В области диагностики самосознания используются следующие классы методик:
● стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; контрольные списки; шкальные техники;
● нестандартизированные самоотчеты;
● идеографические методики;
● проективные методики (включая рефрактивные техники)
Название | Аннотация |
1) Шкала “Я-концепции” Теннеси 2) Шкала детской “Я-концепции” Пирса–Харриса 3) Шкала самоуважения Розенберга 4) Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) | К стандартизированным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся: 1) отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; 2) чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта; 3) поведенческих проявлений; 4) взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется от 2-х до 7-и альтернативного выбора, с вербальным и невербальным согласием. |
Тест 20 утверждений на самоотношение (Kuhn M., McPartland T., 1966) | Нестандартизированные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в котором так или иначе проявляется “Я-концепция”. Для обработки совокупности тестов применяют процедуру контент-анализа |
Техники репертуарных решеток Дж. Келли | Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при которых пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормами, а относительно других характеристик того же субъекта |
Методика рисования человека К. Матовер Символические задания на выявление “социального Я” (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером и Р. Хендерсоном) ТАТ | Проективные техники. Проективные показатели используются для анализа аспектов отношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: 1) бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит); 2) “нежелательной самооценки”, т.е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности |
Рефрактивные техники
|
Это процедуры, в которых люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осознавая, что они оценивают себя. Например, Методика управляемой проекции.
Испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности.
Кон трольные списки – разновидность стандартизированного самоотчета
Краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Например, контрольный список прилагательных Г. Гоха содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке. Испытуемый выбирает прилагательные, которые ему соответствуют.
Предусматривает измерение глобальной самооценки.
На русском языке также разработаны подобные списки (работы А.Г. Шмелева, 1983, название - “Личностный семантический дифференциал”).
Достоинства и недостатки контрольных списков
Достоинства | Недостатки |
Простота применения и обработки | Навязывают субъекту оценку по параметрам, которые возможно не являются значимыми для его “Я -концепции”; вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров на внутренне сопротивление (социальная норма скромности). Например, “добрый”, “правдивый” и т.д. |
Шкальная техника - разновидность стандартизированного самоотчета. Например, Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Применяется при анализе “Я-концепции”.
|
Книга посвящена теории и методу Ч. Осгуда: Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование формы репрезентации в обыденном сознании. – М., 1983.- 176 с.
Методы измерения локуса контроля.
Интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание “Я”. Локализация контроля над значимыми для себя событиями: интернальный и экстернальный.
1) шкала Роттера;
2) в отечественной психологии:
а) оригинальная шкала Роттера;
б) (УСК) Опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е.Ф.; Голынкина Е.А. и Эткинд А.М.);
в) (ОСЛК) Опросник субъективной локализации контроля (Пантилеев С.Р. и Столин В.В.).
Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания