Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами органов внутренних дел в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Организация деятельности органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода их функционирования: подготовительный, исполнительный и заключительный.
Подготовительный период начинается с момента получения ОВД задания на обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период проводятся следующие мероприятия:
1. Уточняется программа, место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников;
2. Проводится обследование места проведения массового мероприятия;
При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружениях, кроме того, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, используемых для проведения мероприятия, с целью определения их пригодности к организации надлежащей охраны общественного порядка и принятия мер к устранению недостатков, и дополнительному их оборудованию (с составлением акта, содержащего заключение о пригодности к эксплуатации объектов или сооружений).
|
3. Создается оперативный штаб, определяется его состав и обязанности членов, место дислокации;
Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При проведении таких крупных комплексных мероприятий, как олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты. Численность и состав оперативного штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.
В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД, пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы «Скорой помощи» и местной администрации.
Оперативный штаб развертывает подготовительную работу на основе приказа (решения) министра внутренних дел Российской Федерации или министра республики, входящей в ее состав, начальника управления внутренних дел края, области, автономного округа или начальника органа внутренних дел, ответственных за обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия.
4. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.
Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото- и видеоаппаратурой.
|
5. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:
1) содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
2) границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;
3) расчет сил и средств (количество личного состава, из каких подразделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);
4) схема управления и связи, определение потребности средств радио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматриваются дублирующие виды связи (радио- и проводная связь, посыльные, связные; схема согласовывается с группой службы охраны общественного порядка и представляется в оперативный штаб для утверждения);
|
5) привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразделений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;
6) организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;
7) организация движения транспорта и пешеходов в местах проведения мероприятия;
8) порядок взаимодействия с соседними органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками (согласование совместной деятельности по времени, месту и цели);
9) порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
10) меры по обеспечению пожарной безопасности;
11) организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;
12) варианты типовых тактических действий при осложнении оперативной обстановки в местах проведения публичных акций.
6. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).
7. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава, командно-штабные учения.
Инструктажи и тренировки личного состава в подготовительный период проводятся с целью изучения нормативных актов, регламентирующих права и обязанности ОВД, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также с целью отработки тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
Репетиции и тренировки личного состава организуются накануне массового мероприятия непосредственно на местности. При их проведении уточняются задачи, места сосредоточения и несения службы личным составом, проверяется наличие сил, средств, готовность и надежность системы связи и управления силами и средствами, порядок их взаимодействия. С личным составом резерва отрабатываются тактические приемы действий в различных условиях осложнения оперативной обстановки.
В целях обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования железнодорожного транспорта, защиты его от противоправных массовых акций органами внутренних дел разрабатываются алгоритмы действий при возникновении угрозы блокирования транспортных коммуникаций, проводятся тренировки всех сил, участвующих в оперативно-профилактических мероприятиях, отрабатываются методики документирования действий организаторов и активных участников акций и привлечения их к ответственности.
8. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.
9. Принимаются меры к дополнительному укреплению территории, где будет проходить массовое мероприятие.
10. Устанавливается взаимодействие со всеми привлекаемыми силами (другими правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, участвующими в охране правопорядка).
Совместно с органами исполнительной власти, другими заинтересованными ведомствами и организациями осуществляется комплекс дополнительных мер (выступления в средствах массовой информации и перед митингующими, переговоры с лидерами профсоюзов, партий, объединений, забастовочных комитетов, организаторами акций протеста и предупреждение их об ответственности, заблаговременное блокирование полицейскими нарядами подходов к железной дороге, другим объектам и т. д.).
Практикой выработан четкий порядок подготовки личного состава к несению службы во время проведения массового мероприятия. Получив задание и приняв решение на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности, начальник органа внутренних дел проводит инструктивное совещание руководящего состава. На совещание приглашаются руководители нижестоящих органов внутренних дел, командиры частей внутренних войск, руководители образовательных учреждений МВД России и другие ответственные лица. На совещании решаются все вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечения безопасности. После этого проводятся аналогичные совещания в структурных подразделениях.
Исполнительный период охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. Для него характерно проведение следующих мероприятий:
1. Вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов.
2. Производится из зоны оцепления удаление неорганизованного населения.
3. Организуется служба нарядов в районе проведения мероприятия и на прилегающей к нему территории.
Для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия используются, как правило, два вида нарядов охраны общественного порядка - обычные и специальные.
Обычные наряды используются для решения повседневных задач как на прилегающей территории, так и в местах проведения массовых мероприятий, к ним относятся пешие посты, пешие патрули и патрули на автомобилях, посты регулирования движения и другие виды нарядов, предусмотренные Уставом ППС.
Специальные наряды: полицейские цепочки, группы сопровождения, посты охраны объектов, посты наблюдения, заслоны, резерв, наряды заграждения, группы ограничения движения транспорта, группы разъяснения законов, группы обеспечения связи, группы оцепления (блокирования), группы фиксации правонарушений (документирование противоправных действий), группы разбора с задержанными и составления документов и другие группы, предусмотренные нормативными актами МВД России.
Каждую группу возглавляет старший наряда, назначаемый согласно расчету сил и средств командиром специального сводного отряда. Служебные наряды и наряды усиления прибывают к местам сбора за один - полтора часа. В действие они вводятся по мере развертывания мероприятия, а по миновании надобности - снимаются по распоряжению оперативного штаба или старшего начальника и выводятся в резерв. Нельзя допускать преждевременного выставления нарядов, так как это приводит к переутомлению личного состава.
По прибытии нарядов в места сосредоточения руководители зон, секторов, участков, коридоров проверяют явку личного состава, его готовность к несению службы, еще раз ставят конкретную задачу и отдают команду нарядам приступить к несению службы.
4. Осуществляется контроль за выполнением личным составом нарядов функциональных обязанностей.
При несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения; не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов; не допускать произвольного перемещения участников из одной колонны (трибуны) в другую.
В зону оцепления запрещается пропускать граждан в состоянии опьянения или имеющих при себе спиртные напитки; лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые или отравляющие вещества; проносить без досмотра громоздкие вещи, портфели, чемоданы, коробки или свертки.
Наряды ОВД должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка. Огнестрельное оружие на период проведения массового мероприятия личному составу, задействованному в охране общественного порядка, не выдается, вооруженными должны быть только специальные группы резерва.
5. Организуется слежение за состоянием оперативной обстановки в секторах и нарядам оказывается необходимая помощь.
6. Осуществляется информирование руководителей исполнительных органов об изменениях оперативной обстановки в районе проведения массового мероприятия.
Заключительный период начинается с момента окончания мероприятия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки людей на общественный транспорт. В этот период осуществляется:
1. Снятие введенных ограничений движения пешеходов и транспорта;
2. Возобновление работы торговых, зрелищных и иных предприятий;
3. Свертывание сил и сосредоточение их в намеченных пунктах для оценки работы личного состава;
4. Подведение итогов несения службы, внесение предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности сил.
В заключительный период обеспечивается беспрепятственный выход участников и зрителей публичного мероприятия из зоны его проведения. Ответственный за обеспечение общественного порядка и безопасности (оперативный штаб) снимает (переводит в резерв) освободившиеся наряды или передислоцирует их с целью обеспечения общественного порядка на прилегающей к месту проведения массового мероприятия территории. Организуется работа нарядов сопровождения, патрульных групп и экипажей автопатрулей с целью усиления несения службы на маршрутах движения колонн участников (зрителей), входах на станции метрополитена, остановках общественного транспорта.
Введенные ранее режимные ограничения движения транспорта и пешеходов, работы торговых, зрелищных и других мероприятий по миновании надобности отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя оперативного штаба). После завершения массового мероприятия проводится осмотр места его проведения с целью обнаружения и задержания правонарушителей, оказания помощи пострадавшим.
Проводится сбор личного состава, его построение и проверка, а также проверка средств индивидуальной защиты и других технических средств, подведение итогов несения службы, о чем докладывается руководителю оперативного штаба. Последними завершают несение службы силы и средства, входящие в состав резерва.
Таким образом, особые условия, в которых осуществляют свою деятельность органы внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, вызывают объективную необходимость создания специальных органов управления силами и средствами (оперативных штабов), специальных видов нарядов и тактики действий.
Организация деятельности ОВД в период проведения массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода, которые различаются по содержанию и направленности, характеризуются совокупностью последовательно осуществляемых действий, как органами управления, так и нарядами ОВД, осуществляющими непосредственное обеспечение общественного порядка и безопасности. Деятельность органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.