ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ, КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ




Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и вос­питания — это комплексное воздействие на личность умственно от­сталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физи-

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 301


ческого воспитания определен необходимостью всесторонней помо­щи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в кор-рекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной де­ятельности конкретной клинической градации могут иметь различ­ные нарушения моторики и физического развития. Несформирован-ность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена по­ражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

D двигательный анализатор играет важную роль в развитии функ­ций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;

□ существуют определенные принципы и закономерности разви­
тия моторики;

□ моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в
онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономер­
ностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;

□ нарушения моторики неблагоприятны для психического разви­
тия ребенка с нарушениями интеллектуального развития;

□ нарушения моторики следует корректировать, используя со­
хранные, не пострадавшие движения или менее выраженные
нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие — это процесс изменения естественных мор­фологических и функциональных свойств организма в процессе жиз­ни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

□ включение школьника в доступные виды деятельности, в том
числе и занятия физическими упражнениями;

□ крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

□ оптимальный уровень двигательных возможностей;

□ физическое совершенство;

□ потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных
(доступных) соревнованиях;

□ коррекция выявленных нарушений моторики и физического
развития.

При поступлении в школу на каждого ученика заводится «Карточ­ка здоровья ученика».

302


2- СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков. Организация его целиком и полностью возлагается на учителя физической куль­туры. Именно от его профессиональной грамотности, знаний особен­ностей психофизического развития учащихся, личного обаяния будет зависеть успех работы. Учитель как личность должен соответствовать требованиям специального образования.

Основным документом для учителя является комплексная про­грамма физического воспитания для коррекционной школы VIII вида, составленная на основе дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов, а также принципов построения собст­венно программы (линейность, концентричность и линейно-концент-ричность).

Основными нормативными документами, рекомендующими систе­му физического воспитания в коррекционной школе, являются:

□ Закон Российской Федерации «Об образовании»;

□ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Россий­
ской Федерации»;

П методические рекомендации к организации занятий с учащими­ся, отнесенными к специальной медицинской группе.

Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представле­ны целостной системой, позволяющей корригировать нарушения фи­зического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.

Упражнения в программах представлены:

□ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с пред­
метами и без предметов;

□ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с эле­
ментами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;

□ корригирующими упражнениями специальной направленности
(развитие зрительного восприятия, пространственной ориенти­
ровки, силы, ловкости и точности движений);

□ подвижными и спортивными играми;

□ катанием на лыжах и коньках;

□ плаванием.

Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура ука-

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 303


зывает на взаимосвязь различных процессов функционирования орга­низма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона — это результат проявления упражнения в различных соотношениях (про­странственных, временных, силовых).

Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигоф­ренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае — как социально значимое явление, поскольку подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни; во втором — как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики. Таким образом, содержание физического воспитания в коррекционной школе VIII вида включает:

□ педагогический процесс, направленный на развитие личности
умственно отсталого школьника как субъекта педагогического
процесса;

□ физическую культуру как учебный предмет с определенными
целями, задачами, принципами, методами обучения;

□ условия и среду, в которых подросток с нарушениями интеллек­
туального развития обучается, воспитывается и совершенству­
ется как личность.

Школьная, трудовая и в дальнейшем социально-спортивная среда оказывают огромное влияние на индивидуальные проявления лично­стных черт: усвоение знаний, овладение движениями и жизненно важ­ными двигательными действиями.

Именно в процессе физического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку, подростку включиться в заня­тия физкультурой, достичь «спортивных» результатов, научиться уча­ствовать в различных формах дополнительного образования.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» объединя­ет четыре компонента:

□ информационный представляет собой средства, методы и фор­
мы организации двигательной деятельности, контроль за уров­
нем здоровья, физическим развитием и двигательной подготов­
ленностью;

D мотивационный предполагает включение ученика в систему вы­полнения физических упражнений с целью удовлетворения двигательных потребностей;

□ операционный определяет формы планирования занятий физи­
ческими упражнениями, регулирование различных видов на­
грузки с учетом участия конкретной личности в системе физи­
ческого воспитания;

304 Раздел четвертый


П коррекционно-развивающий способствует определению и вы­бору средств коррекции нарушений физического развития, мо­торики, познавательной деятельности учащихся»

В соответствии с этим в программе по физической культуре выде­лены задачи обучения физическим упражнениям, отдельные требова­ния к знаниям, умениям и навыкам учащихся, указаны основные виды физических упражнений.

Программный материал носит избирательный характер.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всестороннем развитии школьника. Прикладное направление — это не только участие в каких-то физиче­ских двигательных нагрузках, это и привлечение к занятиям спортом (олимпийское и параолимпийское движение).

Как уже отмечалось, основными средствами физического воспита­ния являются физические упражнения, направленные на формирова­ние жизненно важных умений и навыков, воспитание физических ка­честв, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья, нарушений физического развития.

В программах по физической культуре четко определены задачи физического воспитания умственно отсталых школьников, подобра­ны основные виды упражнений. По способу воздействия на организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корриги­рующие без предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслаб­ления мышц; с положениями головы, туловища, конечностей; с пред­метами и на снарядах.

Кроме того, упражнения классифицируют по виду состязательной деятельности (гимнастические, плавательные, легкоатлетические, иг­ровые), по их структурным особенностям (комбинационные, цикли­ческие и ациклические).

В ациклических упражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метание, кувырки, игры),

В понятие «комбинационные действия» вкладывается возмож­ность человека выполнять одновременно несколько двигательных действий (игры — волейбол, баскетбол, футбол, хоккей). Упражнения этого вида действий достаточно широко представлены в программах.

Координационные способности связаны с качеством выполнения упражнений (физические качества и способности — сила, выносли­вость, гибкость, ловкость, быстрота, управление движениями в про­странстве и времени).

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 305


Воспроизведение пространственных, силовых и временных пара­метров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Например, отталкивание ногами от гимнастического мости­ка и руками от гимнастического коня (козла) позволяют совер­шенствовать сенсорные (чувствительные) механизмы регуляции дви­жений.

С учетом компонентов и содержания учебного материала в «Про­грамме по физическому воспитанию» представлены следующие ос­новные движения.

Ходьба и бег

Эти основные совокупности согласованных движений в жизни че­ловека играют важную роль общефизического и прикладного харак­тера. Они относятся к циклическим видам движений. Походка школь­ника должна быть ритмичной, с хорошей координацией рук и ног. При беге подросток, да и взрослый человек, выбирает соответствен­ную позу, может некоторое время ее сохранять, но главным остается правильное положение спортсмена.

Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правиль­но ходить. Их этому надо учить с первого класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями являются: некоординированность движения рук с движениями ног; неправиль­ная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (не­произвольные содружественные движения, сопровождающие включе­ние в движение обеих рук), неумение держать прямо голову, пру­жинистая походка и т. д.

Задача учителя — последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног, обучать умению сохранять направление и определенное расстоя­ние между идущими впереди и сзади учащимися.

Учитель должен помнить, что ходьба и бег — жизненно важные прикладные двигательные действия и что при обучении огромное зна­чение имеет личная демонстрация этих действий.

Для детей трудна ходьба, высоко поднимая колени. Учитель пока­зывает, а затем просит детей выполнить движения на месте, но высоко поднимая колени, и потом короткими шагами передвигаясь вперед.

Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, во­лейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т„ д. в

306 Раздел четвертый


различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спи­ной, на плечах).

Задания должны быть доступными, понятными, хорошо иллюст­рированы, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, счет, команду учителя, хлопки, сигналы.

Бег

Это естественный вид движений должен быть использован на каж­дом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном варианте. Обу­чение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство умственно отста­лых школьников не понимают назначение бега, не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределить энергетический по­тенциал.

Дети с трудом овладевают навыками бега, поэтому уже в I— IV классах их обучают бегу с сохранением осанки, перебежкам груп­пами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, мед­ленному бегу до 2 минут, челночному бегу (ЗхЮм), круговой и встречной эстафете. Трудности обусловлены тем, что, поскольку бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), учи­тель предъявляет к нему разные требования.

Вот почему в коррекционной школе бегу необходимо обучать только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с до­статочно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.

Прыжки

В младших классах начинается интенсивное обучение учащихся прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, высоту с шага (небольшого разбега), с прямого разбега в длину, высоту способом пе­решагивания, согнув ноги и на результат. При этом основное внима­ние учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно же, качеству. Общее требование — правильное приземление: без поте­ри равновесия, мягкое. Чтобы ребенок мог выполнить приземление, правильно «падать», вначале надо обучить его прыжкам с небольшой высоты, «в глубину». Это будет способствовать преодолению страха.

При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега, надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В I—II классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастическо­го мата, прыжковой ямы, продолжая уделять особое внимание

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 307


правильному приземлению. Как подготовительные упражнения к лю­бому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыж­ки на одной-двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.

При этом следует осторожно подходить к детям, у которых имеют­ся сопутствующие отклонения в состоянии здоровья и нарушения в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и на­рушения соматического характера.

Прыжки, которым обучают детей в младших классах, можно раз­делить на два вида: через вертикальное препятствие (прыжок в высо­ту) и через горизонтальное (прыжок в длину). Основная задача при этом — создать правильное представление о конкретном виде прыж­ка, что является основой в обучении прыжкам. Для этого прыжок де­лят на элементы: правильный разбег, сильное отталкивание, коорди­нация движений в полете, мягкое приземление. Обучают разбегу с 3— 4—5 шагов, постепенно приближая место отталкивания к постоянной зоне отталкивания.

Общая ошибка умственно отсталых школьников — длительное время отталкивания двумя ногами и приземление на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и высоту следует добиваться отталкивания одной ногой, а опорным прыжкам «в глубину» (обуче­ние им начинается с III класса) — двумя. Опорный прыжок через гим­настического козла дети начинают выполнять только в IV классе.

Упражнения в метании

В младших классах главная задача — научить школьников пра­вильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метания на уро­ке можно положительно и избирательно развивать нервно-мышеч­ный и костносвязочный аппараты как верхних конечностей и плече­вого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.

Но достаточно большое количество младших школьников не могут манипулировать мячом, с трудом собирают разбросанные по полу мя­чи. Одни из них, боясь уронить мяч, крепко сжимают его руками, дру­гие, обладая слишком слабым захватом, не в состоянии долго удер­жать мяч, который постоянно выскальзывает у них из рук.

Можно сказать, что у большинства младших школьников кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое мес­то отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом к броску

308 Раздел четвертый


и ловле мяча. Со II класса начинает вводиться метание с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце III класса, продолжить в IV. Для этого необходимо широко практиковать подво­дящие и подготовительные упражнения.

При обучении переброске мяча, бросанию и ловле необходимо го­товить детей к ориентировке в пространстве и времени.

Характерным для умственно отсталых школьников данной возра­стной группы является то, что они как будто правильно воспринима­ют указание учителя и пытаются выполнить метание, как требуется, но само упражнение у них не получается. Например, в задании невы­соко подбросить мяч, ноги поставить на ширине плеч, после отскока от пола принять мяч, вернуться в исходное положение дети всегда ошибаются: подбрасывают мяч очень высоко до 10—12 м, или наобо­рот, низко — 50—60 см. При этом они меняют позу, руки направляют в сторону летящего мяча, что не позволяет им своевременно подхва­тить мяч или быстро собрать мячи на полу. Это свидетельствует о не­совершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнения, способствующие обу­чению правильно метать на дальность. Навыки метания можно закре­пить в подвижных играх с бросанием, ловлей и метанием.

Подвижные игры

При распределении подвижных игр на конкретный урок руковод­ствуются дидактическими требованиями к изучению основного мате­риала и степенью сложности изучаемых упражнений. Так, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину, высоту, то используют игры с элементами метания, ловлей мяча, кор-рекционные игры. Если дети выполняют упражнения в ловле, переда­че предметов, метании, то предлагаются игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.

Обучение нужно начинать с простых игр как по сюжету, так и по спортивной насыщенности. Следует постепенно практиковать игры, которыми пользуются сверстники, не имеющие отклонений в разви­тии.

В программе «Подвижные игры» игры распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами бега («Бы­стро по местам»; «Кошки и мышки»); прыжков («Точный прыжок»; «Волк во рву»); бросанием, метанием («Пустое место»; «Подвижная цель»); зимних игр («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»). И лишь в IV классе учащиеся начинают знакомиться с игрой «Пионербол», ко­торая готовит их к игре в волейбол в старших классах.

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 309


Объяснение игры должно быть кратким, сам учитель может при­нять участие в игре. Наблюдая за действиями учителя, дети стараются действовать так же, спрашивают, если им что-то непонятно.

Очень важны игры, включающие движения, по структуре и харак­теру аналогичные тем, которые изучаются в процессе занятий гимнас­тикой, бегом, прыжками, метанием, лыжной подготовкой. Элементар­ные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, легче запоминаются, вариативны и даже облегчают овладение более сложными техническими упражнениями.

В IV—V классах можно практиковать игры с элементами соревно­ваний. Но эти игры не всегда понятны детям, поэтому в процессе игры часто возникают конфликты. Дети обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необхо­димо помнить, что спортивная игра не только направлена на закреп­ление сформированных умений и навыков, но и является важным средством воспитания.

Иногда учащиеся, усвоив на занятиях гимнастикой элементы мета­ний, прыжков, бега, в играх же выполняют движения неточно, непра­вильно и даже небрежно, без желания. Задача учителя — организо­вать игровую обстановку так, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате, выполняли движения качест­венно, рационально. Вот почему в коррекционной школе VIII вида часто используются ритмические и имитационные упражнения, спо­собствующие развитию чувства ритма, такта, восприятия, внимания, координации движения, памяти. Включение этих упражнений в игро­вые ситуации помогает решать коррекционные задачи, а сами игры называются коррекционными. Они содержатся в программе каждого года обучения и должны включаться на занятиях.

Лыжная подготовка

Занятия лыжным спортом разносторонне влияют на организм че­ловека. В специальной школе это активнейшее средство прикладного и коррекционного характера.

Занятия лучше проводить на территории школы или недалеко от нее, желательно без переходов улиц. Необходимо проложить две учебные лыжни (внутреннюю и внешнюю). Желательно, чтобы лыж­ня имела небольшой уклон. С попеременным двухшажным ходом де­ти начинают активно знакомиться с IV класса, задача учителя в I— III классах — обратить внимание на обучение скользящему шагу, пе-

310 Раздел четвертый


редвижению без палок и с их помощью. Дети на уроках должны пре­одолеть на лыжах расстояние до 600 м во II классе; до 800 м в III клас­се; до 1,5 км в IV классе; более длинные дистанции в старших классах. Указанные нормативы носят условный характер и строго индивиду­ализированы.

Главная задача при обучении лыжам — ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами, палками, научить го­товиться к занятиям, обучить основным строевым приемам с лыжами, построениям.

Самыми необходимыми способами передвижения на лыжах в пе­риод начального обучения должны быть: ступающий, скользящий и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом, елоч­кой, лесенкой; спуск в основной и средней стойке; поворот «пересту-панием» вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж.

Упражнения в лазании и перелезании

Эти упражнения, обучение которым осуществляется индивидуаль­но, — хорошее средство укрепления мышц рук и туловища, они помо­гают развитию смелости, ориентировки в пространстве, способствуют улучшению и развитию координационных возможностей.

В младших классах лучше не использовать упражнения при оди­ночной опоре, так как у некоторых детей имеются стертые парезы, а это, в свою очередь, не позволяет долго удержаться на снаряде»

Упражнения на развитие равновесия

Эти упражнения имеют огромное значение, поскольку способству­ют формированию правильной осанки, выработке навыка держать те­ло в необходимом положении. Они используются как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или дина­мическом положениях.

В коррекционной школе предлагаются упражнения в сохранении равновесия на уменьшенной и повышенной опоре, выполнение на ней упражнений с различными предметами. Подобные упражнения требу­ют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий; по­этому ими следует заниматься в среднем или медленном темпе, под наблюдением учителя, оказывающего помощь и страховку отдельным учащимся.

В результате многократного выполнения специально подобранных упражнений формируется навык в удержании равновесия.

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 311


Задержка или недостаточное развитие функции равновесия (его сохранение и поддержание) влияет на точность движений, ритм, темп, на развитие и улучшение координационных способностей.

Обучение равновесию надо начинать на полу: стоя на одной ноге, руки в сторону, вверх; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), рейке гимнастиче­ской скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выпол­нять с предметами: перешагивание через предмет, ловля и подбрасы­вание предметов (мяч, малая гимнастическая палка), сильным уча­щимся — прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.

Такая организация занятий не требует специальной затраты вре­мени и вместе с тем способствует воспитанию чувства равновесия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: