Правовое регулирование проведения массовых мероприятий.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра административного права и административной деятельности ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры АП и АД ОВД

подполковник полиции

 

Ю.Н. Калюжный

«____» _____________ 2012 г.

 

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Административная деятельность ОВД»

Тема № 29

«Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий»

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность)

 

 

2 часа

 

Орел

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Правовое регулирование проведения массовых мероприятий.  
2. Виды массовых мероприятий, задачи, силы и средства ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при их проведении.  
3. Основы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий.  
4. Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.  
Заключение

Литература.

 

Мультимедийное оборудование.

 

Рецензенты:

Жуков А.С. – начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления Управления МВД России по Орловской области подполковник полиции;

Зиборов О.В. – к.ю.н., доцент кафедры ОД ГИБДД Орловского юридического института МВД России подполковник полиции

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры АП и АД ОВД

полковником полиции Е.С. Лимаревой

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«22 » февраля 2012 г. Протокол № 4

 

Введение.

Цели и задачи лекции: Ознакомить Вас с понятием и назначением административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел во время проведения массовых мероприятий. Научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы лекции, высказывать и обосновывать своё мнение. Важным является обратить Ваше внимание на изучение и обобщение материала, посвященного проблемам деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков, разработку мер по повышению эффективности борьбы с ними.

Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:

§ раскрытие сущности и определение понятия массовых беспорядков;

§ выявление причин возникновения, социально-психологических признаков и особенностей, свидетельствующих о повышенной социальной опасности преступлений данного вида, и лиц, их совершивших;

§ анализ основных задач и функций органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их последствий;

§ рассмотрение объема и содержания полномочий должностных лиц полиции по применению мер пресечения массовых беспорядков;

§ изучение и обобщение практики борьбы с этими преступлениями и разработка мер, направленных на их предупреждение и профилактику; выделение особенностей управления силами и средствами органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков;

§ разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их последствий.

Кроме этого лекция носит и воспитательные цели:формирование у Вас профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности органов внутренних дел по рассматриваемому направлению; таких качеств, как гуманизма, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Актуальность темы лекции обусловлена тем, что вопросы соблюдения законности и обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий постоянно находятся в центре внимания законодателя, органов государственной власти, средств массовой информации и граждан.

Происходящие в нашей стране активные и масштабные социальные, политические и экономические процессы, связанные с проводимыми реформами, привели к значительному расслоению общества и обострению социально-политической обстановки. Обострились межнациональные конфликты, возникли «горячие точки» в Чечне, Северной Осетии и других местах. Во много раз усилилась миграция населения в более спокойные регионы страны, - преимущественно в Москву и другие крупные города. Статистика и оценки различных экспертов свидетельствуют, что по уровню социальных конфликтов, преступности и неустойчивости экономического положения Россия занимает одно из ведущих мест в мире.

Все это, безусловно, отражается в массовой психологии людей - одни отчаянно пытаются отстоять свои права, другие цинично и агрессивно защищают свои интересы. В реальной жизни это, с одной стороны, трансформируется в проведение митингов протеста, организацию пикетов и др. А с другой, это проявляется в росте преступности, террористических актах и захватах заложников, например, в Буденовске в 1995 году, «Норд-Ост» в Москве, захват школы в Беслане и др.

Указанные процессы происходят на фоне правого нигилизма, бесконтрольного распространения оружия, возросшей дерзости, враждебности и агрессивности не только по отношению друг к другу, но и к государственным и правоохранительным органам в целом. В этих условиях, когда под реальной угрозой оказались безопасность личности и многие институты государства, одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел становится предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ она, являясь системой государственных органов исполнительной власти, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.

Вместе с тем, необходимо обратить Ваше внимание, что массовые мероприятия по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.

Особенность этих мероприятий состоит в том, что они проводятся, как правило, на ограниченной территории, с участием большого количества людей (участников, зрителей, ответственных лиц и т. п.), в такой обстанов­ке стихийно формируются определенные группы, влияющие на состояние общественного порядка. В определенной мере при этом нарушается обыч­ный (нормальный) ритм жизни на территории, где проводится массовое мероприятие. Появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций, а при осложнении обстановки могут возникнуть обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан.

Важная роль в обеспечении организованного проведения массовых мероприятий отводится органам внутренних дел. На них возлагается ох­рана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении подобных мероприятий, оказание необходимой помощи и содействия организаторам их проведения.

Правовое регулирование проведения массовых мероприятий.

Массовое мероприятие – это организованная активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.

Большинство массовых мероприятий имеет публичный характер. Со­гласно ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие рассматривается как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, ми­тинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных соче­таниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Россий­ской Федерации, политических партий, других общественных или религи­озных объединений.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Право граждан на участие в массовых публичных мероприятиях, также как свобода мысли и слова, относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина, получивших всеобщее признание и закрепление в международных документах, конституциях и иных правовых актах большинства стран мира.

Это общепризнанное положение закреплено в ст. 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ: «Граждане Российской Федера­ции вправе собираться мирно, без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей».

Российское государство гарантирует гражданам право на организа­цию и участие в публичных массовых мероприятиях путем безвозмездного предоставления им улиц, площадей, парков, скверов, других открытых пространств, пригодных для этих целей, а также распространения инфор­мации в печати, на телевидении, радио и другими аудиовизуальными сред­ствами, оказания помощи в проведении публичных мероприятий со сторо­ны органов государственной власти и иных должностных лиц.

Организаторы публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного по­рядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Органы государственной власти или органы местного самоуправле­ния, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения пуб­личного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законо­дательством, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Вместе с тем правовое регулирование массовых мероприятий и дея­тельности органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, политических партий и общественных объединений по обеспече­нию конституционных прав граждан и правопорядка при их проведении имеет определенную специфику.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объедине­ний, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых меро­приятий составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные за­коны «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировани­ях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и другие, конституции (уставы), законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

В случаях, предусмотренных законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демон­страций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают орга­ны государственной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Феде­ральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пи­кетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, другими законодательными актами применяется следующий порядок организации и проведения пуб­личных массовых мероприятий.

Организатором массового мероприятия в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме подается уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения массовой акции. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного само­управления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

Уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ или ор­гану местного самоуправления в порядке, установленном законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

цель и форма публичного мероприятия;

место (места) его проведения и маршруты движения участников;

дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

предполагаемое количество участников массового мероприятия;

формы и методы обеспечения организатором мероприятия об­щественного порядка, организации медицинской помощи, намерение ис­пользовать звукоусиливающие технические средства при проведении пуб­личного мероприятия;

фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения (номера телефонов);

а также фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается его организатором, а также лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его ор­ганизации и проведению.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или не­сколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетиро­ваний - российский гражданин, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организа­ции и проведению публичного мероприятия.

К организации публичного мероприятия относятся оповещение его возможных участников и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Права и обязанности организатора публичных массовых мероприятий регламентируются ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Законом установлено, что организатором публичного мероприятия не могут быть:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их моти­вированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее семи часов и за­канчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не созда­ет угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного массового мероприятия. Условия запрета или ограни­чения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с законом к местам, в которых проведение публично­го мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производ­ственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует со­блюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода же­лезных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Прези­дента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к террито­риям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения сво­боды;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения массовых мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особен­ностей таких объектов и требований федерального законодательства. Про­ведение публичных мероприятий на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, регулируется актами Президента Российской Федерации.

В Российской Федерации организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), вре­мени, целях его проведения и иную информацию, связанную с подготов­кой и проведением мероприятия, а также призывать граждан и их объеди­нения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Для проведения этой агитации могут использоваться средства массо­вой информации, устные призывы, распространение листовок, плакатов и объявлений, использоваться иные не запрещенные законодательством формы агитации. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и граждани­на. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям закона.

В случае отказа организатора публичного мероприятия от его прове­дения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о про­ведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

Российским законодательством запрещается проводить массовые мероприятия, когда конституционное право на участие в них используется для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной, классовой ненависти, пропаганды насилия и войны. Одним из оснований запрета проведения массовых мероприятий и на участие в нем граждан является наличие оружия. Понятие предметов и механизмов, являющихся оружием, дается в ФЗ «Об оружии».

Интеграция Российской Федерации в международные политические и правовые системы, конституционное признание приоритета общепринятых принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), а также ориентация на использование западных стандартов в рассматриваемой сфере отношений предполагают изучение зарубежного опыта деятельности право­охранительных органов по участию в обеспечении различных видов мас­совых мероприятий.

Современная мировая практика свидетельствует о том, что в странах с демократическими формами правления для проведения массовых меро­приятий использует три вида общественных мест:

1. Общественные места, где постоянно разрешается проведение пуб­личных массовых мероприятий, т. е. определенные участки местности, специально предназначенные для высказывания каких-то пожеланий, сво­его отношения к действительности, митингов, отдельных публичных вы­ступлений в любой форме в рамках установленных границ данных мест и действующего законодательства (Гайд-парк в Лондоне и др.).

2. Общественные места, где, как правило, разрешается проведение массовых мероприятий публичного характера, но только по согласованию с органами власти и в соответствии с процедурами, регламентирующими порядок их организации, проведения и ответственности участников (орга­низаторов).

3. Общественные места, где, как правило, проведение массовых ме­роприятий запрещается законодательством многих государств (территория, прилегающая к правительственным, медицинским и дошкольным уч­реждениям, территория военных объектов и баз, наиболее важных объектов жизнеобеспечения населения: атомных электростанций, а также мосты, тоннели, аэропорты, вокзалы и т. д.).

Таким образом, массовые мероприятия имеют разные правовые режимы регулирования в зависимости от места и времени их проведения, а также цели, количества участников и характера проводимой акции.

Во всех странах мира публичные акции находятся под постоянным контролем органов государственной власти и сил обеспечения правопо­рядка, так как любое нарушение закона или силовые меры по отношению к их участникам очень часто получают политическую окраску, попадают в центр внимания прессы и активно используются в формировании общест­венного мнения по вопросам политического характера.

Таким образом, для более глубокого исследования понятия, сущности и содержания массовых мероприятий необходима их классификация, которая осуществляется на основе учета существенных признаков, свидетельствующих о сходстве и различии изучаемых явлений. Массовые и иные публичные мероприятия весьма разнообразны. Отнесение каждого из них к определенной группе помогает правильно понять его социальное назначение и место в классификационной системе, имеет практическое значение для дальнейшего совершенствования работы органов внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка при их проведении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: