ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ СБО И К ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО РАБОТЫ




Помимо перечисленного, результат процесса формирования соци­ально-бытовых знаний, умений и навыков учащихся во многом зави­сит от подготовки самого учителя к проведению урока и ведению кур­са в целом. Можно сказать, что требования к личности учителя СБО пусть не намного, но все-таки несколько выше, чем к остальным учи­телям-предметникам. Он учит всем своим внешним видом, манерой общения, поведения и является примером для подражания. Если пе­ред встречей с учениками, выкурив пару сигарет, облачившись в спортивное трико, учитель войдет в класс, то его обучение правилам жизни будут малоуспешными. Его беседы о вреде курения и необхо­димости всегда выглядеть опрятно и в соответствии с ситуацией будут звучать весьма сомнительно. Как актер, играющий роль Отелло, не может появиться на сцене без грима и сценического костюма, так и учитель СБО не может появиться перед учащимися вне образа поло­жительного и приятного во всех отношениях человека. Если вы — учитель СБО, вы — образец для учащихся. Ваш девиз: «Делай как я!» Вы всегда должны иметь аккуратную прическу, носить одежду делово­го стиля и соответствующую этому обувь. Если для выполнения прак­тических работ требуется надеть фартук и косынку, использовать по­лотенце, скатерть, салфетки, то все это должно быть свежевыстиран­ным и отутюженным. Свое отношение к порядку и чистоте учитель проявляет и в кабинете: все идеально чисто, на своих местах и ничего лишнего, вовремя делается влажная уборка, вытирается пыль, акку­ратно висят тюль и шторы на окнах. Учитель СБО должен следить за

286 Раздел четвертый


тем, чтобы в кабинете никогда не использовалась старая затертая или битая посуда, засаленные полотенца, грязные тряпки. Содержанию кабинета в чистоте и порядке должна помогать правильно организо­ванная практическая деятельность учащихся.

Следующее требование — образование учителя, который на доста­точно профессиональном уровне обязан владеть знаниями и умения­ми по всем разделам учебной программы, но главное — иметь базис­ную дефектологическую подготовку либо дополнительную (курсы повышения квалификации или переподготовки). Без учета особеннос­тей познавательной деятельности школьников невозможно достичь положительных результатов. Так, призыв во время выполнения прак­тического задания заканчивать работу поскорее может быть для уча­щегося просто физиологически недоступным. Кроме того, умственно отсталый ученик во время выполнения задания практически не в со­стоянии понять несколько последовавших одно за другим без паузы указаний. Другое важное условие — необходимость учитывать инди­видуальные особенности каждого. Это подразумевает знакомство с медицинским и психологическим диагнозом учащихся.

Учитель должен хорошо знать не только программу обучения со­циально-бытовой ориентировке учащихся по всем классам, но и про­граммы по общеобразовательным предметам и труду — для организа­ции межпредметных связей. Выполнение программы возможно толь­ко при наличии кабинета. Учитель СБО должен сам продумать наиболее удачное расположение зон, оборудовать кабинет в соответ­ствии с требованиями, постоянно обновлять и накапливать необходи­мое оснащение.

Кроме того, необходимо знать карту района города или той мест­ности, где находится школа, где расположены различные предприя­тия, организации и учреждения торговли, быта, администрации, куль­туры, образования. Все это поможет в планировании и проведении экскурсий. Заинтересовавшие объекты необходимо предварительно и неоднократно посетить самостоятельно.

Важным является умение учителя СБО общаться с родителями учащихся, так как, получая друг от друга необходимые сведения, до­полняя друг друга, можно достичь более эффективных результатов в социально-бытовой адаптации учащихся, подготовке их к самосто­ятельной жизни в обществе.

Все перечисленные требования в полной мере относятся и к воспи­тателям, работа которых по формированию и закреплению социаль­но-бытовых умений и навыков учащихся неразрывно связана с рабо­той учителя.

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся... 287


В Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте роль социально-бытовой ориентировки как учебного предмета
в решении социально значимых задач. Определите эти задачи.

2. Как реализуются дидактические принципы на занятиях СБО?

3. Перечислите условия, необходимые для подготовки учащихся коррекци-
онных школ VIII вида к самостоятельной жизни и предусмотренные на за­
нятиях по СБО.

4. Выделите общие и специфические пути решения социально-бытовых
проблем умственно отсталых школьников в урочное (занятия по СБО)
и внеурочное время.

5. Какое значение в решении задачи подготовки выпускников к самостоя­
тельной жизни имеет совместная работа семьи и коррекционной школы?
Раскройте пути ее осуществления.

Щ Рекомендуемая литература

1. Воронкова В. В., Казакова С А. Социально-бытовая ориентировка учащих­ся 5—9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М.: Владос, 2006.

20 Гладкая В. В. Социально-бытовая ориентировка воспитанников специаль­ных (коррекционных) учреждений VIII вида: методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

3. Девяткова Т. Л., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г. и др. Социально-бытовая
ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2003.

4. Долженко А. И. Методические рекомендации по социально-трудовой адап­
тации учащихся начальных классов вспомогательной школы-интерната.
Севастополь, 1999.

5. Павлова Н. П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспо­
могательной школы // Дефектология. 1991. № 1.

Глава 21

Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития

1* ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА В ВОСПИТАНИИ

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудово­му воспитанию. Коллективное трудовое воспитание учащихся должно

288 Раздел четвертый


сочетаться с индивидуальным подходом к личности, основанным на формировании модельной структуры «Я-концепция», разработанной известным психологом К. К. Платоновым. В реализации данной кон­цепции заложен прежде всего тип характера человека, его потребнос­ти и способности, а также слои личностных качеств, опыта и психиче­ских процессов, протекающих в становлении трудовой деятельности человека.

Результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Воспитание (от рус. «питание», «воспоить», «впиты­вать») — процесс целенаправленного, систематического взаимодейст­вия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными прак­тиками и нормативными моделями. В данном случае развитие лич­ности представляет собой сложный процесс ее духовного роста, со­вершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действи­тельности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познава­тельных процессах.

Трудовое воспитание, как и весь процесс, должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону ак­туального развития), т. е. со временем руководство взрослого стано­вится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованные воспитание и обучение ведут за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функ­ции.

Организуя трудовое воспитание, необходимо знать принципы и методы воспитания. Принцип — это основа, руководящая идея в про­цессе воспитания. Специальная педагогика и психология строятся на системе методов научно-педагогических исследований, направленных на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особен­ностей различных категорий детей, так как знание их способствует повышению уровня образования умственно отсталых школьников в целом. При этом очень важен принцип комплексности изучения, т. е. сравнения данных, полученных учителями, воспитателями, психоло­гами и врачами.

Метод — это способ достижения поставленной цели, для педаго­га — способность управлять ходом воспитательного процесса, строить его сообразно с логикой и закономерностями развития, обеспечивая развитие личности ребенка в заданном направлении. Метод вос­питания может рассматриваться как система действий педагога, на-

Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 289


правленная на решение конкретных задач с помощью ответов на воп­росы: зачем? с помощью чего? как? Система действий педагога, со­ставляющая структуру метода воспитания, имеет материально-орга­низационную (средства и формы взаимодействия) и социально-психологическую (позиция и приемы) стороны.

В педагогике существуют различные классификации методов вос­
питания: \

□ традиционная, выделяющая формирование сознания; положи­
тельный опыт поведения, поощрение и наказание;

П в зависимости от целей воспитания: формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и де­ятельности, контроля, самоконтроля, самооценки и т. д.;

□ в зависимости от способов достижения цели: информацион­
но-просветительский, практический, коммуникативный, оце­
ночный.

Эффективность трудового воспитания особенно зависит от органи­зации сотрудничества учителя и ученика, основанного на гуман­но-личностном подходе к развитию детей. В гуманной составляющей подхода, предписывающей демократический стиль взаимоотношений учителя и ученика, выделяется прежде всего самоактуализация лич­ности учащегося, ибо в потенциале человеческих возможностей при­родой заложено стремление к поддержанию и улучшению жизни, т. е. тенденция самоактуализации, которая крайне важна в воспита­тельном процессе и для учащихся с недостатками интеллектуального развития. Следовательно, организация и содержание трудового вос­питания должны быть нацелены именно на это.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: