ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ




Результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Дети, включаясь во все доступные им виды трудовой деятельности, постепенно переходят к более сложным видам труда и формам его организации.

По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов появляется возможность в процессе общественно полезной трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. В этом случае общественно полезный труд выступает в роли формирующего и коррекционного средства, и при умелом руководст­ве педагога на этой основе может быть создан коллектив.

290 Раздел четвертый


Опытные педагоги, организуя учащихся, добиваются такого поло-жения, когда деятельность будет носить признаки коллективной. При этом даже индивидуальные поручения и задания рассматриваются как часть общего дела.

Наиболее распространены следующие формы коллективного труда воспитанников:

□ без взаимной зависимости (в этом случае учащиеся выполняют
индивидуальную работу в составе первичного коллектива и
подводят коллективный итог ее выполнения);

□ с взаимной ответственностью и зависимостью, когда результат
складывается из результатов деятельности каждого члена кол­
лектива, взаимная зависимость осуществляется через объекты
труда.

Трудовые объединения могут быть временными и постоянными. Так, к последним можно отнести учебно-трудовую группу, бригады, выполняющие задания в процессе производительного труда, техниче­ские кружки. За критерий правильности комплектования детских тру­довых объединений следует принять показатели результативности и слаженности в работе, в значительной мере зависящие от реального состава группы, бригады. Опыт убеждает, что они должны объединять оптимальное число учеников, с примерно одинаковым количеством сильных и слабых. Небольшой состав менее всего способствует разви­тию социальных форм организации коллектива и не располагает ре­сурсами для работы. В то же время слишком большие бригады не да­ют возможности раскрыть способности каждого ребенка. В трудовых объединениях должны быть решены вопросы лидерства, психологи­ческой совместимости членов, учета групповых интересов. Создание разновозрастных детских коллективов позволяет обеспечить преемст­венность в воспитании.

В организации работы бригады необходимо выделить несколько этапов:

□ усвоение задачи каждым ее членом (при необходимости прово­
дится инструктаж, включающий ориентировку и планирование,
обучение приемам работы);

□ определение формы организации труда;

□ распределение заданий и расстановка членов бригады по рабо­
чим местам в соответствии с полученным заданием;

□ инструктирование членов коллектива на рабочих местах (педа­
гогически целесообразно передавать часть этих функций силь­
ным ученикам);

Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 291


□ обеспечение внешних связей бригады (получение инструмен­
тов, инвентаря, материалов и заготовок, сдача готовой продук­
ции и др.);

□ текущий контроль выполняемой работы учителем (при выпол­
нении работы с разделением труда пооперационный контроль
должны осуществлять сами участники процесса);

□ итоговый контроль, включающий разбор коллективного взаи­
модействия членов бригады в ходе выполнения работы, коли­
чественный учет результатов, качественный анализ изделий.

При правильной организации деятельности детских трудовых объ­единений могут быть сняты некоторые трудности, обусловленные психофизической недостаточностью школьников. В связи с этим пе­ред педагогами стоит серьезная задача — изучать и учитывать в рабо­те имеющиеся у детей особенности трудовой деятельности. Исследо­вания показывают, что наиболее целесообразно учитывать типиче­ские особенности, что позволяет организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе трудового вос­питания.

Создание сбалансированной по всем направлениям и педагогиче­ски эффективной системы трудового воспитания требует больших ор­ганизационных усилий педагогического коллектива, управленческих органов, производственных коллективов связанных со школой предприятий, родительской общественности. Коррекционные школы VIII вида имеют большие возможности для организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся: учебные занятия в мас­терских, производственная практика, различные виды и формы об­щественно полезного и производительного труда во внеклассное вре­мя, занятия технических кружков, выполнение трудовых поручений в классе, групповой, спальне, игровой комнате, столовой, беседы о тру­де, утренники, праздники, посвященные труду, соревнования за зва­ние «Лучший по профессии», экскурсии на предприятия.

Разнообразие деятельности при правильной организации детского коллектива создает предпосылки успешного решения задач трудового воспитания.

Систематическое и регулярное повторение правил работы в мас­терской с демонстрацией на конкретных предметах позволяет решить первоочередную задачу трудового обучения — сформировать органи­зационные навыки учащихся для практического выполнения любого задания, что способствует успешной адаптации выпускников школы в современных социально-экономических условиях производства.

292 Раздел четвертый


Открытие X—XI (XII) классов для профессиональной подготовки учащихся позволило расширить программу трудового воспитания, включив в нее следующие актуальные разделы, которые связаны с ос­новами безопасности труда, производственными отношениями и со­циальной адаптацией на рабочем месте»

1. Рабочее место. Трудовые функции. Рабочая норма. Планирова­
ние своей работы. Самоконтроль при выполнении трудовых функций.
Умение увидеть свои ошибки и исправить их.

2. Охрана и безопасность труда. Охрана труда и техника безопас­
ности на производстве. Безопасная работа на станках. Пожарная без­
опасность. Организация рабочего места. Основы гигиены труда, про­
изводственной санитарии, личной гигиены. Бытовые условия. Рабо­
чая одежда. Подбор и подготовка рабочей одежды, защита лица и рук,
уход за руками и лицом. Действия в условиях аварийной ситуации
и несчастного случая.

3. Социалъно-средовая ориентировка. Ориентация в городе. Вари­
анты пути на работу. Чрезвычайные ситуации. Правила уличного дви­
жения. Поведение в транспорте, на улице. Умение обратиться к людям
за помощью. Правила безопасного поведения при встрече с незнако­
мыми людьми.

4. Основы этики производственных отношений и коммуникации.
Разделение труда. Работа в бригаде. Соблюдение трудовой дисципли­
ны. Руководитель, бригадир и подчиненный. Выполнение производ­
ственных заданий. Трудовые отношения и деловое общение. Адапта­
ция в трудовом коллективе. Умение вступать в контакты. Общение в
разные трудовых и жизненных ситуациях. Конфликты и выход из
них. Нормы поведения и общения. Контроль своего поведения. Дис­
циплинированность. Вредные привычки.

Основы трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и вре­мя отдыха. Перерыв на обед. Другие перерывы во время работы. Тру­довая дисциплина. Заработная плата. Материальная ответственность. Нормы труда. Гарантии и льготы.

Трудовое воспитание также должно быть тесно связано с психоло­гическим сопровождением учащихся, т. е. с системой специальных це­ленаправленных мероприятий по формированию, развитию различ­ных видов психической деятельности, функций, качеств и образова­ний, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать достаточно высокого уровня самореализации.

Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 293




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: