Психодиагностический метод – «широкий класс методик, обладающий родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой» [14, С.5].
Психодиагностическая методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования) [14, С.5-6].
Л.Ф. Бурлачук, характеризуя диагностический метод, выделяет следующее: 1) основная особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления; 2) разработка и применение диагностических методик покоится на понятиях: нормы, валидности и надёжности; 3) жёсткие требования к процедуре исследования; 4) анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации; 5) диагностические исследования должны включать элементы объяснения, раскрытия причин, выработку соответствующих рекомендаций.
Классификация методов психодиагностики.
Во-первых, одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик. По этому основанию различают два вида диагностических методик:
● методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);
|
● методики, основанные на заданиях, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).
Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики:
● вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;
● невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные).
В-третьих, фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип.
Классификации методик по методическому принципу
Объективные тесты | Стандартизированные самоотчеты | Проективные техники | Диалогические техники |
Методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания | Методики этой группы характеризуются использованием вербальных способностей испытуемого, а также обращением к его мышлению, воображению, памяти | Основаны на том, что неструктурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются характеристики субъекта. Исследовательское употребление проективных техник предполагает применение процедур контент - анализа, стандартизирующих обработку данных | Учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче. Диалогические техники могут быть вербальными (беседа, интервью) и невербальными (игра с ребенком) |
↓ | |||
Тесты-опросники | Открытые опросники | Шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда | Индивидуально ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток |
↓ | ↓ | ↓ | ↓ |
Предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждение (как правило, используется двух- или трехальтерна-тивный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6-7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми либо косвенными. Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных | Не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям (контент-анализ как метод качественно количественной обработки текстовой информации) | Предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно используются 3-, 5-, 7 - точечные шкалы. Особым вариантом шкалирования является ранжирование – субъективная классификация объектов с присвоением им определенного ранга | Могут совпадать по форме со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. В отличие от тестов-опросников оцениваемые параметры (оси, измерения, конструкты) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие от метода интервью заключается в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы |
2. Характеристика основных методов психодиагностики [14].
|
|
К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы.
Тесты
Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.
Различают следующие виды тестов:
1) вербальные и практические (по речевому признаку);
2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры);
3) интеллектуальные и личностные (по направленности);
4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).
Характеристика основных тестов
Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.
Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.
Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения:
Тесты интеллекта. Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект – те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.
Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.
Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.
Тесты результативности (power-tests) – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер.
Тесты скорости (speed-tests) – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.
Опросники
Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.
Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники.
Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.
Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников – возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов.
Характеристика опросников
Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт.
Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.
Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора “социальной желательности”. Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы.
Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность.
Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью.
Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально - психологических и социологических исследованиях.