В настоящее время увеличивается число вариативных форм процесса воспитания в коррекционных школах VIII вида. Есть попытки создать региональные воспитательные системы, обеспечивающие школьникам благоприятные условия для выбора планов и программ создания своей жизни. Однако традиционные направления воспитательной работы с учащимися таких школ не потеряли своей актуальности и должны быть реализованы.
К этим направлениям относятся:
□ гражданское воспитание;
П нравственное воспитание;
П экологическое воспитание;
□ физическое воспитание;
□ трудовое воспитание;
□ эстетическое воспитание.
Работая в этих направлениях, воспитатель должен предусмотреть возможности умственного воспитания учащихся, что напрямую связано с такой специфической задачей учреждений данного вида, как коррекция психики воспитанников.
Глава 17. Процесс воспитания 241
Гражданское воспитание
В процессе гражданского воспитания у учащихся формируют взгляды и убеждения, патриотические чувства, прививают культуру межнационального общения (интернационализма), что способствует становлению и развитию любви к Родине. В структуре гражданского воспитания можно выделить как особо значимые следующие виды:
□ патриотическое воспитание, направленное на формирование
патриотизма как качества личности, проявляющегося в любви к
своему Отечеству, готовности служить своей Родине. Патриоти
ческое воспитание сопровождает процесс включения учащихся
в активный созидательный труд на благо своей школы, города
(села), Родины. С содержательной точки зрения оно способст
вует бережному отношению к истории отечества, к его культур
ному наследию, к обычаям и традициям народа; любви к малой
родине, к своим родным местам; установлению братских, дру
жественных отношений с представителями других стран и наро
дов;
|
□ правовое воспитание, которое заключается в формировании у
учащихся правовых знаний, ответственного отношения к со
блюдению законов, единства правового сознания и поведения.
Важно довести до сознания учеников требования правовых
норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них
личностный смысл, стали руководством в повседневном по
ведении.
<\
Нравственное (нравственно-этическое) воспитание
Такой вид воспитания направлен на формирование нравственных понятий и убеждений, составляющих понятие морали (этики). Становление нравственных чувств и привычек поведения в дальнейшем способствует закреплению определенных черт воли и характера. От того, как освоена и принята воспитанником мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, зависит уровень его нравственности. Иначе говоря, чтобы выпускник школы VIII вида был нравственным человеком, необходимо привить ему такие качества и свойства личности, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, вежливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие его поведение в различных жизненных ситуациях.
242 Раздел четвертый
Важной составляющей нравственного воспитания является культура поведения, которая включает культуру общения, культуру внешности, культуру речи и бытовую культуру.
|
Формируя нравственного человека, необходимо уделить должное внимание половому воспитанию, которое изначально существенно влияет на формирование культуры поведения мальчиков и девочек и предопределяет стиль отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой, отцом и матерью в дальнейшем.
Экологическое воспитание
Этот процесс направлен на формирование экологических знаний, любви к природе и бережного отношения к ней.
Физическое воспитание
Такой вид воспитания способствует укреплению здоровья и содействует физическому развитию организма. Оно направлено на формирование у учащихся специальных двигательных навыков и умений, развитие волевых качеств личности и пр.
Трудовое воспитание
Такой вид воспитания способствует закреплению политехнических основ профессионально-технических знаний, навыков, умений; потребности трудиться; профессиональной ориентации учащихся. Важной составной частью его является экономическое воспитание, подготавливающее воспитанников ко вступлению в социально-экономические отношения, существующие в современном обществе.
Эстетическое воспитание
Этот процесс способствует развитию умения воспринимать прекрасное в природе, искусстве и обществе; формирует эстетические знания, суждения и оценки; развивает художественный вкус и творческие способности детей.
4, МЕТОДЫИ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания ~ это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-моти-вационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и
|
Глава 17. Процесс воспитания 243
привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. &
Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера...), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкур-сы...), а также предметы (картины, кинофильмы...), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Методы и средства воспитания тесно связаны между собой, однако их следует различать. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога (учителя, воспитателя), средство же может влиять вне ее (например, чтение книг, газет, журналов или просмотр фильмов и телепередач).
Существуют различные классификации методов воспитания. Для практической работы воспитателя коррекционной школы VIII вида важны следующие группы методов, с помощью которых:
□ формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых,
т. е. убеждение, положительный пример;
□ организуется деятельность воспитуемых, т. е. упражнение (при
учение), требование, контроль за поведением;
□ оказывается помощь воспитуемым в регуляции их поведения и
оцениваются поступки учащихся, т. е. одобрение (поощрение),
осуждение (наказание), переключение на другие виды деятель
ности»
Рассмотрим более подробно названные методы воспитания и назовем те средства, которые используются в процессе реализации того или иного из них.
Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. В воспитательном процессе не должно быть места скучной и однообразной назидательности, так как постоянные нравоучения, «одергивания» травмируют психику детей, и без того ослабленную, и могут скорее привести к негативному отношению, чем к положительному результату. Поэтому необходимо не просто говорить, а в яркой, интересной и доступной форме (с учетом дефекта и возраста воспитанников) разъяснить детям смысл происходящих событий и моральных требований. Конечным результатом этого процесса (убеждение как процесс) должно быть формирование твердой, осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения на различные вопросы отношения к окружающему миру»
244 Раздел четвертый
Средства метода убеждения: учебная работа; разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы; утренники; встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности, и пр.
Метод положительного примера близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут выступать сверстники, дети старшего возраста, родители и близкие люди, педагоги. Учитывая слабую критичность и самокритичность детей с нарушением интеллектуального развития, воспитатель должен предупредить стихийное, неосознанное подражание и помочь воспитанникам вычленить в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.
Метод упражнений {приучение) подразумевает многократное повторение действий и поступков учащихся для образования и закрепления у них необходимых навыков, привычек поведения и деятельности. Этот метод наиболее актуален для детей, имеющих отклонения в развитии, так как позволяет целенаправленно формировать их собственный практический опыт.
Средства метода упражнений: различные формы учебной работы; разнообразные внеклассные мероприятия (общественные поручения, игра, труд, культурно-массовая работа); общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру общения, навыки и привычки вежливости, правдивости, честности и т. п. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).
Чтобы процесс выработки определенных навыков и привычек поведения имел развивающую направленность, важно соблюдать следующую последовательность.
1. Постановка воспитательной задачи и побуждение потребности
учащихся в том или ином виде деятельности.
2. Разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся со
ответствующими знаниями для развития их сознания.
3. Демонстрация решения практической задачи.
4. Организация первоначального воспроизведения учащимися по
казанных действий (образцов поведения).
5. Последующая тренировка в совершенствовании и закреплении
способов деятельности.
Глава 17. Процесс воспитания 245
6. Предъявление требований к учащимся в совершенствовании ор
ганизуемых упражнений.
7. Напоминание и контроль над действием (поведением).
Воспитатель должен помнить, что в процессе формирования у детей навыков и привычек поведения должны повторяться не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т. е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между воспитанниками и педагогами.
Средства метода требования: просьба; тактичные указания и распоряжения педагогов.
Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением учащихся для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий.
Средства метода контроля: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся; индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или поручений; отчеты детей перед своими товарищами (например, на специальных собраниях и пр.) о своей работе и дисциплине.
Методы требования и контроля наиболее актуальны для детей с нарушением познавательной деятельности, которые, в отличие от детей с нормальным интеллектуальным развитием, не только труднее воспринимают новую информацию, но и быстрее забывают ее. Поэтому таким детям, чтобы усвоить тот или иной навык (привычку поведения), требуется длительное (детальное, поэтапное) объяснение и многократные упражнения для закрепления этого умения. И именно методы требования и контроля будут способствовать переходу формируемого навыка в устойчивое образование, то е, в личностное качество.
Методы одобрения и осуждения являются достаточно тонкими, но действенными методами воспитания. С их помощью удается значительно влиять на коррекцию поведения школьников.
Одобрение есть не что иное, как признание, положительная оценка действий или поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме.
Средства метода одобрения: личная похвала педагога; похвала в присутствии сверстников; благодарность педагога (возможна в прика-
246 Раздел четвертый
зе по школе); награждение (книгами, похвальными грамотами и др.); доска почета и пр.
Метод осуждения выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Средства метода осуждения: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и пр.
Работая с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, воспитатель должен шире использовать метод одобрения для стимуляции их деятельности и очень осторожно — метод осуждения. Одобрение (поощрение) наиболее действенно для младших школьников, причем не только для отдельных учащихся, но и для коллективов. Всякое же осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой, учитывающей причину. Например, если действие, вызывающее осуждение, совершено учеником необдуманно, случайно, то можно ограничиться разъяснительной беседой, упреком; совсем иные меры педагогического воздействия следует использовать, если то же действие совершено намеренно.
Несмотря на действенность методов одобрения и осуждения, их высокую результативность, воспитатель должен всегда помнить, что неправильное или слишком широкое использование этих методов может привести к негативным результатам.
Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, шалости на переменах, нездоровые игры и пр.). В этих случаях запреты и увещевания не всегда эффективны. В таких ситуациях метод переключения с одного вида деятельности на другие способствует формированию нового стереотипа поведения. В воспитательных же целях он позволяет, например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения и пр., а также преодолеть упрямство учащихся, когда метод требования не дает результата.