В начале 50-х годовXVIII в. в общественной жизни Украины происходят большие перемены, связанные с дальнейшим углублением феодальных отношений. В начале 80-х годов XVIII века окончательную ликвидацию остатки автономной Украины.
На этом этапе заканчивается и история древнего украинского искусства, связанного с феодальным периодом. С конца XVIII века особенно ярко обнаружился кризис феодальной идеологии, феодальной системы. Она изжила себя. В недрах феодализма вызревают новые отношения - буржуазные, а вместе с ними возникает новое искусство, новая литература, основоположником которой является Котляревский.
Резные иконостасы
В интерьерах украинских церквей иконостасы играют огромную идейную и художественно-декоративную роль. Вначале резьба иконостасов была плоской, состоя из византийских или романо-готических орнаментов (резьба царских врат из Холмщины, начало XVI в.) Но со временем она становилась рельефнее, а в орнаментах появляются мотивы ренессансного характера - главным образом акант и виноградная лоза. На композицию орнаментов резьба иконостасов второй половины XVI-первой половины XVII в. большое влияния оказали сочные, красивые по композиции заставки рукописных старопечатных книг.
Виноградная лоза, обвивающая колонки иконостаса церкви Юра в Дрогобыче, невысокого рельефа и напоминает каменную резьбу в украинской архитектуре XVI-XVII в., а плоские элементы покрытые орнаментами, носящими следы влияния стиля книжных гравированных заставок.
Обилие резных орнаментов, разнообразием сюжета икон в сочетании с ордерами и строго тектоническими архитектурными элементами иконостасы представляют шедевры синтеза живописи, декоративной резьбы и скульптуры.
|
Высоким художественным уровнем отличаются иконостасы XVIII в. Сочностью и буйностью фантазией растительного орнамента отмечена резьба иконостасов и киотов Троицкой церкви в Межиречье 1750-1760 гг.) Орнаменты иконостасов Успенской и Юрьевской церквей Батятичах (1760-1770 гг.) построены на мотивах раковины, но расположение ажурность резьба связывают их с предыдущими иконостасами.
Нужно отметить отсутствие позолоты: орнаменты побелены и хорошо выявляют иконы. Богатство иконостасов церкви Рождества Богородицы в Козельце (1763) заключаются в разнообразии архитектурных мотивов. Витье спаренные колоны, ажурная резьба на синем фоне вместе с Живописью создают непревзойденную по пышности архитектурно-декоративную композицию.
Иконостасы Мгарского монастыря и Андреевской церкви в Киеве отличаются четкостью ордерного построения. Мгарский иконостас не имеет изломов в плане (как иконостасы в Козельске и Ромен), его колонки поставлены не в разных планах, а в одной плоскости. Колонки витые только в первом ярусе, а в верхнем они канелированные. Ярко-синий фон великолепно оттеняет позолоченную резьбу. Иконостас Андреевской церкви, выполненный по проекту Растреллли, отличается ясной тектоникой. Коринфский орден образует стройную двухъярусную архитектурно-художественную декорацию, на красном фоне которой выделяются позолоченные канелированные колонны и рокалевые рамы икон.
Живопись
Стенная живопись в храмах 1760-1770-х годов редкое явление, ее полностью заменяет живопись иконостасов. Роспись Троицкого собора в Чернигове, исполнена в 70-х годах, лишена монументально-декоративного характера и является, по существу, станковым произведением, только выполнена темперной техникой на стене. Отдельные сюжеты написаны в виде картин, заключенных в рисованные рокайлевые рамы, имитирующие резные деревянные. В росписи нашло завершение новое направление в декоративном искусстве, начатое росписью Троицкой надвратной церкви а Киеве, где только еще намечалось решение пространственных задач и где оно еще не шло в ущерб монументальному замыслу. Стенная живопись, передает пространственную глубину, нарушая тектонику стены, она выступает поэтому не в синтезе, не в единстве, а отношении картины "Уверенье Савла". На первом плане на фоне романтических ландшафтов тонко написан в духе французской живописи XVIII в лежащий конь с упавшим всадником. Драматизм событий выявлен динамичной композицией. Тревожное настроение усиленно выразительным жестом поднятой руки Савла. Панцирь, морда лошади и особенности голова Савла являются ярким примером живописи того времени.
|
Уверенный рисунок прекрасно написанный фигура всадника носит целиком станковый характер.
До 70-х годов можно проследить еще поступательное развитие монументально-декоративных форм в живописи иконостасов, где черты помпезности и пышности достигают своего апогея. Примером блестящей барочной иконописи является живопись иконостаса церкви Калмышевского, Козельского собора и особенно иконостаса Вознесенской церкви в Березне (1761). Благодаря большом размерам этого иконостаса огромные иконы располагались в шесть ярусов, представляя очень торжественную композицию. Выразительные позы подчеркнутый жест изображенных на иконах и вместе с тем величие характерны для иконописи Березны. Ее колорит необычайно яркий. Вишнево-красные, багровые, темно-зеленые и изумрудные тона, легкие удары белого и желтого, обилие серебра и золота в главных иконах таков колористический строй живописи березничного иконостас. Особенно красочна центральная икона-"Моление".
|
Сзади трона, по сторонам, стоят два ангела, а между ними восседает в царских златотканых одеждах молодой Спаситель. Его лицо отличается мягкостью округлостью, а глаза светятся добротой. Слева возле него в серебряной орнаментированной одежде - Богородица, справа - Иоанн Предтеча с молитвенно сложенными руками. Живопись лиц сочная, яркая. Форма великолепно выявлена светотенью, хорошо вяжется с общим широким декоративным замыслом, в котором украинский орнамент играет существенную роль. Фон иконы резной, позолоченный.
Начиная с 1760-х годов все яснее вырисовывается упадок не только украинского изобразительного искусства. В живописи ясные человеческие образы все чаще подменяются сложной, как ребус, символикой.
иконостас живопись церковь образ
Выводы
Исследование эволюции иконостасной живописи XVIII века в сторону подмены внутренней содержательности образа эффективности исполнения в изображений 18 века. Анализ живописи связанных с художественной эволюцией основных образов, дает основания для следующих выводов.
Особое место в развитии иконостасной живописи происходит в середине XVIII века. Выработанная ранее композиционные приемы иконостасов получают теперь наиболее полное развитие.
Украинский иконостас никогда не теряет четкого тектонического ордерного построения. Его эволюция идет в направлении все большей ажурности, особенно изменяется характер резьбы. В конце 40-х - начале 50-х годов она становится легче, а вместо аканта и виноградной лозы в ней все чаще применяются цветы, наряду с которыми, сначала сравнительно ограниченно, вводятся раковины в различной трактовке.
В живописи мы видим туже тенденцию усиления декоративности в композициях и экспрессии в позах и жестах. Живопись иконостаса Сорочинской церкви, наиболее точно описывает украинское искусства.
Начиная с 1760-х годов все яснее вырисовывается упадок не только украинского изобразительного искусства. В живописи ясные человеческие образы все чаще подменяются сложной, как ребус, символикой.
Можно сделать вывод что украинское искусство иконостасной живописи одно из самых ярких событий в Украинском искусстве.
Обилие резных орнаментов, разнообразием сюжета икон в сочетании с ордерами и строго тектоническими архитектурными элементами иконостасы представляют шедевры синтеза живописи, декоративной резьбы и скульптуры.
Список литературы
1. https://msm2206-msm. ya.ru/replies. xml? item_no=395 <https://msm2206-msm.ya.ru/replies.xml?item_no=395>
. Успенский Л.А. Богосло5вие иконы в православной церкви. М., 1989
. Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000
. <https://www.bestreferat.ru/referat-171308.html\>
. Иконостас в храме. Строение иконостаса и его значение
. Дереворізи кириличних книг Галичини XVII ст. та відображення в них образів Христа і Богородиці