Новый этап в развитии Украинского искусства связан с дальнейшим развитием украинской культуры. В 1720-1750-х годах Украина все теснее связана с всероссийским рынком растет ее экономика, развиваются торговля и ремесленное производство. В то же время наблюдается возвышения казацко-старшинской верхушки и усилено развиваться мануфактурное производство. В тоже время наблюдается возвышения казацко-старшинской верхушки и усиление роли монастырей в общественной жизни.
Выработанная ранее композиционные приемы иконостасов получают теперь наиболее полное развитие. Необходимо выделить особые иконостасы соборов Никольского в Нежине, Святого духа в Ромнах, Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве и Преображенской церкви в Сорочинцах. Их объединяет, прежде всего общность композиции, построенной на выявлении главной оси иконостаса, так что все
горизонтальные ярусы в центре значительно приподняты над царскими вратами. Мотивы орнаментов и характер резьба, состоят не только из классического аканта, но и различных элементов украинской флоры, в названных иконостасах совершенно аналогичны. Кружевная резьба предельно рельефна, сочна и выразительна по рисунку.
Актуальность исследования заключается в выявлении развития иконостасной живописи. Комплексное изучение темы позволит проследить художественные особенности от развития до эволюции иконостасной живописи.
Украинский иконостас никогда не теряет четкого тектонического ордерного построения. Его эволюция идет в направлении все большей ажурности, особенно изменяется характер резьбы. В конце 40-х - начале 50-х годов она становится легче, а вместо аканта и виноградной лозы в ней все чаще применяются цветы, наряду с которыми, сначала сравнительно ограниченно, вводятся раковины в различной трактовке.
|
В живописи мы видим туже тенденцию усиления декоративности в композициях и экспрессии в позах и жестах. Живопись иконостаса Сорочинской церкви, наиболее полно украинское искусства. Церковь сооружалась как родовая усыпальница видного казацкого старшинского рода миргородских полковников Апостолов-предков декабристов Сергея и Матвея Муравьева-Апостостолов. Строитель Сорочинской церкви Даниил Апостол был гетман Украины. Богатая и многокрасочная живопись сорочинского иконостаса впечатляет тонкой гармонией пепельно-серых, жемчужных - охристых полутонов, с красным, синим и зеленым цветом, взятым в полную силу.
В некоторых иконах, как, например, в "Преображении" особенно остро выявлено характерное для барокко сильное движение. В остальных же по-барочному построены лишь силуэты апостолов, жесты и повороты головы.
Так выразительно написать лица, передать их внутреннее духовное величие и физическую красоту можно было, лишь длительно изучать человека. Показательна в этом отношении наместная икона Богородица с младенцам. Ее светотеневая моделировка выполнена прекрасно, образ Марии прелестен, ее юный взгляд исполнен доброты и ласки. Сочетание светло-розовой, теплого тона рубашки младенца с сиренево-фиолетовой одеждой Богородицы чарует своей красотой.
Пристальное внимание заслуживают иконы патронов гетмана Данила Апостола и его жены Ульяна - блестящей светской дамы, давшей своим сыновьям всестороннее образование. Обе иконы несомненно являются портретами и передают реальные черты четы Апостолов. Данил держит в левой руке свиток, на котором изображены слева - эпидоты жития пророка Данила, а справа - гетмана, в том числе прием гетмана императрицей Елизаветой. Но настоящей жемчужиной живописи Сорочинской церкви является икона с изображением Ульяны лица, окаймленными изящными локонами. Выразительные карие глаза обнаруживают незаурядный ум. Колористического богатство иконы образует сочетание орнаментированного золотого фона с красочным костюмом Ульяны: на ней темно-зеленая юбка, красный плащ и шитая золотая узорчатая кофта. Красочность иконы-портрета дополняется прекрасного написанным букетом цветов, стоящим в вазочке на круглом столике.
|
Своеобразный путь развития и собственно портретная живопись, которая начала отделяться от иконостаса еще в XVI в. Несмотря на то, что она теперь стала самостоятельным жанром и ее задачей явилась передача прежде всего сходства, украинский портрет долго сохранял черты иконописности и репрезентивности. Известное разнообразие в подходе к решению задач в области портрета объясняется, по-видимому, прежде всего уровнем профессионального мастерства, а с другой стороны - теми традициями и образами, которыми руководствовался тот или иной мастер.