Основы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий.




Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается силами и средствами органов внутренних дел в тесном взаимодействии с органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, прокуратуры и безопасности. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий может привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Организация деятельности органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода их функционирования: подготовительный, исполнительный и за­ключительный.

Подготовительный период начинается с момента получения ОВД задания на обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период проводятся следующие мероприятия:

1. Уточняется программа, место, время и порядок проведения мероприятия, возможное количество и состав участников;

2. Проводится обследование места проведения массового мероприятия;

При проведении мероприятий на закрытых объектах и в сооружени­ях, кроме того, проводится совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств и организаций комиссионное обследование технического и противопожарного состояния объектов и сооружений, ис­пользуемых для проведения мероприятия, с целью определения их при­годности к организации надлежащей охраны общественного порядка и принятия мер к устранению недостатков, и дополнительному их оборудо­ванию (с составлением акта, содержащего заключение о пригодности к эксплуатации объектов или сооружений).

3. Создается оперативный штаб, определяется его состав и обязан­ности членов, место дислокации;

Оперативный штаб создается для более эффективного управления силами и средствами, привле­каемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При проведении таких круп­ных комплексных мероприятий, как олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты. Численность и состав оперативного штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой.

В состав оперативного штаба входят: начальник органа внутренних дел и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа связи; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД, пожарной службы МЧС России; приглашаются представители службы «Скорой помощи» и местной администрации.

Оперативный штаб развертывает подготовительную работу на осно­ве приказа (решения) министра внутренних дел Российской Федерации или министра республики, входящей в ее состав, начальника управления внутренних дел края, области, автономного округа или начальника органа внутренних дел, ответственных за обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия.

4. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть ста­ционарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото- и видеоаппаратурой.

5. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общест­венного порядка и общественной безопасности.

Ответственный за охрану общественного порядка или оперативный штаб на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывает план охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:

1) содержание и программа мероприятия, место, время его проведе­ния, ожидаемое количество участников и зрителей;

2) границы оцепляемой территории, зоны, сектора, участки;

3) расчет сил и средств (количество личного состава, из каких под­разделений привлекаются, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, резервы);

4) схема управления и связи, определение потребности средств ра­дио- и проводной связи, телевидения и др. В схеме связи предусматрива­ются дублирующие виды связи (радио- и проводная связь, посыльные, связные; схема согласовывается с группой службы охраны общественного порядка и представляется в оперативный штаб для утверждения);

5) привлечение дополнительных сил и средств (войсковых подразде­лений, общественных правоохранительных формирований), определение мест несения службы и задач;

6) организация обеспечения общественного порядка в местах форми­рования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения меро­приятия, а также на остановках общественного транспорта и контрольных пунктах;

7) организация движения транспорта и пешеходов в местах проведе­ния мероприятия;

8) порядок взаимодействия с соседними органами внутренних дел и орга­нами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками (со­гласование совместной деятельности по времени, месту и цели);

9) порядок организованного выхода участников после окончания ме­роприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

10) меры по обеспечению пожарной безопасности;

11) организация медицинского, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности сил и средств;

12) варианты типовых тактических действий при осложнении опера­тивной обстановки в местах проведения публичных акций.

6. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные опера­ции).

7. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава, командно-штабные учения.

Инструктажи и тренировки личного состава в подготовительный пе­риод проводятся с целью изучения нормативных актов, регламентирующих права и обязанности ОВД, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также с целью отработки тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

Репетиции и тренировки личного состава организуются накануне массового мероприятия непосредственно на местности. При их проведении уточняются задачи, места сосредоточения и несения службы личным со­ставом, проверяется наличие сил, средств, готовность и надежность системы связи и управления силами и средствами, порядок их взаимодействия. С личным составом резерва отрабатываются тактические приемы действий в различных условиях осложнения оперативной обстановки.

В целях обеспечения бесперебойного и безопасного функционирова­ния железнодорожного транспорта, защиты его от противоправных массо­вых акций органами внутренних дел разрабатываются алгоритмы действий при возникновении угрозы блокирования транспортных коммуникаций, проводятся тренировки всех сил, участвующих в оперативно-профилак­тических мероприятиях, отрабатываются методики документирования действий организаторов и активных участников акций и привлечения их к ответственности.

8. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.

9. Принимаются меры к дополнительному укреплению территории, где будет проходить массовое мероприятие.

10. Устанавливается взаимодействие со всеми привлекаемыми силами (дру­гими правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными объедине­ниями, трудовыми коллективами и гражданами, участвующими в охране правопорядка).

Совместно с органами исполнительной власти, другими заинтересо­ванными ведомствами и организациями осуществляется комплекс допол­нительных мер (выступления в средствах массовой информации и перед митингующими, переговоры с лидерами профсоюзов, партий, объединений, забастовочных комитетов, организаторами акций протеста и преду­преждение их об ответственности, заблаговременное блокирование поли­цейскими нарядами подходов к железной дороге, другим объектам и т. д.).

Практикой выработан четкий порядок подготовки личного состава к несению службы во время проведения массового мероприятия. Получив задание и приняв решение на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности, начальник органа внутренних дел проводит инструктивное совещание руководящего состава. На совещание приглашаются руководители нижестоящих органов внутренних дел, командиры частей внутренних войск, руководители образовательных учреждений МВД России и другие ответственные лица. На совещании решаются все вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечения безопасности. После этого проводятся аналогичные совещания в структурных подразделениях.

Исполнительный период охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. Для него характер­но проведение следующих мероприятий:

1. Вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов.

2. Производится из зоны оцепления удаление неорганизованного населения.

3. Организуется служба нарядов в районе проведения мероприятия и на прилегающей к нему территории.

Для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия используются, как правило, два вида нарядов ох­раны общественного порядка - обычные и специальные.

Обычные наряды используются для решения повседневных задач как на прилегающей территории, так и в местах проведения массовых меро­приятий, к ним относятся пешие посты, пешие патрули и патрули на авто­мобилях, посты регулирования движения и другие виды нарядов, преду­смотренные Уставом ППС.

Специальные наряды: полицейские цепочки, группы сопровождения, посты охраны объектов, посты наблюдения, заслоны, резерв, наряды за­граждения, группы ограничения движения транспорта, группы разъяснения законов, группы обеспечения связи, группы оцепления (блокирования), группы фиксации правонарушений (документирование противоправных действий), группы разбора с задержанными и составления документов и другие группы, предусмотренные нормативными актами МВД России.

Каждую группу возглавляет старший наряда, назначаемый согласно расчету сил и средств командиром специального сводного отряда. Служебные наряды и наряды усиления прибывают к местам сбора за один - полтора часа. В действие они вводятся по мере развертывания мероприятия, а по миновании надобности - снимаются по распоряжению оперативного штаба или старшего начальника и выводятся в резерв. Нельзя допускать преждевременного выставления нарядов, так как это приводит к переутомлению личного состава.

По прибытии нарядов в места сосредоточения руководители зон, секторов, участков, коридоров проверяют явку личного состава, его готов­ность к несению службы, еще раз ставят конкретную задачу и отдают ко­манду нарядам приступить к несению службы.

4. Осуществляется контроль за выполнением личным составом нарядов функциональных обязанностей.

При несении службы по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности во время массового мероприятия личный состав обязан: находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять пост; хорошо знать и умело выполнять поставленную задачу; выявлять и решительно пресекать правонарушения; не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов; не допускать произвольного перемещения участников из одной колонны (трибуны) в другую.

В зону оцепления запрещается пропускать граждан в состоянии опь­янения или имеющих при себе спиртные напитки; лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые или отравляющие вещества; проносить без досмотра громоздкие вещи, портфели, чемоданы, коробки или свертки.

Наряды ОВД должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка. Огнестрельное оружие на период проведения массового мероприятия личному составу, задействованному в охране общественного порядка, не выдается, вооруженными должны быть только специальные группы резерва.

5. Организуется слежение за состоянием оперативной обстановки в секторах и нарядам оказывается необходимая помощь.

6. Осуществляется информирование руководителей исполнительных органов об изменениях оперативной обстановки в районе проведения массового мероприятия.

Заключительный период начинается с момента окончания мероприя­тия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки людей на общественный транспорт. В этот период осуществляется:

1. Снятие введенных ограничений движения пешеходов и транспорта;

2. Возобновление работы торговых, зрелищных и иных предприятий;

3. Свертывание сил и сосредоточение их в намеченных пунктах для оценки работы личного состава;

4. Подведение итогов несения службы, внесение предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности сил.

В заключительный период обеспечивается беспрепятственный вы­ход участников и зрителей публичного мероприятия из зоны его проведения. Ответственный за обеспечение общественного порядка и безопасности (оперативный штаб) снимает (переводит в резерв) освободившиеся наряды или передислоцирует их с целью обеспечения общественного порядка на прилегающей к месту проведения массового мероприятия территории. Организуется работа нарядов сопровождения, патрульных групп и экипажей автопатрулей с целью усиления несения службы на маршрутах движения колонн участников (зрителей), входах на станции метрополитена, остановках общественного транспорта.

Введенные ранее режимные ограничения движения транспорта и пешеходов, работы торговых, зрелищных и других мероприятий по мино­вании надобности отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя оперативного штаба). После завершения массового мероприятия проводится осмотр места его проведения с целью обнаружения и задержания правонарушителей, оказания помощи пострадавшим.

Проводится сбор личного состава, его построение и проверка, а также проверка средств индивидуальной защиты и других технических средств, подведение итогов несения службы, о чем докладывается руководителю оперативного штаба. Последними завершают несение службы силы и средства, входящие в состав резерва.

Таким образом, особые условия, в которых осуществляют свою дея­тельность органы внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, вызывают объективную необходимость создания специальных органов управления силами и средствами (оперативных штабов), специальных видов нарядов и тактики действий.

Организация деятельности ОВД в период проведения массовых ме­роприятий включает в себя три взаимосвязанных между собой периода, которые различаются по содержанию и направленности, характеризуются совокупностью последовательно осуществляемых действий, как органами управления, так и нарядами ОВД, осуществляющими непосредственное обеспечение общественного порядка и безопасности. Деятельность органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: