обращение к реально существующим связям;

□ особое внимание выявлению причинно-следственных сшпрй
и закономерностей;

□ акцент на главное при краткости и простоте формулирован и i
правил и выводов;

□ достаточное количество практических упражнений для упкм-
ния и повторения учебного материала;

□ включение изучаемого материала в различные виды упражиг
ний; рациональное использование иллюстративного матери.им

□ включение для самостоятельного выполнения упражнений:ш
даний разной степени сложности,

К иллюстративному материалу также предъявляются определен ные требования:

□ иллюстрации должны использоваться в качестве непосреум j
венного источника знаний и как средство наглядности (рисунки
предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и др.);

□ иллюстративный материал должен быть направлен на оГнцп
усвоение содержания изучаемого материала и его частности к

132 Раздел шорни


П в учебниках, начиная с V класса, следует использовать символи­ческую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний;

□ весь изобразительный материал должен быть выполнен четко, так как условные, расплывчатые изоизображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к ис­каженному их восприятию умственно отсталыми школьниками.

В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов коррекционной школы VIII вида, разрабатываются новые, в том числе и вариативные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: