Любое предприятие формирует свой бюджет в конкретном периоде, который может характеризоваться неопределенностью экономической ситуации, неизбежностью возникновения рисков. Поэтому в процессе бюджетирования можно только оценивать риски и принимать меры по их нейтрализации. В процессе бюджетирования необходимо установить:
1) виды рисков, влияющих на выполнение бюджета (например
бюджета доходов и расходов);
2) алгоритм расчета, позволяющею оценить уровень риска;
3) вычислить вероятный ущерб (потерю части дохода или прибыли) с учетом выбранного алгоритма.
Все виды рисков делятся на прогнозируемые (с точки зрения экономической теории и хозяйственной практики) и непредсказуемые (непредвиденные), которые трудно заранее спрогнозировать; на внешние и внутренние. Внешние риски непосредственно не связаны с деятельностью предприятия и обусловлены состоянием рыночной конъюнктуры, развитием инфляционных процессов в стране, финансовой и денежно-кредитной политикой государства. Внутренние риски порождаются деятельностью самого предприятия (например, невыполнение обязательств поставщиками и покупателями, неудовлетворительная работа с дебиторами, большие финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий без соответствующей отдачи от них и др.).
В бюджетном управлении риски классифицируют на две группы:
1. риск потери дохода;
2. риск увеличения расходной части бюджета, что приводит к потере части прибыли.
В процессе оценки возможного размера финансовых потерь от исполнения бюджета доходов и расходов используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер финансовых потерь, связанных с коммерческой деятельностью, представляет собой сумму убытка (ущерба), причиненного предприятию в связи с наступлением неблагоприятных обстоятельств.
|
Для защиты от коммерческого риска используют следующие стандартные способы:
1) уклонение от рисков (отказ от сомнительных партнеров, поиск
гарантов, отказ от рисковых инвестиционных и инновационных
проектов и др.);
2) локализацию рисков (создание бизнес-центров для реализации рисковых проектов);
3) диверсификацию видов деятельности и продуктов, распределение рисков между участниками производства, разнообразие поставщиков и покупателей и др.;
4) компенсацию (создание системы материальных и финансовых
резервов, прогнозирование внешней среды и т. п.);
5) лимитирование — установление лимита, т. е. предельных сумм расходов на производство и сбыт продукции.
Заключение
Задача планирования деятельности предприятия, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большое количество финансовой, бухгалтерской и производственной информации.
Первым шагом в нелегком пути построения системы организации бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования. Для этих целей разработана специальная программа обучения.
Что же компания получает в итоге? Финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Они имеют возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.
|
Список литературы
1. Астахов В.П., Теория бухгалтерского учета: уч. пособие.-М.: ИКЦ «Март»,2004.
2. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д., Бухгалтерский учет - М.: Бухгалтерский учет, 2002.
3. Бочкарев В.В. «Коммерческое бюджетирование»- СПб.: Питер, 2003г.
4. Бурцев В.В., Финансовый менеджмент: журнал 01/2005. Через бюджетирование к эффективному менеджменту - статья, стр.33.
5. Богатая И.Н., Бухучет. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Ивахник Д., Твердохлеб А., Финансовый директор: журнал №6(36) 2005. Выбор оптимального бюджета - статья, стр. 24.
7. Нечитайло А.И., Теория бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2005..8. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.9. Бюджетная система РФ/ Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2000.С.800
10. Бюджетная система России/ Под ред. Н.Б. Поляка. М.: Юрайт, 1999.С.453
11. Кушнер Э.В. О бюджетной классификации// Финансы – 2000 №8.- С.19-2.
12. Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Юнити, 1994. С. 26513. Основы теории и практики государственных финансов. / Под ред. М.В. Романовского. М.: СПБ, 1998. С.15914. Пепер Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М., 1998. С.96015. Рябушкин Б.Г. Основы статистики государственных финансов // Финансы-2002 № 5 – С.16-20.16. Сметанов А.Г. Макроэкономические условия финансирования федерального бюджета на 2005 год // Финансы – 2004 №9 – С.23-25.17. Статистика финансов / Под ред. В.Н. Салина. М.: Трейд, 2000. С. 45318. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. М.:Сабанти, 2000. С. 677. «Основы финансового анализа» Под ред. Кондракова М. П.: М.-1998г.
19. К. В. Савитская. Учебник. 4 издание «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»: Минск, - 1999г.
20. В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2000г.
21. Бухгалтерский учет / Под ред. И. Е. Тишкова. – М., 1999.
22. Ковалёв В. В., Патров В. В. Как читать баланс. – М., 1998.