Учет фактора риска в процессе бюджетирования.




Любое предприятие формирует свой бюджет в конкретном периоде, который может характеризоваться неопределенностью экономиче­ской ситуации, неизбежностью возникновения рисков. Поэтому в процессе бюджетирования можно только оценивать риски и прини­мать меры по их нейтрализации. В процессе бюджетирования необхо­димо установить:

1) виды рисков, влияющих на выполнение бюджета (например

бюджета доходов и расходов);

2) алгоритм расчета, позволяющею оценить уровень риска;

3) вычислить вероятный ущерб (потерю части дохода или прибы­ли) с учетом выбранного алгоритма.

Все виды рисков делятся на прогнозируемые (с точки зрения эко­номической теории и хозяйственной практики) и непредсказуемые (непредвиденные), которые трудно заранее спрогнозировать; на внешние и внутренние. Внешние риски непосредственно не связаны с деятель­ностью предприятия и обусловлены состоянием рыночной конъюнк­туры, развитием инфляционных процессов в стране, финансовой и денежно-кредитной политикой государства. Внутренние риски по­рождаются деятельностью самого предприятия (например, невы­полнение обязательств поставщиками и покупателями, неудовлет­ворительная работа с дебиторами, большие финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий без соответствующей от­дачи от них и др.).

В бюджетном управлении риски классифицируют на две группы:

1. риск потери дохода;

2. риск увеличения расходной части бюджета, что приводит к потере части прибыли.

В процессе оценки возможного размера финансовых потерь от исполнения бюджета доходов и расходов используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер финансовых по­терь, связанных с коммерческой деятельностью, представляет со­бой сумму убытка (ущерба), причиненного предприятию в связи с наступлением неблагоприятных обстоятельств.

Для защиты от коммерческого риска используют следующие стандартные способы:

1) уклонение от рисков (отказ от сомнительных партнеров, поиск
гарантов, отказ от рисковых инвестиционных и инновационных
проектов и др.);

2) локализацию рисков (создание бизнес-центров для реализации рисковых проектов);

3) диверсификацию видов деятельности и продуктов, распределе­ние рисков между участниками производства, разнообразие по­ставщиков и покупателей и др.;

4) компенсацию (создание системы материальных и финансовых
резервов, прогнозирование внешней среды и т. п.);

5) лимитирование — установление лимита, т. е. предельных сумм расходов на производство и сбыт продукции.

 


Заключение

 

Задача планирования деятельности предприятия, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большое количество финансовой, бухгалтерской и производственной информации.

Первым шагом в нелегком пути построения системы организации бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования. Для этих целей разработана специальная программа обучения.

Что же компания получает в итоге? Финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Они имеют возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.


Список литературы

 

1. Астахов В.П., Теория бухгалтерского учета: уч. пособие.-М.: ИКЦ «Март»,2004.

2. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д., Бухгалтерский учет - М.: Бухгалтерский учет, 2002.

3. Бочкарев В.В. «Коммерческое бюджетирование»- СПб.: Питер, 2003г.

4. Бурцев В.В., Финансовый менеджмент: журнал 01/2005. Через бюджетирование к эффективному менеджменту - статья, стр.33.

5. Богатая И.Н., Бухучет. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Ивахник Д., Твердохлеб А., Финансовый директор: журнал №6(36) 2005. Выбор оптимального бюджета - статья, стр. 24.

7. Нечитайло А.И., Теория бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2005..8. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

9. Бюджетная система РФ/ Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2000.С.800

10. Бюджетная система России/ Под ред. Н.Б. Поляка. М.: Юрайт, 1999.С.453

11. Кушнер Э.В. О бюджетной классификации// Финансы – 2000 №8.- С.19-2.

12. Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Юнити, 1994. С. 26513. Основы теории и практики государственных финансов. / Под ред. М.В. Романовского. М.: СПБ, 1998. С.15914. Пепер Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М., 1998. С.96015. Рябушкин Б.Г. Основы статистики государственных финансов // Финансы-2002 № 5 – С.16-20.16. Сметанов А.Г. Макроэкономические условия финансирования федерального бюджета на 2005 год // Финансы – 2004 №9 – С.23-25.17. Статистика финансов / Под ред. В.Н. Салина. М.: Трейд, 2000. С. 453

18. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. М.:Сабанти, 2000. С. 677. «Основы финансового анализа» Под ред. Кондракова М. П.: М.-1998г.

19. К. В. Савитская. Учебник. 4 издание «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»: Минск, - 1999г.

20. В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2000г.

21. Бухгалтерский учет / Под ред. И. Е. Тишкова. – М., 1999.

22. Ковалёв В. В., Патров В. В. Как читать баланс. – М., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: