Действующее лицо | Выполняемая работа |
Докладчик | Излагает в краткой форме сущность защищаемой точки зрения, позиции |
Содокладчик | Аргументирует, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика, может представлять статистические сведения, факты |
Оппонент | Высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы |
Эксперт | Ответственен за сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет их достоверность |
«Провокатор» | Задает «спорные» вопросы, приводит неожиданные примеры - инициирует общую дискуссию |
Ассистент | Осуществляет материально-техническое обеспечение (плакаты, схемы, диаграммы и т. д.) |
Критерии оценки эффективности семинара-диспута
Результатами семинара-диспута должны стать сформировавшиеся у студентов знания и навыки, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике. С точки зрения эффективности преподавателя при подготовке, проведении и подведении итогов семинара-диспута можно выделить три группы критериев – критерии оценки содержания семинарского занятия, критерии оценки методики проведения семинара-диспута, критерии оценки организации семинара-диспута, критерии оценки руководства работой студентов на семинаре-диспуте.
1 группа: Критерии оценки содержания семинарского занятия
- соответствие темы семинара рабочей программе;
- качество плана семинарского занятия (полнота, детальность или несвязность, противоречивость и непоследовательность);
- четкость постановки цели и задач семинара;
- рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современной экономической школы и достижений науки и техники;
- раскрытие взаимосвязи теории и практики;
- профессиональная ориентированность семинарского занятия, то есть интеграция теоретического материала с будущей практической деятельностью студентов;
- реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
2 группа: Критерии оценки методики проведения семинара – диспута
- обоснованность выбора диспута в качестве семинара;
- общая логика построения семинара, последовательность обсуждения темы;
- включение в работу методов активизации мышления студентов;
- использование приемов закрепления представленной информации;
- уделение внимание эффективным методам контроля за ходом обсуждения и за результатами работы студентов;
- применение технических средств обучения, учебных пособий.
3 группа: Критерии оценки организации семинара – диспута
- соответствие продолжительности занятия рабочей программе и тематическому плану;
- наличие плана диспута;
- четкость начала и окончания семинара-диспута (отсутствие задержки во времени), а также рациональность распределения времени на занятии; впрочем на самом деле события на семинаре-диспуте могут развиваться иначе, чем это предусматривает преподаватель.
- посещаемость и дисциплина на семинаре;
- уровень подготовки студентов к семинару;
- наличие необходимого количества литературы, обеспечивающей самостоятельную работу студентов при подготовке;
- соответствие аудитории, в которой проводится семинар-диспут, необходимым правилам и нормам (возможность использования технических средств, оформление и т. п.).
4 группа: Критерии оценки руководства работой студентов на семинаре – диспуте
- осуществление контроля подготовки студентами нужных материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара; – побуждение студентов к выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
- управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами или спрашивает только одного-двух студентов, оставляя пассивными других);
- подведение итогов, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
- постановка задания к следующему семинарскому занятию.
Для выставления итоговой оценки студенту можно воспользоваться следующим перечнем критериев
Критерии эффективной работы студента на семинаре-диспуте
Критерий оценки | Оценка (баллы) | Замечание |
1. Актуальность темы | ||
2. Качество ответов на вопросы | ||
3. Теоретический уровень знаний | ||
4. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.) | ||
5. Практическая ценность материала | ||
6. Способность делать выводы | ||
7. Способность отстаивать собственную точку зрения | ||
8. Способность ориентироваться в представленном материале | ||
9. Степень участия в общей дискуссии | ||
Итоговая сумма баллов: |
Работу каждого студента можно оценить по итоговой сумме набранных им баллов. Высшим достижением семинара-диспута можно считать ситуации, в которых продуцируются методические средства и формы работы, а студенты пользуются ими самостоятельно, что стимулирует творческий поиск новых возможностей.