Цель: Создать условия для изучения теста структуры интеллекта
Основные понятия: способности, общие способности, тест структуры интеллекта
Установка к занятиям [23, 14].
1. История создания теста. Краткая характеристика теста.
Р. Амтхауэр (R. Amthauer: р. 1920), немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики. В исследованиях Р. Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью.
Тест предложен автором в 1953 году. Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального тбора.
Тест составлен Р.Амтхауэром в трех формах: А, В и С. Модификация IST-70 имеет четыре формы (А, В, С, D).
Р.Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического). Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами.
Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок: 1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной; 2) корреляция между субтестами должна быть минимальной.
Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.
Р.Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.
Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический. Корреляция между этими факторами (три из которых аналогичны факторам К.Спирмена) равна 0,36 (средний показатель интеркорреляции субтестов). Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом составляет 0,65. 0,36.
Время выполнения теста - 90 минут.
В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6-го, использованы задания закрытого типа.
1) Логический отбор (LS) – исследуется "чувство языка", по Р.Амтхауэру. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее слово из списка.
2) Определение общих признаков (GE) - исследуется способность к понятийной абстракции. Даются пять слов, из которых испытуемый должен выделить единственное, не имеющее смысловой связи с остальными.
3) Аналогии (AN) - тестируются комбинаторные способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи.
4) Классификация (KL) – оценивается способность к суждению. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
5) Счет (RA) - тестируется уровень развития арифметического мышления. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач.
6) Ряды чисел (ZR) - тестируется индуктивное мышление. Нужно установить закономерность числового ряда, продолжить его.
7) Выбор фигур (FS) - исследуется пространственное воображение. Предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной.
8) Кубики (WI) - тестируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве. Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному.
9) Задание на сосредоточение внимания и память (ME). Предлагается запомнить ряд слов и найти их среди других.
Р.Амтхауэр предполагает, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуемого развиты "теоретические способности".
В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".
Ретестовая надежность теста (при повторном обследовании через один год): 0,83-0,9. Надежность параллельных форм - 0,95. Корреляция с учебной успеваемостью, по данным Р.Амтхауэра, 0,46, с экспертными оценками уровня интеллекта - 0,62.
В СССР тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны М.К.Акимовой с соавторами в 1984 году и В.Н.Намазовым и А.Н.Жмыриковым в 1988 году.
Тест Р.Амтхауэра применялся во многих отечественных исследованиях, в частности, при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллектуальных способностей.
Модификация методики Амтхауэра – методика ТУС – также состоит из 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. Название субтестов отличается от исходного варианта теста, но содержание заданий аналогично:
субтест 1 осведомленность (ОС),
субтест 2 исключение лишнего (ИЛ),
субтест 3 поиск аналогий (ПА),
субтест 4 определение общего (ОО),
субтест 5 арифметический (АР),
субтест 6 определение закономерностей (ОЗ),
субтест 7 геометрическое сложение (ГС),
субтест 8 пространственное воображение (ПВ),
субтест 9 запоминание (З).
2. Техника проведения обследования.
Мотивирование испытуемых. Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе.
ИНСТРУКЦИЯ:
«Различные профессии требуют различных способностей.
Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и др.
Методика включает 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких задач, разных по трудности. Перед каждой группой заданий дается описание представленных в ней задач и образцы их решения. Для решения каждой группы заданий отводится определенное время.
Не беспокойтесь, если за отведенное время Вы не успеете решить все задачи данной группы.
Все задачи решайте в той последовательности, в которой они даны. Не задерживайтесь слишком долго на решении каждой задачи. Все Ваши ответы вносите в бланк ответов.
В данном пособии Вы не должны делать каких-либо пометок и подписей.
А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные.
Пожалуйста, не переворачивайте лист, пока не получите на это указаний!».
Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе. Среднее время проведения всего теста 80—90 минут. Для получения достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Во-первых, тестируемую группу необходимо ограничить 10—15 испытуемыми; во-вторых, каждый испытуемый должен занимать отдельный стол; в-третьих, все испытуемые должны начинать работать с очередным субтестом одновременно; в-четвертых, в ходе тестирования необходимо следить, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь.
Обработка результатов.
Шаг 1. Используя таблицу, каждое правильное решение оцените в 1 балл.
Обработка результатов субтеста 4 производится с помощью отдельной таблицы-ключа. В ней представлены различные варианты ответов на задания данного субтеста, оцениваемые в баллах. В зависимости от того, какой из этих вариантов представлен в бланке ответов, за каждое задание испытуемому присваивается 0, 1 или 2 балла. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученных испытуемым по данному субтесту.
Шаг 2. После этого с помощью нормативных таблиц заполняется нижняя строка листа ответов, обозначенная буквами НБ (нормированные баллы).
Шаг 3. Заключительным этапом обработки полученных результатов является построение индивидуального профиля структуры интеллекта. Для этого в листе ответов есть специальная сетка, которая так и называется «Индивидуальный профиль структуры интеллекта».
При заполнении листа ответов необходимо обратить внимание на то, что место для занесения результатов по субтесту 9 находится не в конце таблицы, а в ее средней части.
Интерпретация.
1. Выявление общего уровня интеллекта.
2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу.
3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам.
Практическое занятие № 6. Проведение Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (6 часов) [13, С. 72- 119].