Цели изучения темы:
· определение роли и значения правотворческого процесса;
· анализ стадий законодательного процесса;
· сущность и назначением систематизации нормативно-правовых актов.
Задачи изучения темы:
· сопоставление понятий «правообразование», «правотворчество», и «законотворчество»;
· анализ стадий принятия законов и подзаконных актов;
· рассмотрение видов систематизации нормативно-правовых актов.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление o:
· правотворческом процессе в РФ;
· стадиях законотворчества в РФ;
· сущности видов систематизации: инкорпорации, консолидации и кодификации.
будете знать:
· Что такое правотворчество, и каково соотношение между понятиями «правотворчество» и «правообразование».
· Виды правотворчества.
· Стадии законодательного процесса.
· Суть кодификации.
· Суть инкорпорации.
· Суть консолидации.
Теоретический материал по теме
Как известно, российское право относится к континентальному праву, исходя из чего, основными источником права являются акты государственных органов, содержащие нормы нрава (юридические нормы). Все они являются результатом правотворчества. Правотворчество – это составная часть более широкого явления – правообразования – процесса, который состоит из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов.
Наряду с множеством критериев классификации правотворчества, важнейшим является субъектный критерий. Так, выделяют непосредственное правотворчество народа, правотворчество органов местного самоуправления; правотворчество государственных органов.
|
Выделяют еще также делегированное законотворчество и санкционированное правотворчество.
Стадии правотворчества (законодательного процесса).
Законодательный процесс понимается как нормативно упорядоченная деятельность высшего представительного органа государства по принятию федерального закона.
Теория различает в законодательном процессе пять стадий.
Первая стадия — внесение законопроекта в нижнюю палату парламента субъектами законодательной инициативы.
Вторая стадия — рассмотрение законопроекта в нижней палате, как правило, в трех чтениях.
Третья стадия — вотирование закона нижней палатой, т. е. голосование по законопроекту, в результате которого либо закон считается не принятым, либо вотированный закон направляется в верхнюю палату парламента.
Четвертая стадия — одобрение вотированного закона верхней палатой парламента.
Пятая стадия — промульгация. Закон, принятый палатами парламента, не вступает в силу автоматически. В условиях разделения властей номинальный глава государства или глава исполнительной власти, на которого возложены обязанности главы государства, должен подписать закон и опубликовать его для всеобщего сведения.
Систематизация нормативно-правовых актов и их учет.
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
Систематизация нормативно-правовых актов — это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.
|
Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.
Кодификационные работы в зависимости от направления и глубины пересмотра нормативного материала бывают нескольких видов: всеобщая, отраслевая, специальная.
Кодификация выражается в создании кодексов, уставов, основ законодательства: кодекс, устав (положение), основы законодательства.
Инкорпорация основывается только на внешней систематизации без изменения содержания актов. Инкорпорацию проводит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.
В зависимости субъектов инкорпорация делится на официальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация бывает следующих видов: хронологическая инкорпорация, предметная инкорпорация.
Консолидация представляет собой особое промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией.В результате возникает сводный акт, устраняются повторы и противоречия, возможна даже новая редакция некоторых статей.
На практике бывает так, что многочисленные, в различное время, разрозненные нормативные акты, регулирующие однородную сферу собирают вместе и создают на их основе единый нормативный акт.
Наряду с систематизацией нормативно-правовых актов немаловажное значение имеет их учет, т.е. деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном (мониторинговом) состоянии действующих нормативно-правовых актов, а также по созданию специализированной поисковой системы для оптимизации процесса выдачи справок по запросам заинтересованных лиц.
|
В настоящее время получает все более широкое распространение компьютерная информационно-поисковая система законодательства — компьютерная справочная правовая система, например, Консультант-Плюс, Гарант, и т.д.
Методические указания
Базовый учебник:
Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.
Основная литература:
1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.
2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.
3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.
5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.
Перечень дополнительной литературы:
6. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. 2006. № 6. С. 14-22.
7. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М. 2000. – 272 с.
8. Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2000. – 608 с.
9. Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины. Иркутск. 1996. – 79 с.
10. Исмагилова Я.Ф. Правотворчество субъектов Федерации / Автореф. дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 2004. – 25 с.
11. Каменская Е.В. Региональное правотворчество: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4 – 5 ноября 2003 года): Сборник. М. 2004. С. 79-80.
12. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М. 2000. С. 9.
13. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.
14. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.
15. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М. 1998. – 272 с.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое правотворчество?
2. Каково соотношение между понятиями «правотворчество» и «правообразование»?
3. Какие виды правотворчества Вам известны?
4. Каковы стадии законодательного процесса?
5. В чем выражается суть кодификации?
6. В чем выражается суть инкорпорации?
7. В чем выражается суть консолидации?
Тема 12. Норма права
Цели изучения темы:
· определение сущности правовой нормы;
· анализ структуры правовой нормы;
· рассмотрение подходов к классификации правовых норм.
Задачи изучения темы:
· анализ понятия и признаков правовой нормы;
· характеристика структуры правовой нормы: анализ гипотезы, диспозиции и санкции;
· рассмотрение видов правовых норм;
· выявление соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление o:
· сущности нормы права;
· структуре нормы права;
· видах норм права.
будете знать:
· что такое правовая норма;
· какие структурные единицы составляют полную норму права, и что представляет собой усеченная норм права;
· какие существуют подходы к классификации норм права;
· какие существуют способы закрепления правовых норм в нормативно-правовых актах;
· каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Теоретический материал по теме
Норма права — это первичная структурная единица системы права. Она является моделью типового общественного отношения, определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.
Признаки правовой нормы: это правило поведения, устанавливающее конкретные права и обязанности участников общественных отношений; норма права устанавливается или санкционируется государством как модель поведения в соответствии с законом; носит обязывающий характер, что связано с признанием равенства субъектов; реализация правовой нормы обеспечивается принудительной силой государства.
Таким образом, норма права – это общеобязательное правило поведения на территории данного государства, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой.
Можно привести другое, более полное определение: норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.
Внутреннее строение юридической нормы, логически связывающее ее составные части и обеспечивающее ее функциональную целостность называется структурой правовой нормы. В своем полном (классическом) виде норма права включает в себя три элемента:
· гипотезу;
· диспозицию;
· санкцию.
Гипотеза бывает положительной или отрицательной, простой или сложной, альтернативной.
Диспозиция бывает простой, описательной, альтернативной, ссылочной, бланкетной.
Санкции бывают формально негативными, формально позитивными, карательными, правовосстановительными, поощрительными, а также абсолютно-определенными, относительно-определенными, альтернативными, кумулятивными.
Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм.
1. По функциональной роли: исходные, общие, специальные правовые нормы
2. По предмету правового регулирования: конституционные; гражданские; уголовные; административные и т.п.
3. По методам правового регулирования: императивные, диспозитивные рекомендательные правовые нормы
4. По времени действия: постоянные; временные правовые нормы.
5. По характеру правовой нормы: материальные; процессуальные правовые нормы.
6. По способу изложения: прямого изложения; отсылочные; бланкетные нормы права
7. По форме предписания: обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы права.
8. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов: абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные нормы права.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Не всегда (и далеко не всегда) правовая норма содержит (прямо фиксирует) все три эти элемента. В этой связи не следует отождествлять статьи нормативно-правового акта с правовой нормой.В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает «разорвана» — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. Исходя из этого, в зависимости от полноты фиксирования элементов правовых норм норма права бывает прямой, отсылочной и бланкетной.
Методические указания
Базовый учебник:
Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.
Основная литература:
1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.
2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.
3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.
5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.
Перечень дополнительной литературы:
6. Астанин А.В. Гипотеза как элемент правовой нормы: автореферат дисс… к.ю.н. Саратов. 2004.
7. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 2002. - 12 с.
8. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М. 2001. – 144 с.
9. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.
10. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.
11. Чернобель Г.Т. Структура норм права и механизм их действия (логические аспекты) // Правоведение. 2003. № 6.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое правовая норма?
2. Какие структурные единицы составляют полную норму права и что представляет собой усеченная норм права?
3. Какие существуют подходы к классификации норм права?
4. Какие существуют способы закрепления правовых норм в нормативно-правовых актах?
5. Каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта?
Тема 13. Система права
Цели изучения темы:
· определение сущности и структурных элементов системы права;
· правовой анализ отраслей права и институтов права.
Задачи изучения темы:
· выявить элементы системы права;
· проанализировать соотношение элементов системы права.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление o:
· понятии «система права»;
· структуре данного явления.
будете знать:
· что является первичным структурным элементом системы права;
· что такое отрасль права и институт права, а также подотрасль права и субинститут права.
Теоретический материал по теме
Система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части нормы, институты и отрасли права.
Структура права, которая складывается из юридической нормы, института права и отрасли права.
Отрасль права — это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
Внутри отдельных отраслей выделяют так называемые подотрасли — совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование специфичной области общественных отношений.
Внутри отрасли права юридические нормы группируются в определенные блоки — институты и субинституты права. Институт права — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права ( например, институт гражданства в конституционном праве, институты исковой давности в гражданском праве, институт погашения и снятия судимости в уголовном праве).
Зачастую в рамках одного правового института выделяется совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о наличии правовых субинститутов. Например, в семейном праве институт алиментных обязательств подразделяется на следующие субинституты: алиментные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов.
Деление системы права на отрасли происходит по двум основаниям:
· по предмету правового регулирования;
· методу правового регулирования.
Классификация отраслей права: публичное и частное право; материальное и процессуальное право.
Публичное право — то, что относится к интересам государства совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих и политический строп, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).
Частное право — то, что служит интересам отдельных лиц, или совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое право и др.).
Материальные отрасли права, которые прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и структуру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и организаций.
Процессуальные отрасли, которые определяют процедуру реализации материального права и производны от него (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право, административно-правовой процесс, арбитражный и конституционный процесс).
Методические указания
Базовый учебник:
Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.
Основная литература:
1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.
2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.
3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.
5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.
Перечень дополнительной литературы:
1. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128-133.
2. Архипов С.И. Субъект права: Теоретическое исследование. СПб. 2004. – 469 с.
3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. С. 22-27.
4. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4.
5. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. 1991. № 3. С. 21-28.
6. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 2002. - 12 с.
7. Краюшкин С.В. Региональное право в системе российского права: к постановке проблемы // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М. 2003. С. 154-159.
8. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.
9. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003. № 1. С. 107-113.
10. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.
11. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 59-73.
12. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, М. 2001. № 9. С. 47-62.
13. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1999. № 2. С. 23-31.
14. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22-27.
Ответьте на вопросы:
1. Что является первичным структурным элементом системы права?
2. Что является первичным структурным элементом системы законодательства.
3. Что такое отрасль права и институт права, а также подотрасль права и субинститут права?
4. Каково соотношение системы права и системы законодательства?