Шрила Бхактивинода Тхакур «О многообразии религий».





Четыре вида мотивированного поклонения Богу

В зависимости от уровня сознания, человек пытается умилостивить Бога, руководствуясь

четырьмя мотивами. Им может двигать:

1) страх;

2) надежда удовлетворить свои материальные нужды;

3) чувство долга (картавйа-буддхи); или

4) подлинная любовь к Богу.


К тем, кто поклоняется Богу из страха, относятся люди, боящиеся ада, нищеты, страданий и смерти. Люди же, поклоняющиеся Господу ради удовлетворения материальных нужд, истово молятся, чтобы Бог послал им материальное счастье и процветание. Однако поклонение Богу приносит столь чистую радость, что многие из тех, кто начинал свое поклонение из страха или из желания удовлетворить материальные нужды, в конце концов отказываются от корыстного поклонения и привязываются к чистому служению Богу. Следующими идут те, кто начал поклонение Богу из чувства благодарности, вызванного представлениями о Боге как о Творце мироздания. Такое поклонение Богу мотивировано чувством долга (картавйа-буддхи). Наконец, четвертыми движет не страх, не надежда на вознаграждение и не чувство долга, но естественная привязанность к поклонению Богу. Привязанность – это состояние, в котором сердце человека инстинктивно тянется к объекту любви, не обращая внимания ни на какие условности. Те, в чьем сердце спонтанно возникает привязанность к Господу при одной мысли о Нем, поклоняются Богу из привязанности к Нему. Поклонение, продиктованное любыми другими мотивами, лишено той чистоты, которая присуща поклонению, вызванному привязанностью. Иначе говоря, по-настоящему поклоняются Богу только те, кто поклоняется ему из любви и привязанности к Нему.

Страх и надежда на материальное вознаграждение – мотивы в высшей степени нечистые. Когда разум верующего очищается, он отбрасывает страх и корысть и начинает поклоняться Богу исключительно из чувства долга. До тех пор, пока у нас не появилось подлинной привязанности к Господу, мы не должны прекращать поклоняться из чувства долга. Чувство долга порождает два соображения: уважение к правилам писаний и стремление избежать всего, что им противоречит. Правила поклонения Господу были установлены великими святыми глубокой древности и запечатлены в Писаниях. Таким образом, стремление следовать священным писаниям и благоговение перед правилами возникают из чувства долга (картавйа-буддхи).

 

Зависимость силы веры от уровня сознания человека.

Проанализировав историю всех стран мира, мы придем к выводу, что вера в Бога является общей и неизменной чертой всех людей. Дикие племена в лесу живут, как животные, питаясь плотью зверей, но и они поклоняются солнцу, луне, огромным горам, большим рекам и огромным деревьям, почитая их своими благодетелями и повелителями. Почему? Потому что вера в Бога изначально присуща душе, но проявляется она только в той степени, в какой ослаблено влияние материальной оболочки, покрывающей душу. Когда человек становится цивилизованным, получает образование и обретает познания в разных сферах жизни, его вера скрывается под напором материалистической логики (кутарка). Под влиянием этой логики умами таких людей завладевает атеизм или, того хуже, философия пустоты (нирванавада). Все эти в высшей степени сомнительные виды веры – всего лишь проявление слабого и нездорового сознания.


Три разновидности атеизма.

Примитивное, нецивилизованное состояние человека отделяют от чистой веры в прекрасного Господа три ступени (три вида верований). Они называются:

1) атеизм (настикйа-вада);

2) материализм (джада-вада);

3) скептицизм, или философия пустоты (нирвана-вада, или сандехнувада).

Мешая духовному развитию человека, эти три философии приводят к плачевным результатам. Разумеется, далеко не каждый подпадает под их влияние, но те, кто оказался под их влиянием, становятся пленниками этих идей и их духовное развитие останавливается. И наоборот, те, кто начинает поклоняться Господу в рамках ведической социальной системы, даже если они принадлежат к нецивилизованным народностям, благодаря получаемому ими воспитанию, образованию и нормам поведения, очень быстро развивают в себе сильную веру в Бога. Таков естественный ход развития человечества. Но, если человек заражается одной из этих трех материалистических философий, душа его начинает вести неестественное существование.

Физические и умственные различия между людьми.

Люди, живущие в разных странах и на разных континентах, имеют разную природу. Хотя их глубинная сущность одинакова, их второстепенные качества разнятся очень сильно – во всем мире не найдется двух людей, имеющих одинаковую вторичную природу. Если даже близнецы, появившиеся на свет из одного чрева, отличаются по облику и качествам, то что тогда говорить о людях, родившихся в разных странах? В разных странах люди пьют разную воду, дышат разным воздухом, питаются разной пищей, живут в окружении разных гор и лесов, носят разную одежду. Благодаря этим различиям, обитатели разных стран отличаются по телосложению и цвету кожи, следуют разным обычаям, по-разному одеваются и едят. Психология у различных народов тоже разная. В силу всего этого представления разных народов о Боге, хотя и совпадают в главном, в деталях разнятся. Выйдя из дикого состояния (1), люди переходят сначала на цивилизованную ступень развития (2), затем – на научную (3), после этого – на нравственную (4), и в конце концов развивают в себе любовь к Богу (5). На каждой из этих ступеней появляются различия в языке, одежде, пище и образе мыслей. В конечном счете, все это порождает разные формы поклонения Богу. С объективной точки зрения, вторичные различия в способах поклонения Богу несущественны. Если представления о сущностной природе Бога и поклонения Ему совпадают, то вторичные детали не могут человеку одной веры помешать достичь того же результата, которого достигает человек другой веры. Поэтому Шри Чайтанья учил своих последователей рассказывать людям о чистом образе Бога, но в то же время запрещал осуждать то, как поклоняются Богу другие.


Пять различий между религиями мира

Названные выше причины приводят к возникновению пяти видов различий в формах поклонения Богу, принятых в разных странах:

1) различия в духовных учителях;

2) различия в менталитете поклоняющегося и соответствующие различия в способе выражения почтения;

3) различия в методах поклонения;

4) различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах;

5) различия в именах Бога и терминологии, вызванные различиями в языке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: