В настоящее время существуют свыше двадцати формулировок определения навыка, суть которых сводится к тому, что навык есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию.
Производственный навык — это действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением внимания, как бы автоматически.
Профессиональные двигательные навыки в своем становлении проходят ряд фаз или этапов: осмысление (когнитив); пробные действия в процессе упражнений (формирование правильных приемов работы и создание оперативного образа), в результате чего происходит закрепление (автоматизация) навыка.
Процессу формирования любых производственных навыков присущи пять общих принципов: объединение ряда частных движений в единое целое на основе совмещения во времени различных движений обеих рук; постепенное устранение излишних движений и изменение мышечной напряженности; перемещение внимания в процессе выпол-
I лава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 227
няемой операции; установление определенного ритма рабочих движений; возможность произвольного изменения темпа работы,
В соответствии с этим выделяют четыре основных этапа формирования навыков:
□ предварительный, т. е. получение знания о предстоящем дейст
вии;
D аналитический — овладение отдельными элементами действия и каждым рабочим движением;
□ синтетический — объединение ряда движений в единое дейст
вие;
□ автоматизация действия, когда создается возможность произ
вольного регулирования темпа работы с одновременным пере
ключением внимания с действия на его результат.
Организуя процесс формирования профессионально-трудовых навыков у умственно отсталых учащихся, необходимо учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навы-
К внешним условиям относятся:
□ эффективность объяснения учителем трудовых приемов;
□ организация системы упражнений;
□ оценка учителем действий учащихся;
D дифференцированный подход к учащимся;
□ выявление результатов трудовых действий.
В число внутренних условий формирования навыков входят:
□ интеллектуальный уровень обучаемых (способность к форми
рованию образа эталона труда и к осознанию трудовых дейст
вий);
□ уровень сенсорной чувствительности;
□ наличие трудового опыта;
□ самооценка трудовой деятельности;
□ развитие самоконтроля трудовых действий;
□ способность к переносу навыков;
□ состояние двигательной сферы;
□ энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособ
ность).
Обучение навыкам должно строиться на создании алгоритмов трудовых действий, операций для выработки осознанной регуляции трудовых приемов, что вызывает трудности в процессе обучения умственно отсталых школьников.
228 Раздел третий
При разработке методики, направленной на повышение уровня понимания выполняемых учащимися трудовых операций прежде всего уделяют внимание функционально значимым элементам пространственного поля рабочего места и объекта труда. В качестве методических средств повышения эффективности осознания используют таблицы и плакаты, фото- и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. Индивидуальным раздаточным материалом считают таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний об определенной операции, а также цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящий учащихся к пониманию выполняемых приемов операции.
При осознании трудовых действий важно придерживаться следующей методической последовательности.
1. Создание целевой установки на овладение операцией.
2. Объяснение назначения операции и анализ ее результатов,
3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно ор
ганизованного для определенной операции рабочего места и соответ
ствующего плаката с изображением рабочей позы, размещением мате
риала и заготовок, а также положения орудий труда.
4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых дей
ствий изучаемой операции.
5. Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия
операции квалифицированным рабочим в нормальном и замедленном
темпе.
6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых
действий операции и возможных видов брака.
У. Повторная демонстрация приема перед его выполнением учащимися.
8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговари-
ванием.
9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терми
нов и выражений, относящихся к данной операции.
10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с
дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение раз
личных заданий на осознание трудовых действий, распределение вни
мания при работе, использование перфокарт и кроссвордов.
Последующие занятия по отработке операций для лучшего понимания рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требований к правильной позе работающего.
I нава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 229
вопросы и задания
1. Какие знания сообщаются учащимся на уроках труда?
2. Распределите этапы формирования знаний на уроке в нужной последова
тельности.
3. Рассмотрите условия и методическую последовательность формирования
профессионально-трудовых навыков у учащихся.
4. Какие методические приемы повышают эффективность формирования
профессионально-трудовых навыков?
Щ Рекомендуемая литература
1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.:
Просвещение, 1969.
2. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомо
гательной школе. М.: Просвещение, 1988.
3. Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы
на уроках труда: книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.
4» Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Школа-Пресс, 1994.
5= Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969.
6= Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
Глава 16
Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки учащихся коррекционной школы VIII вида