Семинарское занятие № 10. Диагностика межличностных отношений (2 часа)




1. Объект и методы [36, С. 253-256].

2. Достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений Общая характеристика методик психодиагностики межличностных отношений: Ситуационный тест Р. Бейлса; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара [36, С. 257-322].

Литература:

Основная: 36

Дополнительная: 3, 14, 45, 30

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Назовите достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений. К какому классу методик психодиагностики межличностных отношений относятся следующие методики: Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Ситуационный тест Р.Бейлса; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара? Приведите характеристику этих методик.

Задание индивидуального практикума:

Провести Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса [30, С. 172-177], обработать и проинтерпретировать полученные результаты. Выступить с сообщением на семинарском занятии.

Практическое занятие 9 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (4 часа) [14, С. 171-184].


План – график контроля самостоятельной работы студентов

По дисциплине: «Психодиагностика».

Тема Содержание занятия Форма контроля Сроки сдачи работы
1. Становление психодиагностики как научного направления и практической деятельности Составление таблицы: «Характеристика тестов, созданных в ХХ веке» (названия тесов даны на лекции).   Проверка таблицы Февраль
2. Личностные опросники Составление отчётов по результатам проведения Многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (16PF) и Стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) Проверка отчётов Апрель   Май
3. Проективныеметоды Составление отчётов по результатам проведения: Теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга; Тематического апперцептивного теста (ТАТ); Рисунка семьи Проверка отчётов   май     сентябрь
4. Психологическая диагностика способностей Составление отчёта по результатам проведения Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра Проверка отчёта октябрь
5. Диагностика мотивационной сферы личности Составление отчёта по результатам проведения Теста-опросника А. Мехрабиана, направленного на измерение мотивации достижения (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) Проверка отчёта ноябрь
6. Психодиагностика самосознания Составление отчёта по результатам проведения Теста - опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) Проверка отчёта декабрь
  Диагностика межличностных отношений Составление отчёта по результатам проведения Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири Проверка отчёта декабрь

Вопросы для подготовки к экзаменам

1. Предыстория психодиагностики.

2. Истоки психодиагностики как науки.

3. Вклад Ф. Гальтона в развитие психодиагностики.

4. Вклад Дж. Кеттелла в развитие психодиагностики.

5. Вклад А. Бине в развитие психодиагностики.

6. Вклад Ч. Спирмена в развитие психодиагностики.

7. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Период 1901-1929 гг.

8. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Период 1930-1939 гг.

9. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Период 1940-1959 гг.

10. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Период 1960-1979 гг.

11. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Период с 1980 года.

12. Развитие психодиагностики в России. Отечественные работы в области психодиагностики.

13. Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи.

14. Смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка.

15. Понятие о психологическом диагнозе. Типы диагнозов. Диагностические ошибки в исследовании.

16. Психодиагностический процесс.

17. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

18. Понятие о психодиагностическом методе. Подходы к классификации психодиагностических методов.

19. Тест как основной инструмент психодиагностики: понятие теста, их виды.

20. Опросники и их характеристика.

21. Понятие о стандартизации психодиагностической методики. Стандартизация по процедуре и по оценке результатов. Требования к стандартизации.

22. Надежность методики и ее виды.

23. Понятие о валидности. Виды валидности.

24. Технология создания методик.

25. Виды личностных тестов. Личностные опросники, их достоинства и недостатки. Формы вопросов и представление результатов. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы. Проблема достоверности.

26. Краткая характеристика основных личностных опросников.

27. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 -PF). Краткая характеристика опросника. Обработка результатов тестирования. Анализ и интерпретация данных тестирования.

28. СМИЛ: стандартизованный метод изучения личности. Краткая характеристика опросника. Техника проведения обследования. Базисные шкалы. Соотношение шкал достоверности. Интерпретация.

29. Общая характеристика и классификация проективных методов.

30. История развития и обоснования проективного метода.

31. Проекция как психологический феномен.

32. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.Общие положения: основные понятия, основные диагностические задачи. Технология тестирования. Обработка результатов. Интерпретация.

33. ТАТ: Тест тематической апперцепции. Основные положения теории личности Г. Меррея. Процедура эксперимента. Схема анализа и интерпретации по Г. Меррею. Характеристика потребностей по Г. Меррею.

34. Тест чернильных пятен Роршаха. Общая характеристика метода. Процедура исследования. Основные приемы шифровки ответов. Интерпретация результатов теста.

35. Рисунок как психотехническое средство. Исторические и теоретические основы интерпретации рисуночных тестов. Общий обзор рисуночных тестов.

36. Методика “Рисунок семьи”. История создания методики. Диагностическая процедура. Интерпретация.

37. Направления и задачи научной разработки проблемы способностей. Области применения тестов способностей.

38. Краткая характеристика основных тестов общих способностей.

39. Краткая характеристика основных тестов специальных способностей.

40. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Краткая характеристика теста. Техника проведения обследования. Обработка результатов. Интерпретация.

41. Объект психодиагностики мотивации. Методики диагностики мотивационной сферы личности, их достоинства и недостатки.

42. Краткая характеристика основных методик диагностики мотивационной сферы личности.

43. Измерение мотивации достижения. Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана. Краткая характеристика методики.

44. Самосознание как объект психодиагностики. Методики диагностики самосознания, их достоинства и недостатки.

45. Краткая характеристика основных методик диагностики самосознания.

46. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Уровневое строение самосознания. Характеристика опросника.

47. Тест-опросник субъективной локализации контроля (Пантилеев С.Р. и Столин В.В.). Характеристика опросника.

48. Объект психодиагностики межличностных отношений. Методики психодиагностики межличностных отношений, их достоинства и недостатки.

49. Краткая характеристика основных методик психодиагностики межличностных отношений.

50. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Характеристика опросника.


Литература

  1. Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 97-107.
  2. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 175-185.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
  4. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла: Практическое руководство. Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 2000. 88 с.
  5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1990. 240 с.
  6. Белый Е.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорваль, 1992. 200 с.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1985. 422 с.
  8. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 119- 124.
  9. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 16-30.
  10. Гильбух Ю.З. Интеллектуальное тестирование на Западе: итоги и проблемы // Советская педагогика. 1980. №2. С. 126-136.
  11. Гильбух Ю.З. Надежность психологических тестов и тенденции ее повышения // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 96-105.
  12. Гильбух.Ю..З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5, с, 108-118.
  13. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  14. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учебн. пособие. М.: Изд.-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 192 с.
  15. Гринберг А. 3. Надежность психологического тестирования: индивидуальные и групповые данные // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 50-55.
  16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психологический журнал. 1991. №2. С. 84-93.
  17. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 53-64.
  18. Гуревич К.М., Акимова М.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал. 1986. № 3. С. 136-142.
  19. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики. // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 14 – 22
  20. Гуревич К.М.. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 9-18.
  21. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6.
  22. Диагностика психического развития / Под ред. И.Шванцара. Медицинское изд-во Авиценум, Прага, 1978. 388 с..
  23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во Лантерна-Вита, 1995. 150 с.
  24. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. 1991. № 2. С. 94-104.
  25. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств: Методические рекомендации. М.: Российская медицинская академия последипломного образования, 1995. 50 с.
  26. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 560 с.
  27. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации много-факторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. 1987. №6. С. 80-90.
  28. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  29. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Знание, 1993.
  30. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994. 320 с.
  31. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1997. 304 с.
  32. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. СПб.: ГП «Иматон», 1996.
  33. Новые тесты интеллекта. Ростов н / Д: Феникс, 2002. 349 с.
  34. Носс И. Н. «Руководство по психодиагностике: учебное пособие для студентов и практических психологов» М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 682 с.
  35. Носс И.П Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 249 с.
  36. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 440 с. – базовый учебник
  37. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 108 с.
  38. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика: учеб. пособие под ред. В. В. Столина, А. Г. Шелева. М.: Изд-во МГУ, 1984. 152 с.
  39. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика/ под ред. И. М. Карлинской, С. Р. Пантелеева, Т. Л. Романовой, А. Г. Шмелёва. М.: Изд-во МГУ, 1992. 117 с.
  40. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988.
  41. Проективная психология. М.: Апрель-пресс: ЭКСМОПресс, 2000. 521 с.
  42. Психодиагностика детей/ сост. А. С. Галанов. М.: Сфера, 2003. 128с.
  43. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. 208с.
  44. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2003. 352 с. – базовый учебник
  45. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2001. 368с.
  46. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1981. 232с.
  47. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. – 352 с.
  48. Психологические тесты. М.: ТОО «Лист». 1996. 318 с.
  49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995.
  50. Сарджвелладзе Н.И. Самоотношение личности и психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский «Дом БАХРАХ-М», 2000. С. 174-207
  51. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2003. 219 с.
  52. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ. 1980. 129с. – базовый учебник
  53. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  54. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 33-45.
  55. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л.: Ленинградский НИИ им. В.М. Бехтерева, 1984.
  56. Энциклопедия психологических тестов. М.: Терра, 1999. 399с.
  57. Ямпольский Л.Т. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 142-147.

Содержание

Пояснительная записка  
1. Раздел 1 Тема 1 Становление психодиагностики как научного направления и практической деятельности  
2. Раздел 1 Тема 2 Психодиагностика как научное направление и область практической деятельности  
3. Раздел 1 Тема 3 Психодиагностический метод  
4. Раздел 2 Тема Психометрические основы психодиагностики  
5. Раздел 3 Тема 1 Личностные опросники  
6. Раздел 3 Тема 2 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF)  
7. Раздел 3 Тема 3 Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)  
8. Раздел 4 Тема 1 Проективныеметоды  
9. Раздел 4 Тема 2 Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга  
10. Раздел 4 Тема 3 Тематический апперцептивный тест (ТАТ)  
11. Раздел 4 Тема 4 Методика чернильных пятен Г. Роршаха  
12. Раздел 4 Тема 5 Рисуночные тесты  
13. Раздел 5 Тема 1 Психологическая диагностика способностей  
14. Раздел 5 Тема 2 Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра  
15. Раздел 6 Тема Диагностика мотивационной сферы личности  
16. Раздел 7 Тема Психодиагностика самосознания  
17 Раздел 8 Тема Диагностика межличностных отношений  
18. План – график контроля самостоятельной работы студентов  
19. Вопросы к экзамену  
20. Литература  

 

АВРАМЕНКО Н.Н.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Методическое пособие для студентов

2-го и 3-го курсов факультета психологии

 

КГПУ им. К.Э. Циолковского

Подписано в печать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: