МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра административного права и административной деятельности ОВД
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры АП и АД ОВД
подполковник полиции
Ю.Н. Калюжный
«____» _____________ 2012 г.
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Административная деятельность ОВД»
Тема № 29
«Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий»
(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность)
2 часа
Орел
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
1. Правовое регулирование проведения массовых мероприятий. |
2. Виды массовых мероприятий, задачи, силы и средства ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при их проведении. |
3. Основы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий. |
4. Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. |
Заключение |
Литература.
Мультимедийное оборудование.
Рецензенты:
Жуков А.С. – начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления Управления МВД России по Орловской области подполковник полиции;
|
Зиборов О.В. – к.ю.н., доцент кафедры ОД ГИБДД Орловского юридического института МВД России подполковник полиции
Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры АП и АД ОВД
полковником полиции Е.С. Лимаревой
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры
«22 » февраля 2012 г. Протокол № 4
Введение.
Цели и задачи лекции: Ознакомить Вас с понятием и назначением административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий. Научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы лекции, высказывать и обосновывать своё мнение. Важным является обратить Ваше внимание на изучение и обобщение материала, посвященного проблемам деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков, разработку мер по повышению эффективности борьбы с ними.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
§ раскрытие сущности и определение понятия массовых беспорядков;
§ выявление причин возникновения, социально-психологических признаков и особенностей, свидетельствующих о повышенной социальной опасности преступлений данного вида, и лиц, их совершивших;
§ анализ основных задач и функций органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их последствий;
§ рассмотрение объема и содержания полномочий должностных лиц полиции по применению мер пресечения массовых беспорядков;
|
§ изучение и обобщение практики борьбы с этими преступлениями и разработка мер, направленных на их предупреждение и профилактику; выделение особенностей управления силами и средствами органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков;
§ разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их последствий.
Кроме этого лекция носит и воспитательные цели:формирование у Вас профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности органов внутренних дел по рассматриваемому направлению; таких качеств, как гуманизма, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.
Актуальность темы лекции обусловлена тем, что вопросы соблюдения законности и обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий постоянно находятся в центре внимания законодателя, органов государственной власти, средств массовой информации и граждан.
Происходящие в нашей стране активные и масштабные социальные, политические и экономические процессы, связанные с проводимыми реформами, привели к значительному расслоению общества и обострению социально-политической обстановки. Обострились межнациональные конфликты, возникли «горячие точки» в Чечне, Северной Осетии и других местах. Во много раз усилилась миграция населения в более спокойные регионы страны, - преимущественно в Москву и другие крупные города. Статистика и оценки различных экспертов свидетельствуют, что по уровню социальных конфликтов, преступности и неустойчивости экономического положения Россия занимает одно из ведущих мест в мире.
|
Все это, безусловно, отражается в массовой психологии людей - одни отчаянно пытаются отстоять свои права, другие цинично и агрессивно защищают свои интересы. В реальной жизни это, с одной стороны, трансформируется в проведение митингов протеста, организацию пикетов и др. А с другой, это проявляется в росте преступности, террористических актах и захватах заложников, например, в Буденовске в 1995 году, «Норд-Ост» в Москве, захват школы в Беслане и др.
Указанные процессы происходят на фоне правого нигилизма, бесконтрольного распространения оружия, возросшей дерзости, враждебности и агрессивности не только по отношению друг к другу, но и к государственным и правоохранительным органам в целом. В этих условиях, когда под реальной угрозой оказались безопасность личности и многие институты государства, одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел становится предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ она, являясь системой государственных органов исполнительной власти, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.
Вместе с тем, необходимо обратить Ваше внимание, что массовые мероприятия по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.
Особенность этих мероприятий состоит в том, что они проводятся, как правило, на ограниченной территории, с участием большого количества людей (участников, зрителей, ответственных лиц и т. п.), в такой обстановке стихийно формируются определенные группы, влияющие на состояние общественного порядка. В определенной мере при этом нарушается обычный (нормальный) ритм жизни на территории, где проводится массовое мероприятие. Появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций, а при осложнении обстановки могут возникнуть обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан.
Важная роль в обеспечении организованного проведения массовых мероприятий отводится органам внутренних дел. На них возлагается охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении подобных мероприятий, оказание необходимой помощи и содействия организаторам их проведения.
Правовое регулирование проведения массовых мероприятий.
Массовое мероприятие – это организованная активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.
Большинство массовых мероприятий имеет публичный характер. Согласно ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие рассматривается как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных или религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Право граждан на участие в массовых публичных мероприятиях, также как свобода мысли и слова, относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина, получивших всеобщее признание и закрепление в международных документах, конституциях и иных правовых актах большинства стран мира.
Это общепризнанное положение закреплено в ст. 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ: «Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей».
Российское государство гарантирует гражданам право на организацию и участие в публичных массовых мероприятиях путем безвозмездного предоставления им улиц, площадей, парков, скверов, других открытых пространств, пригодных для этих целей, а также распространения информации в печати, на телевидении, радио и другими аудиовизуальными средствами, оказания помощи в проведении публичных мероприятий со стороны органов государственной власти и иных должностных лиц.
Организаторы публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
Вместе с тем правовое регулирование массовых мероприятий и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и общественных объединений по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка при их проведении имеет определенную специфику.
Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятий составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и другие, конституции (уставы), законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.
В случаях, предусмотренных законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, другими законодательными актами применяется следующий порядок организации и проведения публичных массовых мероприятий.
Организатором массового мероприятия в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме подается уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения массовой акции. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в порядке, установленном законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
цель и форма публичного мероприятия;
место (места) его проведения и маршруты движения участников;
дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
предполагаемое количество участников массового мероприятия;
формы и методы обеспечения организатором мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения (номера телефонов);
а также фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается его организатором, а также лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - российский гражданин, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
К организации публичного мероприятия относятся оповещение его возможных участников и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Права и обязанности организатора публичных массовых мероприятий регламентируются ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Законом установлено, что организатором публичного мероприятия не могут быть:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее семи часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного массового мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с законом к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения массовых мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований федерального законодательства. Проведение публичных мероприятий на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, регулируется актами Президента Российской Федерации.
В Российской Федерации организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях его проведения и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Для проведения этой агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространение листовок, плакатов и объявлений, использоваться иные не запрещенные законодательством формы агитации. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям закона.
В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.
Российским законодательством запрещается проводить массовые мероприятия, когда конституционное право на участие в них используется для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной, классовой ненависти, пропаганды насилия и войны. Одним из оснований запрета проведения массовых мероприятий и на участие в нем граждан является наличие оружия. Понятие предметов и механизмов, являющихся оружием, дается в ФЗ «Об оружии».
Интеграция Российской Федерации в международные политические и правовые системы, конституционное признание приоритета общепринятых принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), а также ориентация на использование западных стандартов в рассматриваемой сфере отношений предполагают изучение зарубежного опыта деятельности правоохранительных органов по участию в обеспечении различных видов массовых мероприятий.
Современная мировая практика свидетельствует о том, что в странах с демократическими формами правления для проведения массовых мероприятий использует три вида общественных мест:
1. Общественные места, где постоянно разрешается проведение публичных массовых мероприятий, т. е. определенные участки местности, специально предназначенные для высказывания каких-то пожеланий, своего отношения к действительности, митингов, отдельных публичных выступлений в любой форме в рамках установленных границ данных мест и действующего законодательства (Гайд-парк в Лондоне и др.).
2. Общественные места, где, как правило, разрешается проведение массовых мероприятий публичного характера, но только по согласованию с органами власти и в соответствии с процедурами, регламентирующими порядок их организации, проведения и ответственности участников (организаторов).
3. Общественные места, где, как правило, проведение массовых мероприятий запрещается законодательством многих государств (территория, прилегающая к правительственным, медицинским и дошкольным учреждениям, территория военных объектов и баз, наиболее важных объектов жизнеобеспечения населения: атомных электростанций, а также мосты, тоннели, аэропорты, вокзалы и т. д.).
Таким образом, массовые мероприятия имеют разные правовые режимы регулирования в зависимости от места и времени их проведения, а также цели, количества участников и характера проводимой акции.
Во всех странах мира публичные акции находятся под постоянным контролем органов государственной власти и сил обеспечения правопорядка, так как любое нарушение закона или силовые меры по отношению к их участникам очень часто получают политическую окраску, попадают в центр внимания прессы и активно используются в формировании общественного мнения по вопросам политического характера.
Таким образом, для более глубокого исследования понятия, сущности и содержания массовых мероприятий необходима их классификация, которая осуществляется на основе учета существенных признаков, свидетельствующих о сходстве и различии изучаемых явлений. Массовые и иные публичные мероприятия весьма разнообразны. Отнесение каждого из них к определенной группе помогает правильно понять его социальное назначение и место в классификационной системе, имеет практическое значение для дальнейшего совершенствования работы органов внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка при их проведении.