ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СНИЖЕНИ
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ
Понятие и классификация затрат предприятия в настоящий момент играют немаловажную роль в его деятельности. Издержки, которые напрямую связаны с производством, а также сбытом готовой продукции могут считаться затратами или активами.
Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Они различны для каждой из них в отдельности и зависят от экономической грамотности руководства и финансовых отделов, которые планируют объем деятельности и, как следствие, величину затрат. [15]
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, то есть осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).
Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью следующих критериев:
. Затраты играют абсолютно разную роль в формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
|
Основные затраты имеют непосредственную связь с технологическим и производственным процессом, посредством которого изготавливается определенный объем товаров и услуг общественного и иного потребления. Например, к таковым можно отнести расходы на заготовление сырья, материалов, топлива и оплату энергии, используемой при производстве или создании для него условий. Кроме того, основными затратами являются и выплаты заработной платы работникам организации, поскольку они осуществляются регулярно, т. е. на постоянной основе, и производятся за выполнение определенных работ или оказание услуг.
. В соответствии с тем, к чему относятся данные расходы, они могут быть:
· прямыми - представлены затратами на покупку и распределение материальных ресурсов и выплатами работникам окладов и премиальных. Можно сказать, что прямые расходы являются составной частью основных, поскольку опять-таки обеспечивают процесс производства факторами производства в виде сырья и рабочей силы;
· косвенными, которые напрямую связаны с изготовлением различных видов продукции.
. По степени однородности затраты делят на:
· простые, т. е. однородные, затраты. Они осуществляются в соответствии с направлением деятельности предприятия и включают все расходы по покупке и поставке необходимых факторов производства на склады предприятия, а также по оплате фактора «рабочая сила»;
· комплексные затраты - представляют собой расходы всех производственных подразделений и отделов организации в их совокупности.
. По времени возникновения все затраты организации можно поделить на 3 вида:
|
· текущие. Они осуществляются непосредственно в настоящем периоде, т. е. на тот момент времени, когда реально происходит процесс производства или осуществления других видов деятельности. Данный тип затрат является непосредственной основой для дальнейшего планирования работ;
· будущие расходы - это те расходы, которые предстоит в будущем понести организации. Их можно предугадать посредством анализа рынка факторов производства и рынка товаров и услуг, динамики цен на них;
· кроме того, для удобства составляются экономические модели деятельности: они на основании группировки ранее полученных данных (т. е. производится анализ всех предыдущих расходов) делают прогноз, благодаря которому организация может предполагать структуру предстоящих расходов и в соответствии с этим принимать те или иные решения.
. По отношению к общему объему производства делит их на:
· постоянные (их величина никак не зависит от объемов производства)
· переменные (затраты на материалы, топливо, сырье, энергию, обслуживание и ремонт оборудования). Затраты которые напрямую зависят от роста выпуска продукции. [5]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРАВИЛА СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Одна из наиболее актуальных проблем большинства предприятий - необоснованный и неконтролируемый рост затрат. Для решения этой проблемы компаниям необходима четкая программа по управлению затратами. Управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Решить задачу максимизации прибыли можно двумя путями: наращивать объемы продаж либо сокращать затраты. Принимая во внимание жесткую конкуренцию на рынке и ограниченный спрос, второй вариант представляется более предпочтительным. [14]
|
В управлении затратами, как правило, задействованы все сотрудники компании, однако программу снижения издержек разрабатывает финансовый директор. Роль финансового директора в процессе управления затратами во многом будет зависеть от того, на какой фазе развития находится компания. Если это этап формирования, то есть компания была недавно создана, то говорить об основной роли финансового директора в управлении затратами бессмысленно. Подавляющее большинство затрат будет зависеть от руководителя производственного подразделения, службы маркетинга и PR и т. д. В том случае, когда компания уже стабильно работает несколько лет, роль финансового директора кардинально меняется.
В любом случае, роль финансового директора заключается не в непосредственном управлении затратами, а в разработке и внедрении инструментов, не допускающих проведение необоснованных затрат. Управление затратами - дело всех менеджеров предприятия, а не только финансового директора, главная задача которого - консультирование руководителей структурных подразделений при принятии управленческих решений, так или иначе связанных с возникновением затрат.
Для того чтобы в короткие сроки снизить себестоимость выпускаемой продукции и в целом затраты по компании, финансовому директору потребуется последовательно выполнить следующие шаги:
· Бюджетирование - универсальный инструмент управления
затратами. При разработке бюджета предприятие ограничивает размер планируемых затрат и тем самым управляет ими. Необходимым условием увязки систем бюджетирования и управления затратами является наличие единого органа управления - бюджетного комитета. Для управления затратами наиболее целесообразно сформировать матричную структуру бюджетного комитета, когда каждая статья затрат контролируется как руководителем бюджетного центра, так и руководителем функционального центра.
Бюджет компании можно составлять с использованием нормативов затрат (нормирование), а также путем жесткого ограничения затрат структурных подразделений и установления менеджментом компании лимитов (лимитирование). Если на момент наступления финансового кризиса бюджетирование не велось, можно порекомендовать ограничиться составлением мастер-бюджета (прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов), бюджетов ключевых производственных подразделений, а также сформировать бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и движения сырья и материалов. Это позволит оптимизировать движение денежных потоков и удержать затраты на заданном уровне.
· Ужесточение контроля всех видов издержек
Целесообразно тщательно анализировать те расходы, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Возьмем, к примеру, такую статью расходов, как «Охрана». Подписывая договор с одним из охранных предприятий, было выяснено, что в абонентской плате не предусмотрены единовременные расходы на форменную одежду, ношение оружия, установку камер наружного наблюдения и т. д., без которых охранное предприятие не принимало на себя обязательства, предусмотренные в договоре. В результате единовременная сумма расходов на охрану получилась в несколько раз выше, чем постоянная плата. Замечено, что когда компания, к примеру, начинает регистрировать исходящие междугородные звонки сотрудников, общее количество звонков снижается за счет уменьшения разговоров по личным вопросам. Необходимо также пересмотреть организационную структуру на предмет исключения лишних уровней управления.
Для того чтобы оценить оправданность тех или иных расходов, связанных с закупками или приобретением различных услуг, необходимы сравнительные данные. Поэтому к каждой заявке на покупку сбытовое подразделение может прилагать как минимум три-четыре аналогичных предложения на поставку таких же товаров. В обязательном порядке нужно указывать цену и условия поставки. Рассматривая такую заявку на оплату, казначей поймет, соответствуют ли закупочные цены среднерыночному предложению и не переплачивает ли компания.
· Мотивация персонала
Для снижения затрат необходимо, чтобы каждый сотрудник был заинтересован в уменьшении затрат, для чего нужно разработать систему вознаграждений. Главное - суметь отследить вклад конкретных людей в снижение затрат. Можно премировать сотрудников выпускающих цехов на основе показателя затрат на рубль товарной продукции, за экономию ключевых, критически значимых ресурсов, специально премировать за разработку и внедрение организационно-технических решений по экономии энергоресурсов, по сокращению времени переналадки оборудования и т. п. За основу может быть принята схема, при которой часть сэкономленных затрат выплачивается сотруднику.
Возможно также применение штрафов за нарушение трудовой дисциплины, что позволит снизить затраты на оплату внеурочного рабочего времени и повысить самодисциплину у сотрудников.
· Горизонтальная и вертикальная интеграция.
Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем. Увеличение объемов закупки позволит получить так называемые объемные скидки. Вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность и т. д.).
· Аутсорсинг
Следует оценить, какие компоненты выгодно производить самостоятельно, а какие дешевле закупать у других производителей. К примеру, большинство предприятий, имеющих свои котельные, передали их в собственность администраций городов, поскольку содержание и обслуживание обходились слишком дорого. В некоторых случаях действительно проще передать ту или иную бизнес-функцию на аутсорсинг, чем содержать собственное подразделение, что в итоге приводит к снижению издержек.
Но в российской действительности нужно крайне взвешенно подойти к решению вопроса об аутсорсинге, так как существует большое количество рисков. Если речь идет об аутсорсинге бухгалтерского учета, то это риски, связанные с соблюдением конфиденциальности; аутсорсинг транспортной функции - это риски нарушения сроков поставки и т. д.
· Экспресс-метод оптимизации бизнес-процессов.
Применение этого метода дает наилучшие результаты, если компании необходимо в короткий срок (не более 3 месяцев) улучшить работу предприятия и его финансовое состояние.
Для экстренной оптимизации бизнес-процессов предприятия формируется так называемая команда улучшения. В нее должны войти менеджеры и специалисты отделов, которые хорошо ориентируются в наиболее проблемных сферах работы компании. Команда улучшения должна описать схему работы предприятия, в которой отражаются все основные бизнес-процессы, происходящие на предприятии, и взаимосвязь между ними. На этапе улучшения следует создать систему ежедневной отчетности, отражающую информацию о расходовании всех видов ресурсов (в том числе рабочего времени). Над наиболее дорогими и дефицитными ресурсами устанавливается повышенный контроль.
После того как схема будет разработана, проводится АВС-анализ, позволяющий выделить небольшое число наиболее значимых бизнес-процессов, которым и нужно уделить основное внимание. Для этого все бизнес-процессы делятся на три группы - А, В и С. К группе А относятся процессы, требующие наибольших затрат. Как правило, это 5-10% от всех процессов, происходящих на предприятии, на которые приходятся 75-80% всех затрат. В группу В входят примерно 20% бизнес-процессов, к которым относятся примерно 10-20% затрат, и, наконец, группу С составляют остальные 60-75% процессов, "съедающие" всего 5-10% затрат предприятия.
Любые действия по улучшению работы предприятия должны начинаться с оптимизации процессов группы А. Одновременно с АВС-анализом обычно проводится анализ состояния наиболее ликвидных активов. Как показывает практика, "наведение порядка" в учете и контроле за использованием ликвидных активов в короткие сроки (до трех месяцев) дает наибольший эффект.
Анализ учета ликвидных активов следует начинать с проверки банковских и кассовых операций. Особое внимание необходимо обратить на состояние расчетов с поставщиками и покупателями и на управление складскими запасами. Однако надо помнить, что в этом случае скорость возврата предприятия к своему прежнему состоянию равна времени, затраченному на достижение полученных результатов. Поэтому необходимо разработать предложения по дальнейшему усовершенствованию работы предприятия с указанием сроков их выполнения. [8]
Существует множество методов управления затратами, задача финансового директора - выбрать оптимальный, исходя из результатов анализа затрат. В этом случае используют способы, имеющие узкую направленность. Мотивация персонала позволяет снижать затраты крайне незначительно, причем нет уверенности, что ее применение даст положительный эффект. Горизонтальная и вертикальная интеграция позволят управлять лишь затратами на приобретение сырья, материалов. Применение экспресс-метода дает лишь временные результаты, после чего предприятие возвращается к прежнему состоянию. Универсальным и наиболее распространенным инструментом управления затратами является бюджетирование, которое позволяет постоянный контроль практически над всеми расходами на предприятии.
Любой способ управления будет эффективен лишь при взаимодействии руководителя и всего персонала, действия которых будут направлены на достижение одной цели.
Можно сформировать основные правила, которые будут способствовать эффективному внедрению плана по снижению затрат на предприятии.
Правило 1.: Затраты надо не снижать, ими надо управлять. Во-первых, если свести затраты к «0», то исчезнет и сам бизнес. Во-вторых, иногда полезно увеличить затраты.
Правило 2.: Управлять затратами надо так, чтобы:
или на единицу затрат получать максимальный результат или для получения определенного результата нести минимальные затраты.
Правило 3.: Любое действие или бездействие приводит к возникновению затрат, хотя не всегда моно это замечать. Иными словами, любое действие (бездействие) или принятое решение не останется «безнаказанным» со стороны затрат. У этого правила есть и обратная сторона: снижение затрат тоже не всегда можно увидеть.
Правило 4.: Обращать внимание на «мелочи». Иногда за «мелочами» прячутся миллионы. Так же «мелочи» хороши тем, что, очень часто, с ними можно относительно просто и быстро разобраться. Кроме этого, привыкнув экономить на «мелочах» сотрудники начнут аккуратнее относиться и к остальным, масштабным затратам.
Правило 5.: Для того, чтобы снизить затраты, всегда надо понести дополнительные затраты. Как говорится, ни одно доброе дело не обходится безнаказанно. Чтобы снизить затраты, необходимо предпринять какие-то усилия, какие-то действия.
Правило 6.: Часто полезно понести затраты, чтобы не понести куда большие затраты. Речь идет о «страховых» затратах - в широком смысле этого слова.
Правило 7.: Каждое утро - жизнь «с чистого листа». Борьба с затратами -- это «гонка без финиша»: сегодня удалось снизить затраты, завтра они опять начали расти, так что можно все начинать с начала. Иными словами, борьба с затратами не должна носить характер проекта с четкой датой начала и с четкой датой окончания. Борьба с затратами - это постоянная, ежедневная, планомерная, почти «рутинная» работа.
Правило 8.: «Тотальная мобилизация» должна сочетаться с персонификацией. В орбиту борьбы с затратами должны быть вовлечены все сотрудники компании.
Правило 9.: Лучшие друзья борца с затратами - бумага, карандаш, калькулятор и... недоверие. Не надо полагаться на память. Любая подмеченная неэффективность и любая мелькнувшая идея по устранению этой неэффективности должна быть зафиксирована. [10]
ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
Производства без затрат не бывает. Издержки - это затраты на приобретение факторов производства.
Издержки можно считать по-разному, поэтому в экономической теории, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек.
К середине ХХ в. сложились общие принципы классификации:
1) по методу оценки затрат
2) по отношению к величине производства
Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т.е. был бы самым эффективным. Поэтому фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства. [2]
Затраты на приобретение вводимых факторов производства или экономических ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически эффективным методом производства, какого - либо товара считывается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.
Максимализация прибыли и минимизация расходов на организацию производства определяют поведение менеджера и являются главным действующим мотивом экономической деятельности фирмы или отдельного предпринимателя.
Издержки производства формируют нижнюю границу цены. Для обеспечения рациональной ценовой политики, необходимо сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние издержки (на единицу продукции). При увеличении выпуска продукции издержки единицы вначале снижаются до достижения определенного объема производства. Однако если наращивать производство и дальше, то возникают дополнительные затраты из-за перегрузки оборудования, дополнительного ремонта, нарушений производственного ритма, простоев и т.д., а поэтому, чтобы избежать убытков от увеличения издержек производства существует система управления издержками производства действующая на предприятиях как в зарубежной так и в отечественной практике в системе рыночной экономике. [14]
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
Для издержек производства приняты различные группировки, которые используются в зависимости от целей управления, направлений учета и их контроля.
Независимо от экономического содержания издержек и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на издержки производства. По принципу зависимости от принимаемого решения издержки группируются на релевантные (издержки, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (издержки, которые не зависят от принимаемого решения). [12]
Большая часть классификаций издержек связана с группировкой издержек на производство и реализацию продукции, однако предприятие также несет инвестиционные издержки, издержки на социально-культурные нужды и др.
По экономическому содержанию и целевому назначению принято выделять три группы издержек:
) издержки, связанные с извлечением прибыли;
) издержки, не связанные с извлечением прибыли;
) принудительные издержки.
К первой группе относятся издержки на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, издержки на производство работ, оказание услуг, инвестиционные издержки. Ко второй группе - издержки на благотворительные и гуманитарные цели, а также издержки на социальные выплаты работникам. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней, платежи во внебюджетные фонды, издержки на создание обязательных резервов, штрафные санкции.
В зависимости от отношения к производственному процессу издержки на производство и реализацию делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные расходы), общехозяйственные (расходы на управление предприятием) и внепроизводственные, или коммерческие (расходы на реализацию продукции). [1]
В российской практике бухгалтерского учета приняты две основные классификации издержек: группировка издержек для целей налогового учета и группировка издержек в учетных целях. Группировка издержек для целей налогового учета представляет собой деление на принимаемые для целей налогообложения и не принимаемые для целей налогообложения. Классификация издержек в учетных целях (по учетному признаку) представляет собой группировку издержек по двум признакам: по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Указанные виды группировки издержек являются объектом финансового учета.
В классификации по экономическим элементам выделяют пять основных групп:
· материальные издержки;
· издержки на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие издержки.
Элементы издержек представляют собой однородные по экономическому содержанию виды издержек, которые не подлежат дальнейшему разложению на составные части и исчисляются независимо от того, где произведены. Указанная группировка издержек позволяет определить величину издержек определенного вида в целом по предприятию за определенный период независимо от места их осуществления и вида продукции, на который они были использованы. Недостатком применения этой классификации издержек является то, что она не позволяет сформировать издержки на конкретный вид продукции, определить величину издержек, осуществляемых конкретными структурными подразделениями.
Независимо от экономического содержания издержек и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на издержки. По принципу зависимости от принимаемого решения издержки группируются на релевантные (издержки, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (издержки, которые не зависят от принимаемого решения).
В соответствии с организационной структурой предприятия издержки группируются по местам возникновения издержек и учитываются в разрезе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов). Данная классификация позволяет анализировать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, контролировать осуществление издержек этими подразделениями.
В зависимости от изменения объема производства (продаж) издержки делятся на условно-переменные, условно-постоянные и смешанные.
Условно-переменные издержки зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства. Но исчисленные на единицу продукции условно-переменные издержки неизменны при любых изменениях объема производства.
Условно-постоянные издержки не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные издержки меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства возрастают. [3]
При делении издержек на переменные и постоянные следует иметь в виду, что расчеты производятся на релевантный период, т.е. постоянные издержки на весь объем и переменные издержки на единицу постоянны лишь в определенных пределах объема производства (продаж). Релевантным считается краткосрочный период (как правило, до одного года), для которого характерно определенное поведение постоянных и переменных издержек. Если предприятие, например, расширяет свою деятельность посредством введения новых производственных мощностей или меняет ассортимент продукции, если меняются внешние факторы, определяющие величину издержек предприятия (например, меняются налоговые ставки или уровень арендной платы), то взаимосвязь "издержки - выручка-прибыль" также изменится. Этим обусловлены наименования издержек, в которых содержится термин "условно", т.е. только в релевантном периоде постоянные издержки на весь объем и переменные издержки на единицу продукции представляют фиксированные величины.
Классификация издержек на переменные и постоянные является основой операционного анализа. Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, издержек и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (CVP-анализ, маржинальный анализ).
Операционный анализ - это основной инструмент оперативного планирования на предприятии, который позволяет изучать зависимость результатов деятельности от издержек, объема производства и цены. С помощью операционного анализа возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Он позволяет найти точку равновесия, так называемый критический объем продаж, или точку безубыточности - точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным издержкам. Они представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.
Точка безубыточности - это ситуация, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. Продажи ниже точки безубыточности означают для предприятия потери, выше точки равновесия - прибыль.
Несмотря на то, что операционный анализ позволяет оценить степень влияния величины издержек и объема производства на показатели прибыли и определить уровень производственного риска, его применение в российской практике имеет ряд ограничений. Во-первых, предприятие должно либо производить один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции. Во-вторых, размер постоянных издержек и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение осуществления анализа. В-третьих, должна существовать возможность классификации издержек на переменные и постоянные по единому критерию. В-четвертых, объем производства должен быть равен объему продаж.
По степени однородности издержки классифицируют на одноэлементные и комплексные. Эта группировка тесно связана с классификацией издержек по экономическим элементам.
Одноэлементные издержки состоят из одного элемента издержек: например, амортизация основных средств производственного назначения, заработная плата основных производственных работников. Эти издержки не раскладываются на компоненты независимо от их целевого назначения, места и времени возникновения.
Комплексные издержки представляют собой многоэлементные издержки: например, содержание и ремонт основных средств (в состав этих издержек входят заработная плата работников, занятых содержанием и ремонтом основных средств, отчисления на социальные нужды, материальные издержки, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта, и пр.).
По способу отнесения на себестоимость продукции издержки подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти издержки могут быть отнесены на объект калькулирования в момент их осуществления. К указанным издержекам можно отнести издержки на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих.
Косвенные расходы - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции, работы, услуги и обычно относятся к нескольким объектам издержек. К косвенным относятся, в частности, издержки на управление и обслуживание подразделений (если внутри подразделений производятся несколько видов продукции), на управление и обслуживание предприятия. Как правило, общая сумма косвенных издержек распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения (параметры распределения, драйверы). Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и ряда других факторов. Если предприятие производит монопродукт, то все издержки на его производство и реализацию будут прямыми.
В российской практике разделение издержек на прямые и косвенные очень распространено (метод калькулирования Absorption costing). Применение данной классификации позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, исчислить рентабельность отдельных видов продукции. Кроме того, показатель сформированной полной себестоимости применяется в ряде случаев в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу "полные издержки плюс норма прибыли (процент рентабельности)".
Использование данного метода калькулирования для расчета цен и анализа эффективности отдельных видов продукции и предприятия в целом имеет свои положительные и отрицательные стороны, подробная оценка которых требует отдельного изучения. Отметим несколько особенностей применения данной классификации и метода калькулирования полной себестоимости.
Чем сложнее организационная структура предприятия и шире ассортимент выпускаемой продукции, тем выше величина косвенных издержек, что предполагает многоуровневое распределение и применение нескольких коэффициентов распределения. Таким образом, усложнение организационной структуры предприятий, укрупнение предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняют структуру издержек в сторону увеличения доли косвенных издержек. Это является причиной неоднозначного отнесения издержек к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных издержек по их объектам, возникает проблема выбора экономически обоснованных метода и коэффициентов распределения косвенных издержек.
По связи с технологическим процессом издержки подразделяются на основные и накладные. Эту классификацию нередко смешивают с группировкой издержек по способу отнесения на себестоимость. Основные издержки - издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции. К данным издержкам относятся сырье и материалы, заработная плата основных производственных работников и общепроизводственного персонала, расходы по содержанию и ремонту основных средств производственного назначения и др. По сути, основные издержки представляют собой производственную себестоимость продукции. Накладные издержки - издержки, связанные с управлением предприятием и его обслуживанием в целом и реализацией продукции. В состав накладных издержек входят общехозяйственные и коммерческие расходы. Механизм распределения накладных расходов аналогичен механизму отнесения на себестоимость косвенных издержек (пропорционально выбранным коэффициентам распределения). [11]
Кроме рассмотренных наиболее распространенных группировок издержек можно указать на следующие:
· в зависимости от возможности регулирования издержек - регулируемые и нерегулируемые;
· по возможности контроля издержек со стороны субъектов управления - контролируемые и неконтролируемые;
· по степени влияния на результаты принимаемых решений - производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные);
· по периодичности возникновения - текущие и единовременные.
Заметим, что в условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода издержки могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно и требует немало времени и ресурсов, но это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь. [ 2]
Разработка и внедрение системы управления издержками начинаются с построения оптимальной организационной структуры, в которой распределены функции сбора информации о расходах, учета, контроля за осуществлением, анализа и планирования издержек, а также построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных о издержках. Выбор группировок издержек определяется управленческими задачами, однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что построение системы управления издержками должно основываться на принципе экономической эффективности и определения степени детализации издержек. Иными словами, эффект от внедрения данной системы должен значительно превышать издержки на его разработку и внедрение. Кроме того, применение различных классификаций в практической деятельности предприятий зачастую происходит в условиях формирования разрозненных управленческих задач, а не в единой системе управления предприятием.
Управление издержками эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы. Применение различных группировок в процессе планирования, учета и анализа издержек позволяет решать различные задачи управления издержками, в частности определять наилучшие направления вложения средств, снижать непроизводительные издержки, формировать показатели себестоимости, выявлять возможные резервы снижения издержек, устанавливать минимально необходимый размер производства, уменьшать рыночные цены. [8]
1.5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРАВИЛА СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИИ
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой
Затраты -- Объем производства -- Прибыль.
Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.
Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о формировании затрат на производство и себестоимости продукции). Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, на учет результатов реализации по видам изделий. Важно отметить, что в зависимости от учетной политики, проводимой предприятием в области производственного учета, степень детализации учета затрат, а следовательно, и анализа различны для разных предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зависит также от полноты включения затрат в себестоимость, наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат.