ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО




И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ НА ОСНОВЕ

КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Прежде чем говорить о коррекции индивидуальных недостатков учащихся, рассмотрим типологию их недостатков, учитывая целевую, энергетическую и исполнительную стороны их трудовой деятель­ности.

Целевую сторону обеспечивают особенности учащихся, связанные с процессами понимания заданной цели (целеобразования), сбора -и

230 Раздел третий


объединения всех данных, нужных для выполнения задания, плани­рование предстоящих действий, изменения планов и целей в ходе ис­полнения.

Свойства энергетической стороны, отражающие активизацию де­ятельности, проявляются в эмоциях и чувствах, способности к волево­му усилию, в выносливости (утомляемости). Активизация деятель­ности зависит также от силы (действенности) соответствующих моти­вов. Однако система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором, т. е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности. Развитие свойств энергетической стороны в значительной мере определяется уровнем работоспособ­ности ребенка в обучении. Но работоспособность, как и мотивация, целиком лежит в плоскости энергетической стороны деятельности, так как утомление проявляется и в нарушении механизмов исполне-я«ия.

Свойства исполнительной стороны, отражающие реализацию пла­нов, проявляются в практическом преобразовании исходного продук­та труда, в соотнесении реальных действий и их результатов с пред­ставляемыми и мыслимыми (самоконтроль). Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражают свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в само­контроле и исполнении.

Индивидуальные возможности школьника в трудовом обучении определяются путем комплексной оценки развития свойств каждой из сторон деятельности. При этом различают два уровня развития свойств. К первому (низкому) уровню относятся такие состояние и динамика развития свойств, при которых эффективное обучение воз­можно лишь при систематическом применении дифференцированно­го подхода к учащемуся. Второй уровень (относительно высокий) со­ответствует способностям, позволяющим школьнику усваивать учеб­ный материал во фронтальной работе.

Принятые критерии и два уровня развития по каждому из них дают основания для дифференциации учащихся на типологические группы.

К первой типологической группе относятся учащиеся, в основном успешно справляющиеся с обучением во фронтальной работе без сис­тематического применения дифференцированного подхода.

Для школьников второго типа характерны относительно глубокие нарушения целевой стороны деятельности на фоне более сохранных свойств исполнительной и энергетической сторон.

i лава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 231


К третьему типу относятся учащиеся, основные нарушения кото­рых лежат в плоскостях целевой и энергетической сторон деятель­ности.

Учащимся четвертого типа присуще сочетание более глубокого нарушения всех сторон трудовой деятельности. Для этих учащихся требуются особые формы коррекционной работы.

Для оценки уровней развития могут быть предложены следующие критерии:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: