выводы различных социосексологических исследований свидетельствуют, что подавляющее большинство мужчин начинают половую жизнь до 21 года жизни. Эта статистическая закономерность отмечалась и в прошлом, возможно, именно поэтому родители начинают проявлять беспокойство в случае, если их сыну исполнилось 20 лет, а он еще не перешел сексуального рубикона. Этот рубеж – 20‑й год жизни – трактовался повсеместно как типичный для половой жизни мужчины. Тем не менее никаких норм применительно к возрасту, в кот9ром совершается сексуальная инициация мужчин и женщин, не существует. Говорят только о статистических закономерностях и об условиях, необходимых для сексуальной инициации; возраста же, оптимального для нее, невозможно ни указать, ни тем более рекомендовать.
"Поздняя инициация" ни в коем случае не означает "патологическая", т.е. обусловленная болезненным фоном или задержкой психосексуального развития. Речь здесь пойдет о мужчинах, которые начали половую жизнь после того, как им исполнилось 25 лет. Многие из них относятся к возрасту, в котором пережили сексуальную инициацию спокойно, другие испытывают чувство неполноценности, и это собстоя‑тельство становится причиной комплексов, обусловленных собственным ощущением отличия от статистического большинства, а также отношением со стороны женщин, которые демонстрируют недоверие к таким мужчинам, подозревая наличие у них каких‑то расстройств или импотенции. Для сексолога важны не столько возраст инициации, сколько ее мотивы и влияние на дальнейшую половую жизнь. Начнем с причин более поздней сексуальной инициации. К ним относятся:
– нормы и убеждения. Есть мужчины, которые связывают сексуальную инициацию с супружеством, руководствуясь религиозными или иными соображениями. Они ожидают появления подруги жизни и начинают сожительство лишь после свадьбы. Понятно, что возраст вступления в брак бывает различным, поэтому у некоторых сексуальная инициация может иметь место даже после 30 лет – такие случаи известны;
|
– предубеждение и страх перед женщинами. В некоторых семьях сыновей воспитывают в специфической атмосфере недоверия к женщинам и якобы свойственного им стремления любой ценой "поймать мужа". Неудивительно, что такое недоверие отбивает охоту к попыткам установления близости. В других случаях источником предубеждения против женщин служат рассказы сверстников или собственное разочарование, вынесенное из знакомства с противоположным полом. Бывает, что опасения перед женщинами носят нервный характер или развиваются на сексу‑
2–261 альном фоне, одной из составляющих которого является... задержка инициации;
– особенности биографии. У некоторых мужчин поздняя инициация обусловлена изменением в выборе жизненного пути (например, сложением с себя духовного сана), пребыванием с юных лет в заключении. Неудивительно, что сексуальная инициация в таких случаях происходит в достаточно позднем возрасте;
– заторможенность и невроз, ощущение неполноценности и комплексы очень часто приводят к поздней сексуальной инициации у мужчин. Они могут осознаваться, но бывают и подсознательными. Тогда для оправдания складывающейся ситуации пытаются найти различные надуманные объяснения;
|
– венерофобия – боязнь заражения венерической болезнью – может склонять некоторых мужчин к уклонению от интимной близости до момента обзаведения постоянной партнершей;
– боязнь беременности. У некоторых мужчин страх перед беременностью партнерши может одновременно выражать и опасение быть "пойманным в мужья", в других случаях у его истоков стоит нежелание иметь детей, поэтому сексуальная инициация затягивается до момента, когда мужчина решится на отцовство или склонит партнершу к надежному предохранению от беременности;
– скрытые гомосексуальные черты, задержка в психосексуальном развитии,, психические болезни и расстройства, хронические заболевания, врожденные дефекты и т.п. также часто бывают причиной задержки сексуальной инициации.
Как следует из сказанного выше, мотивы поздней сексуальной инициации мужчин крайне разнообразны и трудны для расшифровки партнершей: ведь многие мужчины не любят распространяться или не могут доступно изъясняться на эту тему. Естественно, что к сексопатологам обращаются потенциальные партнерши таких мужчин с просьбой объяснить причины подобной жизненной позиции, некоторые даже приводят своих партнеров и просят обследовать их, так как не хотят "покупать кота в мешке".
Оказывает ли поздняя сексуальная инициация отрицательное влияние на эротическую жизнь? У многих людей половая близость ассоциируется с гидравликой и определенным энергетическим ресурсом. Поэтому существует мнение, что задержка инициации равносильна "экономии энергии", которой должно хватить на более длительное время, нежели у тех, кто начал жить раньше и соответственно раньше "исчерпывает" отпущенный ему "запас". Это абсолютно ошибочное мнение, ничего подобного в природе не наблюдается. Наоборот, длительное бездействие в какой‑либо сфере может стать причиной затруднений при попытке наконец проявить здесь активность. Иначе говоря, если данный мужчина начинает подовую жизнь уже в солидном возрасте, а перед этим избегал даже мастурбации, то можно предположить, что сожительство с женщиной вызовет у него ряд проблем (с быстротой и уровнем возбуждения, эрекцией, эякуляцией). Причина этого – в отсутствии тренированности соответствующих органов и систем организма. У мужчин же, которые до сексуальной инициации практиковали мастурбацию и имели поллюции, половая жизнь будет полноценой и удачной с биологической точки зрения. Правда, закодированное у некоторых из них в подсознании мастурбационцые ритуалы могут иногда тоже создавать проблемы в сожительстве (трудности с эякуляцией, ощущение просторности влагалища, необходимость возбуждения члена рукой для достижения эрекции и т.п.). Таким образом, качество половой жизни у мужчин после поздней сексуальной инициации в значительной степени зависит от того, что было до инициации: частоты и формы мастурбации, поллюций, утренних и ночных эрекций, сексуального воображения, отношения к женщинам и полу, мотивов задержки с вступлением в половую жизнь.
|
Существует также мнение: чем позже происходит сексуальная инициация, тем больше психическая сопротивляемость в этой сфере. Так что все зависит от того, каков был мотив задержки инициации и каковы нынешние партнерские отношения. Понятно, заторможенность, комплексы, невроз могут с течением времени усиливаться, но известно также, что тип партнерских уз и отношение женщины в значительной мере влияют на самооценку в мужской роли, привлекательность сексуальной связи, эффективность в сожительстве.
Сексуапьное позерство
почти в каждой молодежной группе встречаются лица, которые громко и воинственно провозглашают свои "революционные" взгляды на половую жизнь. Репертуар их достаточно постоянен и сводится к нескольким основным положениям:
– мы страшно отстали от большинства стран Запада;
– необходимо легализовать порнографию, публичные дома, секс‑шопы;
– анализм и групповой секс следует трактовать как естественные формы половой жизни;
– секс нужно отделить от любви и эмоциональных связей. Он может быть целью самой в себе, без ненужных сложностей, может носить спортивный характер;
– партнеры должны признавать право друг друга на сексуальную свободу, а не требовать верности, которая невозможна и не нужна;
– измены необходимы для придания привлекательности постоянной связи;
– в сексуальной сфере каждый волен делать то, что считает нужным, а все нормы и принципы надлежит отбросить как пережиток прошлого.
Такие и подобные взгляды доминируют во время дискуссий в молодежных клубах, а также содержатся во многих письмах, присылаемых в журналы.
Я занимаюсь публицистической и лекторской деятельностью начиная с 1967 г. и заметил, что перечисленный набор практически не меняется. За этими взглядами кроется несколько характерных причин. У одних они выражают поиск цели и смысла сексуализма, т.е. носят скорее познавательный, теоретический характер. Эти лица с помощью дискуссии провоцируют конфронтацию разных взглядов и воспринимают аргументированные доводы. У других мысли такого рода отражают их собственные сексуальные потребности. Половое возбуждение в молодом возрасте нередко приобретает оргиастический оттенок. Хочется испытать как можно больше, а отсюда и отношение к противоположному полу как к "полигону" для отработки различных сексуальных навыков. А чтобы как‑то смягчить грубый физиологизм своих потребностей, вокруг них выстраивают соответствующую идеологию, которая используется также для подавления сопротивления со стороны сексуального партнера путем внушения ему, что только такое поведение дает возможность почувствовать себя "современным" и освободиться от всевозможных табу и норм.
Теперь хочу остановиться на еще одной, тоже достаточно часто встречающейся причине подобного рода, каковой является позерство. Когда человек кичится собственным нонконформизмом, "современностью" взглядов, – это и есть определенная поза, преследующая цель завоевания высокой позиции в данной среде. Нередко эта потребность возникает в результате отсутствия достижений в иных областях, недостатка успешных эмоциональных связей, а иногда и страха перед увлечением, но это может быть и одна лишь маска нонконформизма, благодаря которой человек обретает ощущение элитарности и превосходства над "середняками" и "мещанами". Подобной позе могут сопутствовать сексуальные действия, соответствующие провозглашаемым взглядам, но случается, что она ограничивается одними разговорами на эту тему. Нередко за таким позерством скрываются личные проблемы, например затруднения в половой жизни, холодность, импотенция и т.п.
Исследования, посвященные источникам сексуального просвещения, однозначно свидетельствуют, что тут по‑прежнему превалирует сверстническая среда, в которой высокую позицию занимают именно позеры, зачастую являющиеся лишь теоретиками в этой области. Тем не менее для других они могут стать авторитетами, формирующими их взгляды.
Сфера сексуальной жизни многократно становилась объектом разного рода исследований. В том числе изучались взгляды и личная жизнь упомянутых позеров по прошествии некоторого времени. Что же оказалось? Как явствует из американских наблюдений (самые тщательные и с привлечением наибольших контингентов опросы проводились в США), эти
нонконформисты и "революционеры" через определенный период времени превращаются в таких же типичных "мещан", с которыми раньше так рьяно боролись.
В своей жизни они руководствуются самыми традиционными нормами и, что интересно, прививают их своим детям. Таким образом, нонконформизм ограничился лишь молодежным периодом. С момента достижения жизненной стабильности, обзаведения своим домом эти люди становятся носителями совершенно иных установок и взглядов. Можно ли сказать, что они созрели в психологическом плане? Безусловно, взгляды некоторых изменяются по мере взросления, что представляется очевидным, но зачастую их мнимая революционность исчезает вместе с исчезновением причины, порождавшей позерство. Им уже не нужно бороться за престиж в своей молодежной среде, отпала необходимость любой ценой выделиться, ушла потребность в игре – началась новая жизнь, полная своих проблем и обязанностей. Случается также, что кое‑кто из позеров обжигается на собственных "убеждениях", особенно если им бывает суждено по‑настоящему влюбиться. Пока они искали в сексуальных приключениях лишь удовольствия, взгляды такого рода были им полезны, однако теперь они начинают испытывать потребность в защите своих чувств, в постоянстве любовной связи и ожидают от партнера поведения, дающего им ощущение безопасности.
В своей врачебной практике я неоднократно сталкивался с подобными "революционерами", в которых узнавал участников прежних дискуссий. Они превратились в совершенно других людей. Оказалось, что за провозглашаемыми ими тогда взглядами скрывались со‑, вершенно иные причины, а нередко и личные проблемы.
Все сказанное выше отнюдь не означает, что говорить об указанных в начале раздела мнениях не
имело смысла, поскольку традиции, мол, все равно победят. Нет, этим спорным взглядам необходимо уделять внимание. Ведь многие люди продолжают их исповедовать на протяжении всей своей жизни независимо от возраста и накопленного опыта. Правда, это уже нечто другое, не имеющее ничего общего с преходящим позерством, обусловленным пребыванием в той или иной среде.
Сексуальное позерство не является особенностью, присущей исключительно юному возрасту, оно отмечается и у вполне зрелых лиц. Мотивировка при этом остается той же. Недовольство положением в своей профессиональной среде может способствовать принятию определенной позы в интимной сфере, другие же прибегают к ней для удовлетворения разбуженных сексуальных потребностей либо при запоздалом старте в половую жизнь. Так называемая вторая или третья молодость также часто вспоминает о перечисленных выше взглядах, так как усиленно ищет идеологию, которая должна оправдать вновь вспыхнувшие потребности.
Мне приходилось сталкиваться и со случаями позерства, ведущего к непредвиденным личным проблемам. Например, один "революционер", пользовавшийся в своем кругу репутацией крупного специалиста в теории и практике секса, на самом деле еще ни разу не был близок с женщиной. Провозглашаемые им взгляды будили интерес к его персоне и притягивали к нему всевозможных дам, заинтригованных перспективой испытать нечто экстраординарное. Опасаясь возможной компрометации и раскрытия правды, он пытался тянуть время и в конце концов пришел в консультацию за советом, что ему теперь делать и как себя вести. Случаи такого рода вовсе не редкость.
В то же время хорошо известно, что лица, обладающие большим сексуальным опытом и практикующие разнообразные формы половой активности, не выпячивают своего Я, предпочитая разговорам дело. Само собой разумеется, что чем больше болтовни на сексуальные темы, тем выше вероятность показухи и наличия проблем в этой сфере.
Маменькины сынки
Не являются редкостью случаи эмоциональной и психосексуальной незрелости у взрослых мужчин. Можно даже сказать, что их число растет. Это связано со сложными механизмами семейной жизни (например, с отсутствием братьев и сестер, чрезмерной заботливостью матерей, бесцветностью отцов и их второстепенным положением в семье или психологическим устранением из семейной жизни), с усилением проявлений матриархата в нашей культуре, феминизацией просвещения, изменением в маскулинно‑фемининных ролях и т.п. В повседневной жизни семьи такие сыновья освобождены от всяких работ и обязанностей, кроме учебы. Они привыкают к тому, что доминирующая в семье мать принимает за них многие решения, избавляет их от всяких проблем, буквально убирает.камушки из‑под ног. Чрезмерно заботливая мать, часто агрессивная в любви, выступает в качестве наперсника, учителя, снабженца, советчика, импонируя своей предприимчивостью и разносторонностью. В семье она личность № 1, а отец, являющийся ее тенью, пребывает на второстепенных ролях, не будучи в состоянии стать положительным примером, объектом для подражания. Эмоциональная зависимость сына от матери иногда может самым удивительным образом сказываться на психосексуальном развитии и в значительной мере способствовать нарушению его процесса.
В добрачных и семейных консультациях врач сталкивается с некоторыми типичными случаями психической незрелости мужчин, воспитанных в подобного рода семьях. При этом чаще всего наблюдаются следующие характерные явления:
– запоздавшая сексуальная инициация. Нерас‑сеченная "психологическая пуповина", соединяющая мужчину с матерью, ее всепоглощающая любовь к сыну приводят к тому, что контакты с ровесниками бывают у него редкими и проходят под бдительным контролем родительницы. Она проводит тщательную селекцию и суровую аттестацию сверстников сына, неоднократно предостерегает от завязывания знакомств с женщинами. Ему рассказывают так называемые "подлинные истории из жизни" о том, как коварные женщины завлекают мужчин "в силки" и вынуждают – с помощью беременности – к браку. Мать развивает в сыне недоверчивость и страх перед женщинами, тем самым становясь для него "экспертом" в их оценке. Только она гарантирует ему ощущение безопасности в ходе контактов с загадочным противоположным полом. Неудивительно, что сексуальная инициация откладывается до момента обретения упомянутого ощущения, т.е. до признания партнерши матерью. А это порой затягивается на достаточно длительное время;
– гамофобия – боязнь брака. Приводить к га‑мофобии может похожее на описанное выше, но более сильное состояние страха перед женщинами. В каждой знакомой видят женщину, жаждущую "пой‑мать мужа", а в ее матриомониальных планах – скрытые эгоистические потребности, желание свить семейное гнездышко за счет мужчины, игнорируй его как личность. Все это приводит к достаточно частому варианту "старого холостяка", особенно если мать продолжает опекать такого мужчину, вести хозяйство, давая ему возможность жить без обязательств и ограничений. О браке и необходимости обзаведения собственным домом он задумывается лишь тогда, когда лишается матери или она сама начинает нуждаться в уходе;
– жена в роли матери. Часто в жены выбирают женщину, являющуюся как бы "продолжением" матери, напоминающую ее своей заботливостью. В таком браке мужчина играет роль ребенка, ожидая заботы и освобождения от обязанностей. Он часто демонстрирует нежелание быть отцом, так как ребенок мог бы угрожать его привилегированному положению, составив конкуренцию чувствам жены. В случае рождения младенца нередко начинаются конфликты. Жена, ожидая от мужа помощи в уходе за первенцем, сосредотачивает свое внимание на новорожденном, в то время как муж, чувствуя себя отодвинутым на задний план и лишенным принадлежавшей ему позиции, начинает предъявлять претензии или демонстрировать безразличие, пассивное сопротивление, раз очарован ие;
– противопоставление жены матери. В некоторых браках незрелых мужчин наличие "психологической пуповины", все еще соединяющей их с матерью, приводит к тому, что у них не развивается партнерское отношение к жене. Мать по‑прежнему является наперсником, авторитетом, оракулом, источником поддержки и ощущения безопасности. К ней адресуются вопросы, просьбы помочь советом. Жена отстранена от многих дел, понимает, что в чувствах мужа ей отводится второе место. Встречаются даже такие браки, в которых сразу после свадьбы муж больше времени проводит с матерью, нежели с собственной женой. В случае конфликтов между этими женщинами муж принимает материнскую сторону, ясно давая понять, что родительница для него важнее, что именно она права. Мать ставят в пример, идеализируют, а жену принуждают к подражанию ей. Это приводит к возникновению естественных конфликтов и бунту со стороны молодой женщины.
Кроме вышеописанных примеров мужской незрелости встречаются также и более сильные ее проявления. Нередко ко мне обращаются матери взрослых мужчин, которые рассказывают о сексуальных проблемах и сложностях своих сыновей. Вот женщина с мельчайшйми подробностями сообщает мне, как ее 28‑летний сын, работающий после института, пытался вступить в половую связь со своей приятельницей. Первый раз у него произошла преждевременная эякуляция еще до совокупления, во второй раз не было эрекции, а его партнерша безуспешно пыталась возбуждать его руками и ртом. Сын после таких переживаний замкнулся в себе, плачет дома, утерял ко всему интерес, говорит, что жизнь теперь лишилась для него смысла. Мать он посвятил во все детали в надежде, что та найдет какой‑нибудь выход из сложившегося положения. И она действительно отправляется к сексологу, спрашивает, как надлежит относиться к сыновним затруднениям, просит выписать ему лекарство и в случае необходимости записывает его на прием. Случается (и часто), что ко мне приходит мать со взрослым сыном и в присутствии последнего подробно рассказывает о его половой жизни, мастурбации, созревании, сожительстве с женщинами, лтак‑же о появляющихся у него расстройствах. Сидящий рядом с ней 30‑летний дядя только поддакивает и изредка добавляет что‑нибудь от себя. Оказывается, мать в курсе его самых интимных переживаний и связанных с ними проблем, ей прекрасно известен характер сексуальных реакций сына. Я знаю случаи, когда матери сами "организовывали" помощь для сына: находили ему подругу, устраивали совместные выезды на выходные и в отпуск, а иногда даже проводили беседы с будущей половой партнершей "ребенка", посвящая ее в его эротические проблемы и умоляя поактивнее вести себя в постели.
В некоторых вновь созданных семьях с матерями делятся самыми деликатными подробностями интимной жизни, а они, в свою очередь, дают молодым конкретные советы и подробные указания. Если у новоявленного мужа возникают какие‑то проблемы в супружеской жизни, некоторые из свекровей заводят на эту тему разговор с невесткой, убеждая ее и даже настаивая использовать самые действенные меры для полового возбуждения сына, оказания ему помощи, удовлетворения его потребностей. Другие, наоборот, в ходе таких собеседований требуют беречь сына, чтобы чересчур интенсивная половая жизнь не истощила "мальчика", так как "у него очень хрупкий организм и о нем нужно заботиться". Встречалась мне и ситуация иного рода: сотрудничество жены с тещей. Они обменивались опытом, давали друг другу советы, как следует поступать, если мужчину преследуют неудачи в половой жизни. Потом информировали одна другую ° ходе этих начинаний. Мне довелось принимать у себя этих женщин, причем они пришли вместе и демонстрировали умилительное согласие. Сам предмет их забот ни о чем не подозревал, его освободили даже от неприятной необходимости идти к сексологу.
Маменькины сынки – подлинный кошмар многих жен: со всеми проблемами они бегут к своим родительницам, находя у них поддержку и сочувствие. Потом их матери пытаются вмешиваться в супружескую жизнь, навязывать свое мнение. Многие из них настолько ослеплены любовью к сыновьям, что становятся на их сторону во всех супружеских конфликтах, поощряя молодых мужей не уступать женам и даже доводя дело до развода..Во время бракоразводного процесса они пребывают в столь воинственном настроении, что пытаются приписать всю вину невестке, раздобывают всевозможных свидетелей, предоставляют суду факты, характеризующие молодую женщину самым невыгодным образом. А потом торжествуют, так как сумели доказать сыну, что лишь они ему по‑настоящему необходимы, что никогда он не встретит женщины, которая могла бы заменить их и одарить его такой же любовью.
Крайней и патологической формой уз, связывающих сына и мать, является кровосмешение. Мне встречались случаи, когда матери стремились поставить сыновей в такую эмоциональную зависимость от себя, что для ее укрепления не гнушались даже прибегнуть к сексу.
Маменькины сынки могут пребывать в незрелости в результате соответствующего манипулирования со стороны их матерей, агрессивных в любви, ревнующих к другим женщинам. Но бывает, что они сами не возражают против такой зависимости, – ведь благодаря ей они освобождены от разных обязанностей, располагают свободой, временем и могут продолжать играть выгодную для себя роль ребенка. Сексуальные потребности они удовлетворяют в непостоянных связях, которые нередко допускаются и даже одобряются матерями. Таким образом, у них отсутствует
мотивированный повод для взросления и описанное положение вещей их вполне устраивает. Возраст таких мужчин‑детей иногда бывает достаточно солидным. Хуже, если они остаются такими же и в браке.