В процессе профессионального трудового обучения особую роль играют практические знания о способах деятельности.
Как уже отмечалось, знание — это выражение в словесной форме объективных свойств и связей окружающей человека действительности.
224 Раздел третий
В содержание знаний, сообщаемых на уроках труда, включают:
□ устройства орудий труда;
П свойства материалов;
□ правила работы;
□ технико-технологические процессы;
П сведения об организации труда на предприятиях;
□ систематизация и классификация изучаемых предметов и явле
ний.
При формировании знаний необходимо различать следующие понятия, сопутствующие данному процессу»
Готовность учащихся к усвоению знаний бывает длительной и временной. Первая характеризуется уровнем развития приемов познавательной деятельности, наличием в памяти учащихся опорных знаний, с которыми может быть связан новый материал, положительным отношением школьников к познавательной деятельности. Временная готовность означает мобилизацию психофизических систем человека, обеспечивающую эффективные выполнения учебных действий в данный момент.
Закрепление знаний - организация учебной деятельности, направленная на повышение уровня запоминания учебного материала. Наряду с установлением ассоциативных связей и приемами, обеспечивающими осмысленное запоминание, важным способом закрепления знаний является повторение. Повторение необходимо перед объяснением нового (для актуализации опорных знаний), после объяснения (на заключительном этапе урока) и при завершении учебной темы (на уроке повторения). Закрепление знаний также обеспечивается расположением «по спирали» изучаемого материала в учебных программах»
Обобщение знаний - отражение в сознании общих признаков предметов и явлений действительности. Сравнивая несколько предметов, можно выделить и обозначить словом их общие свойства. Обобщение обогащает личный опыт человека, способствует усвоению знаний.
Понимание нового материала означает определение его «места» в системе ранее сложившихся связей. Не учитывая имеющихся у учащихся знаний, невозможно объяснить им новую информацию. Последующее повторение учебного материала не приводит к усвоению.
Понятие — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие.
Глава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 225
Поэтапное формирование знаний — способ организации усвоения знаний, лежащих в основе теории поэтапного формирования умственных действий. Включает активизацию ориентировочных действий, использование схематической наглядности и определенной последовательности действий учащихся.
Для формирования знаний практической деятельности используют пять типичных ситуаций:
□ поэтапное формирование знаний;
П демонстрацию опытов;
□ лабораторные работы;
□ наблюдение как практическую деятельность в ходе экскурсий;
□ актуализацию знаний при выполнении учащимися практиче
ской работы.
Формирование знаний в процессе трудового обучения тесно связано с развитием речемыслительной деятельности.
Речь — особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в способности выражать свою мысль словами. В процессе профессионально-трудового обучения у учащихся развивается как активный, так и пассивный словарный запас, связанный с профессиональной терминологией. Использование словарей различных видов, инструкций, описаний технологических процессов, перфокарт, магнитофонных записей специальных терминов, компьютерной и видеотехники, а также постоянные указания и разъяснения в процессе работы положительно сказываются на всех видах трудовой деятельности, содействуют организации их восприятия, развитию наблюдательности и внимания. Огромное значение для развития речи учащихся имеет связь уроков труда и русского языка, где профессиональная терминология может постоянно использоваться при изучении лексического и грамматического материала. Особую роль играют компьютерные программы профессионально-трудового обучения, которые способствуют, помимо эффективности формирования знаний и контроля над их уровнем, также и развитию осмысленного запоминания на основе формирования внутренней речи.
Последовательность формирования знаний на уроках труда состоит из следующих этапов.
1. Определение учебной цели и создание познавательной мотива
ции.
2. Организация восприятия нового материала:
а) развернутое объяснение сначала по схеме, потом по натуральным предметам или их заменителям (рисункам) с соотнесением элементов и свойств предметов с рисунком (схемой);
226 Раздел третий
б) сжатое изложение материала учителем по схеме (опорному плакату).
3. Практические действия учащихся с материальными или матери
ализованными объектами. Для последих — начертить схему или схе
матический рисунок (без линейки), раскрасить или надписать выде
ляемые учителем элементы, выполнить аппликацию.
4. Повторение формируемых знаний вслух, сначала по схеме, по
том по памяти.
5. Мысленное представление учащимися схемы и повторение ин
формации про себя.
6. Упражнения на образование логических связей:
а) ответы на вопросы учителя. Например, «Что будет, если рабо
тать слесарной ножовкой, у которой зубья повернуты в сторону руч
ки?»;
б) вопросы учащихся друг другу и учителю.
Если на каком-либо этапе обнаружится, что знание сформировались неполно или неправильно, то нужно повторить предыдущий этап.