Результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Дети, включаясь во все доступные им виды трудовой деятельности, постепенно переходят к более сложным видам труда и формам его организации.
По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов появляется возможность в процессе общественно полезной трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. В этом случае общественно полезный труд выступает в роли формирующего и коррекционного средства, и при умелом руководстве педагога на этой основе может быть создан коллектив.
290 Раздел четвертый
Опытные педагоги, организуя учащихся, добиваются такого поло-жения, когда деятельность будет носить признаки коллективной. При этом даже индивидуальные поручения и задания рассматриваются как часть общего дела.
Наиболее распространены следующие формы коллективного труда воспитанников:
□ без взаимной зависимости (в этом случае учащиеся выполняют
индивидуальную работу в составе первичного коллектива и
подводят коллективный итог ее выполнения);
□ с взаимной ответственностью и зависимостью, когда результат
складывается из результатов деятельности каждого члена кол
лектива, взаимная зависимость осуществляется через объекты
труда.
Трудовые объединения могут быть временными и постоянными. Так, к последним можно отнести учебно-трудовую группу, бригады, выполняющие задания в процессе производительного труда, технические кружки. За критерий правильности комплектования детских трудовых объединений следует принять показатели результативности и слаженности в работе, в значительной мере зависящие от реального состава группы, бригады. Опыт убеждает, что они должны объединять оптимальное число учеников, с примерно одинаковым количеством сильных и слабых. Небольшой состав менее всего способствует развитию социальных форм организации коллектива и не располагает ресурсами для работы. В то же время слишком большие бригады не дают возможности раскрыть способности каждого ребенка. В трудовых объединениях должны быть решены вопросы лидерства, психологической совместимости членов, учета групповых интересов. Создание разновозрастных детских коллективов позволяет обеспечить преемственность в воспитании.
В организации работы бригады необходимо выделить несколько этапов:
□ усвоение задачи каждым ее членом (при необходимости прово
дится инструктаж, включающий ориентировку и планирование,
обучение приемам работы);
□ определение формы организации труда;
□ распределение заданий и расстановка членов бригады по рабо
чим местам в соответствии с полученным заданием;
□ инструктирование членов коллектива на рабочих местах (педа
гогически целесообразно передавать часть этих функций силь
ным ученикам);
Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 291
□ обеспечение внешних связей бригады (получение инструмен
тов, инвентаря, материалов и заготовок, сдача готовой продук
ции и др.);
□ текущий контроль выполняемой работы учителем (при выпол
нении работы с разделением труда пооперационный контроль
должны осуществлять сами участники процесса);
□ итоговый контроль, включающий разбор коллективного взаи
модействия членов бригады в ходе выполнения работы, коли
чественный учет результатов, качественный анализ изделий.
При правильной организации деятельности детских трудовых объединений могут быть сняты некоторые трудности, обусловленные психофизической недостаточностью школьников. В связи с этим перед педагогами стоит серьезная задача — изучать и учитывать в работе имеющиеся у детей особенности трудовой деятельности. Исследования показывают, что наиболее целесообразно учитывать типические особенности, что позволяет организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе трудового воспитания.
Создание сбалансированной по всем направлениям и педагогически эффективной системы трудового воспитания требует больших организационных усилий педагогического коллектива, управленческих органов, производственных коллективов связанных со школой предприятий, родительской общественности. Коррекционные школы VIII вида имеют большие возможности для организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся: учебные занятия в мастерских, производственная практика, различные виды и формы общественно полезного и производительного труда во внеклассное время, занятия технических кружков, выполнение трудовых поручений в классе, групповой, спальне, игровой комнате, столовой, беседы о труде, утренники, праздники, посвященные труду, соревнования за звание «Лучший по профессии», экскурсии на предприятия.
Разнообразие деятельности при правильной организации детского коллектива создает предпосылки успешного решения задач трудового воспитания.
Систематическое и регулярное повторение правил работы в мастерской с демонстрацией на конкретных предметах позволяет решить первоочередную задачу трудового обучения — сформировать организационные навыки учащихся для практического выполнения любого задания, что способствует успешной адаптации выпускников школы в современных социально-экономических условиях производства.
292 Раздел четвертый
Открытие X—XI (XII) классов для профессиональной подготовки учащихся позволило расширить программу трудового воспитания, включив в нее следующие актуальные разделы, которые связаны с основами безопасности труда, производственными отношениями и социальной адаптацией на рабочем месте»
1. Рабочее место. Трудовые функции. Рабочая норма. Планирова
ние своей работы. Самоконтроль при выполнении трудовых функций.
Умение увидеть свои ошибки и исправить их.
2. Охрана и безопасность труда. Охрана труда и техника безопас
ности на производстве. Безопасная работа на станках. Пожарная без
опасность. Организация рабочего места. Основы гигиены труда, про
изводственной санитарии, личной гигиены. Бытовые условия. Рабо
чая одежда. Подбор и подготовка рабочей одежды, защита лица и рук,
уход за руками и лицом. Действия в условиях аварийной ситуации
и несчастного случая.
3. Социалъно-средовая ориентировка. Ориентация в городе. Вари
анты пути на работу. Чрезвычайные ситуации. Правила уличного дви
жения. Поведение в транспорте, на улице. Умение обратиться к людям
за помощью. Правила безопасного поведения при встрече с незнако
мыми людьми.
4. Основы этики производственных отношений и коммуникации.
Разделение труда. Работа в бригаде. Соблюдение трудовой дисципли
ны. Руководитель, бригадир и подчиненный. Выполнение производ
ственных заданий. Трудовые отношения и деловое общение. Адапта
ция в трудовом коллективе. Умение вступать в контакты. Общение в
разные трудовых и жизненных ситуациях. Конфликты и выход из
них. Нормы поведения и общения. Контроль своего поведения. Дис
циплинированность. Вредные привычки.
5о Основы трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Перерыв на обед. Другие перерывы во время работы. Трудовая дисциплина. Заработная плата. Материальная ответственность. Нормы труда. Гарантии и льготы.
Трудовое воспитание также должно быть тесно связано с психологическим сопровождением учащихся, т. е. с системой специальных целенаправленных мероприятий по формированию, развитию различных видов психической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать достаточно высокого уровня самореализации.
Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 293