ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ




Особое внимание трудовому обучению умственно отсталых школьников стало уделяться в 60—70 годы XX в. Проводилась боль­шая исследовательская работа по приданию трудовому обучению в школе профессиональной направленности. К опытной работе были привлечены лучшие учителя-методисты Москвы и регионов. Изуча­лись особенности формирования знаний у умственно отсталых школьников на уроках труда, разрабатывались методики обучения промышленным и сельскохозяйственным видам труда.

В 80-е годы исследования в области трудового обучения и воспита­ния умственно отсталых школьников продолжались. Вводились но­вые виды труда, разрабатывался перечень доступных их возможнос­тям специальностей, создавались новые программы и учебники по трудовому обучению. Создавалась система дифференцированного подхода к умственно отсталым школьникам в процессе обучения об­щеобразовательным предметам и трудовому обучению.

Был разработан проект стандартов специального (коррекционно-го) обучения умственно отсталых школьников. В учебный план шко­лы на базе основного девятилетнего срока обучения введены X— XII классы (курсы) послешкольной профессиональной подготовки, в которых основное количество часов уделено трудовому обучению. На базе экспериментальных школ были созданы программы для учащих­ся старших X, X—XI, X—XII классов с профессиональной подготовкой по некоторым доступным умственно отсталым выпускникам специ­альностям. На основе исследований и практического опыта были со­зданы первые учебные заведения с учебно-производственными цеха­ми на базе X—XII классов в Махачкале и в школе-интернате № 102 г. Москвы. Позднее учебно-производственные отделения открылись в Магаданской школе-интернате и в ряде московских школ: № 30, 77,

Глава 14. Организация профессионально-трудовой подготовки... 217


359, 834, школ-интернатов № 68, 81, 105 и др., а также был создан Учебно-производственный центр.

В новых социально-экономических условиях жизни современного общества возникла новая проблема, которая определила приоритет­ные направления. Обвал экономики и падение темпов роста отечест­венной промышленности в начале 90-х годов XX в. нарушили связь школ с базовыми предприятиями. Реорганизация производства в ус­ловиях рыночной экономики потребовала качественно нового под­хода к рабочим кадрам предприятий, мобильности получаемых профессиональных знаний, навыков и квалификационных умений. Современные проблемы социально-трудовой адаптации учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида освещены в отдельных публикациях И. М. Бгажноковой (1996), Б. В. Белявского (1991), Г. В. Васенкова (1998, 2004), Н. Н. Малофеева (1996), В. Н. Патракеева (1996), А. М. Щербаковой (1998).

В настоящее время сложилась определенная организационная структура, способная в различных формах осуществлять професси­ональную подготовку умственно отсталых учащихся.

«В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с девятилетним сроком обучения в V—IX классах предусмот­рена трудовая подготовка по одному из профилей. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с десяти-одиннад-цати-двенадцатилетним сроком обучения трудовая подготовка в X, XI, (XII) классах при наличии производственной базы носит углуб­ленный характер и может быть организована как в коррекционном учреждении, так и на базе учреждения начального профессионально­го образования или заинтересованного предприятия. Программа уг­лубленной трудовой подготовки составляется учителем трудового обучения с учетом специфики производства, требований квалифика­ционной характеристики к рабочим данной профессии и охраны тру­да на производстве» (Приложение к письму Министерства образова­ния Российской Федерации от 14.03.2001 г. № 29/1448-6 «Рекомен­дации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений VIII вида»).

В настоящее время в Российской Федерации сложились четыре формы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.

1. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, школа-интернат VIII вида — профессионально-образовательное уч­реждение после окончания IX класса»

218 Раздел третий


2. Школа — десятые производственные классы на базовых пред­
приятиях.

3. Интегрированные формы обучения профессиям учащихся стар­
ших X, X—XI, X—XII классов на базе специальных (коррекционных)
школ VIII вида и профессионально-образовательных учреждений.

4. Учебно-производственные отделения при коррекционных шко­
лах, школах-интернатах VIII вида.

Первая форма, существующая издавна и, к сожалению, сегодня ос­новная, по ряду объективных и субъективных причин во многом ма­лоэффективна. Это связано как с содержанием, так и с организацией обучения, поскольку профессионально-образовательное учреждение не имеет должных специалистов-дефектологов и не в состоянии га-рантировать учащимся их дальнейшее трудоустройство на предприя­тия. В таких заведениях могут обучаться только учащиеся с легкой степенью умственной отсталости или с задержкой психического раз­вития, поскольку, согласно существующему Закону «Об образовании» (статьи 29 и 30), уровни квалификационной подготовки рабочих раз­граничиваются на начальную и профессиональную»

Следовательно, поскольку речь идет только о профессиональной подготовке, то ее можно получить или на базе специально созданных профессионально-образовательных учреждений, что было бы идеаль­ной формой для лиц с интеллектуальной недостаточностью в разви­тии. А поскольку они еще не созданы, то в настоящее время вторая система профессионального обучения более эффективна»

Открытие X, X—XI, X—XII классов на базовых предприятиях, ког­да с учащимися работают специалисты-дефектологи и квалифициро­ванные производственники, стало определенным продвижением в со­циально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников.

Сравнительно недавно, в конце XX — начале XXI в. возникла тре­тья форма профессиональной подготовки — интегрированная, когда учащиеся X, X—XI, X—XII классов, занимаясь общеобразовательны­ми предметами в коррекционной школе, получают профессиональную подготовку на базе профессионально-образовательных учреждений, в которых работают подготовленные специалисты. Опыт такой органи­зации профессиональной подготовки умственно отсталых старше­классников наиболее результативен как с качественной, так и с юри­дической точек зрения.

Четвертой и самой эффективной формой организации професси­онально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников, как показывает опыт, является комплексная организация учебно-воспи­тательного процесса с I по XII класс на базе непосредственно специ-

Глава 14. Организация профессионально-трудовой подготовки... 219


ализированных коррекционных школ VIII вида. Такой подход к соци­ально-трудовой адаптации умственно отсталых учащихся одновре­менно решает ряд важных проблем, связанных с социализацией умственно неполноценного человека в современном обществе.

2. СИСТЕМА ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Повышение требований к качеству, производительности и мобиль­ности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки умственно отста­лых детей и подростков недостаточно эффективной. Решая задачу ее совершенствования, важно выделить два основных направления этой работы.

Первое направление предполагает организационно-структурную перестройку учебного заведения, второе — изменение содержания и повышение качества учебно-воспитательной работы до уровня, со­ответствующего социально-экономическим условиям настоящего времени. Только комплексная реализация этих направлений будет способствовать эффективности системной социально-трудовой адап­тации умственно отсталых учащихся.

Основными структурными единицами такого комплекса являются девятилетняя коррекционная школа-интернат с подготовительным классом и учебно-производственное отделение, которое включает различные цехи производства, оснащенные современным оборудова­нием. Кроме того, организованы медицинская и психологическая службы.

Таким образом, профессиональная подготовка включает два этапа: обучение в V—IX классах коррекционной школы и трехлетние классы (курсы) в учебно-производственном отделении. Профессиональ­но-трудовое обучение в V—IX классах рассматривается как началь­ный этап профессиональной подготовки, которая решается в процессе профессионального обучения в X—XII классах или на курсах (I—III). Такой срок (8 лет) является минимально достаточным для получения большинством выпускников коррекционной школы профессиональ­ного образования.

Увеличение сроков профессионального обучения и изменение учебного плана и программ — необходимые, но не решающие факто­ры совершенствования профессиональной подготовки воспитанников коррекционной школы. Главным было и остается качество учеб­но-воспитательной работы, ее направленность на исправление или сглаживание недостатков, присущих умственно отсталому ребенку.

220 Раздел третий


 


Это даст возможность максимально поднять уровень трудовой подго­товки выпускников коррекционной школы VIII вида для решения проблемы их трудоустройства.

Известно, что коррекционно-развивающая работа во многом зави­сит от полноты и точности диагностирования. Поэтому важно вы­явить индивидуальные трудовые возможности ребенка, особенно в IV—V классах перед началом профессионального обучения. Это по­зволит, во-первых, предварительно определить доступный каждому учащемуся вид труда (на последующих годах обучения такой вывод уточняется) и, во-вторых, целенаправленно и более эффективно про­водить коррекционную работу.

Главное требование к изучению учащихся — достоверность полу­чаемых результатов. Для этого сопоставляются результаты исследо­вания детей психологами и их наблюдения педагогами. При их рас­хождении, что иногда встречается, проводится дополнительное изучение. Результативность наблюдений учащихся педагогами и вос­питателями во многом зависит от их целенаправленности, так как не­обходимо точно знать, состояние каких свойств требуется определять. Для решения этой задачи используются разработанные карты наблюдений по способностям в обучении и социально-трудовом раз­витии.

Данные об учащихся IV класса заносятся в «карту развития учени­ков младших классов» (куда входят и медицинские показатели) и в «карту обучаемости на уроках труда»; специальные карты разрабаты­ваются и для отслеживания развития трудовых возможностей уча­щихся старших классов.

В настоящее время опыт творчески работающих специальных кор-рекционных школ регионов России позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

□ формирование интеллектуальных умений в труде;

□ коррекция и развитие целенаправленных двигательных навы­
ков с учетом синзетивного периода для их формирования (12—
15 лет);

□ осознанная регуляция трудовых действий при выполнении тех­
нологических операций;

□ обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в бы­
ту;

□ становление личности ученика в процессе профподготовки и
профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;

□ адресная подготовка на конкретном рабочем месте;

Глава 14. Организация профессионально-трудовой подготовки... 221


□ определение базовых предприятий;

□ социализация учащихся;

□ разработка структуры специальных образовательных учебных
заведений с профподготовкой учащихся на базе X, X—XI, X—
XII классов.

Государство и современная наука ориентируют школу на доступ­ность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смыс­ловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития. Коррекционная школа для этой категории детей по-прежнему остается не только ста­бильным, но и социально защищенным источником жизненного опыта.

«Образовательная среда» — понятие многоуровневое, оно включа­ет в себя условия и участников социального заказа (государство, реги­он, родители, общественные организации); ресурсное обеспечение конкретной школы в качестве государственного учреждения (контин­гент обучающихся, кадры, материально-техническое и учебно-мето­дическое оснащение, финансы), а также организацию собственно об­разовательного пространства (имеется в виду стратегия, содержание обучения и воспитания, используемые в коррекционной работе технологии, их результативность с учетом познавательных возмож­ностей детей).

В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической целесообразности предъявляет ряд требований и прежде всего к мобильности квалификации рабо­чего.

Содержание профессионально-трудовой подготовки умственно от­сталых школьников должно базироваться на решении задач диффе­ренцированного подхода с учетом их типологических особенностей в трудовой деятельности, которые являются основой при обучении. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогической работы.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, сужен до 134 специальностей. Поэтому одним из важных направлений является

222 Раздел третий


такая организация профориентационной работы в коррекционной школе, при которой интересы и склонности учащихся сочетаются с ре­комендуемыми видами труда при учете их потенциальных возмож­ностей. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудо-ной деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выра­женные затруднения в овладении учащимися трудовыми процессами, технико-технологическими знаниями определили необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. Кроме того, методическая сторона профессионального обучения, которая должна корригирующе воздействовать на общее и профессиональное развитие учащихся, еще недостаточно разработана. В этом плане для создания условий профессионально-трудовой подготовки подростков с проблемами в развитии необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых в целевой, энергетической и исполнитель­ной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

□ сложившейся системой их профессионально-трудовой подго­
товки и современными социально-экономическими условия­
ми, затрудняющими их трудоустройство;

□ возросшими квалификационными требованиями к подготовке
специалистов и особенностями умственного и психофизическо­
го развития учащихся, осложняющими им овладение даже до­
ступными по их возможностям профессиями;

□ ограниченным числом профессий, по которым могут быть тру­
доустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их
количеством, по которым можно готовить к профессиональ­
но-трудовой деятельности учащихся коррекционных школ.

Все это мешает умственно отсталым выпускникам стать конкурен­тоспособными на рынке труда, тем более что большинство из них не являются инвалидами, а значит, и не имеют никаких льгот при трудо­устройстве. В то же время к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам обще­образовательных школ, поэтому владение учителями трудового обу­чения механизмами формирования знаний, навыков и умений являет­ся ключевым в системе коррекционно-развивающего обучения умст­венно отсталых школьников.

Глава 14. Организация профессионально-трудовой подготовки... 223


Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается научный подход к становлению профессионально-тру­
дового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида?

2. Рассмотрите формы профессионально-трудовой подготовки умственно
отсталых школьников. Какая из форм, на ваш взгляд, является наиболее
перспективной?

3. Раскройте систему трудовой подготовки умственно отсталых школьников
на современном этапе экономического развития общества.

4. Какие показатели специально организованных наблюдений позволяют
оценить потенциальные возможности ученика овладеть тем или другим
видом труда?

Щ Рекомендуемая литература

Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Мл Просвещение, 1969.

Мирский С. Л. Методика профессионального трудового обучения во вспо-могательной школе. М.: Просвещение, 1988.

Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспита­ние и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Школа-Пресс, 1994.

Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомога­тельной школы. М.: Просвещение, 1969.

Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомога­тельной школы. М.: Педагогика, 1977.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреж­дений VIII вида: подготовительные, 1—4 классы / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Просвещение, 2008.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреж­дений VIII вида: 5—9 классы / под ред. В. В. Воронковой. М.: Владос, 2008.

Глава 15

Психофизиологические основы трудовой деятельности и механизм ее формирования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: