ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ




В настоящее время существуют свыше двадцати формулировок оп­ределения навыка, суть которых сводится к тому, что навык есть авто­матизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию.

Производственный навык — это действие, доведенное до извест­ной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением внимания, как бы автоматически.

Профессиональные двигательные навыки в своем становлении проходят ряд фаз или этапов: осмысление (когнитив); пробные дейст­вия в процессе упражнений (формирование правильных приемов ра­боты и создание оперативного образа), в результате чего происходит закрепление (автоматизация) навыка.

Процессу формирования любых производственных навыков при­сущи пять общих принципов: объединение ряда частных движений в единое целое на основе совмещения во времени различных движений обеих рук; постепенное устранение излишних движений и изменение мышечной напряженности; перемещение внимания в процессе выпол-

I лава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 227


няемой операции; установление определенного ритма рабочих движе­ний; возможность произвольного изменения темпа работы,

В соответствии с этим выделяют четыре основных этапа формиро­вания навыков:

□ предварительный, т. е. получение знания о предстоящем дейст­
вии;

D аналитический — овладение отдельными элементами действия и каждым рабочим движением;

□ синтетический — объединение ряда движений в единое дейст­
вие;

□ автоматизация действия, когда создается возможность произ­
вольного регулирования темпа работы с одновременным пере­
ключением внимания с действия на его результат.

Организуя процесс формирования профессионально-трудовых на­выков у умственно отсталых учащихся, необходимо учитывать из­вестные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навы-

К внешним условиям относятся:

□ эффективность объяснения учителем трудовых приемов;

□ организация системы упражнений;

□ оценка учителем действий учащихся;

D дифференцированный подход к учащимся;

□ выявление результатов трудовых действий.

В число внутренних условий формирования навыков входят:

□ интеллектуальный уровень обучаемых (способность к форми­
рованию образа эталона труда и к осознанию трудовых дейст­
вий);

□ уровень сенсорной чувствительности;

□ наличие трудового опыта;

□ самооценка трудовой деятельности;

□ развитие самоконтроля трудовых действий;

□ способность к переносу навыков;

□ состояние двигательной сферы;

□ энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособ­
ность).

Обучение навыкам должно строиться на создании алгоритмов тру­довых действий, операций для выработки осознанной регуляции тру­довых приемов, что вызывает трудности в процессе обучения умст­венно отсталых школьников.

228 Раздел третий


При разработке методики, направленной на повышение уровня по­нимания выполняемых учащимися трудовых операций прежде всего уделяют внимание функционально значимым элементам пространст­венного поля рабочего места и объекта труда. В качестве мето­дических средств повышения эффективности осознания используют таблицы и плакаты, фото- и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. Индивидуальным раздаточным мате­риалом считают таблицы с описанием трудовых действий и возмож­ных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний об определенной операции, а также цикл заданий с постепенным услож­нением действий, подводящий учащихся к пониманию выполняемых приемов операции.

При осознании трудовых действий важно придерживаться следую­щей методической последовательности.

1. Создание целевой установки на овладение операцией.

2. Объяснение назначения операции и анализ ее результатов,

3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно ор­
ганизованного для определенной операции рабочего места и соответ­
ствующего плаката с изображением рабочей позы, размещением мате­
риала и заготовок, а также положения орудий труда.

4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых дей­
ствий изучаемой операции.

5. Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия
операции квалифицированным рабочим в нормальном и замедленном
темпе.

6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых
действий операции и возможных видов брака.

У. Повторная демонстрация приема перед его выполнением учащи­мися.

8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговари-
ванием.

9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терми­
нов и выражений, относящихся к данной операции.

10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с
дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение раз­
личных заданий на осознание трудовых действий, распределение вни­
мания при работе, использование перфокарт и кроссвордов.

Последующие занятия по отработке операций для лучшего пони­мания рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов целесообразно начинать с повторения технологических по­нятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требований к правильной позе работающего.

I нава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 229


вопросы и задания

1. Какие знания сообщаются учащимся на уроках труда?

2. Распределите этапы формирования знаний на уроке в нужной последова­
тельности.

3. Рассмотрите условия и методическую последовательность формирования
профессионально-трудовых навыков у учащихся.

4. Какие методические приемы повышают эффективность формирования
профессионально-трудовых навыков?

Щ Рекомендуемая литература

1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.:
Просвещение, 1969.

2. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомо­
гательной школе. М.: Просвещение, 1988.

3. Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы
на уроках труда: книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.

Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспита­ние и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Школа-Пресс, 1994.

5= Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогатель­ной школы. М.: Просвещение, 1969.

6= Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомога­тельной школы. М.: Педагогика, 1977.

Глава 16

Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки учащихся коррекционной школы VIII вида



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: