Иконостас: происхождение




 

ИКОНОСТАС-этоалтарная перегородка, более или менее сплошная, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Получив особое развитие на Украине, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.

Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по его словам, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью церкви. Преграда действительно появилась в христианских церквах приблизительно в это время. Однако причины ее возникновения были гораздо серьезнее. Одним из основополагающих понятий новой религии было понятие "таинства". Его таинственность и призвана была показать алтарная стенка: она скрывала от взглядов непосвященных происходящее в алтаре. Брус, завершающий сквозную преграду, по-гречески назывался "темплон". По-русски его название стало звучать как "тябло". Поскольку русские храмы в основном строились из дерева, преграды тоже стали деревянными, и тябло превратилось в полку для икон. А иконы в наших церквях, в отличие от византийских, становилось все больше: ведь деревянные стены трудно и неудобно расписывать, и поэтому иконы должны были заменить стенопись. Постепенно их, очевидно, стали группировать по сюжетам и расставлять на тяблах друг над другом.

Так, по мнению исследователей, сформировался русский высокий иконостас. Его становление связывают с именами митрополита Киприана и преподобного Андрея Рублева. До нас дошел иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, исполненный при участии великого мастера. Основным рядом иконостаса был деисусный (от греческого"деисис" - моление). Уже на византийских преградах ставилась икона Христа, а по сторонам от нее - образа Богоматери и Иоанна Предтечи, в молитвенных позах обращенных к Христу. Главная идея деисуса, как ее стали понимать на Руси, - моление всех святых перед Спасителем за род человеческий на Страшном суде. Христос изображается здесь как грозный судия: он восседает на престоле в окружении небесных сил ("Спас в силах"). Вместе с Богоматерью и Предтечей к нему обращаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые, состав которых мог изменяться по желанию заказчика. В середине XVIII века патриарх Никон ввел другой вариант деисусного чина по греческому образцу - "апостольский", где к Христу с обеих сторон подходят 12 апостолов. Такой пример можно видеть в Успенском соборе Московского Кремля. Под деисусным рядом или над ним располагаются иконы преимущественно на сюжеты Евангелия - праздничный ряд. Это двунадесятые праздники - 12 самых важных событий, вязанных с Христом и Богоматерью, особо празднуемые церковью. В их число сейчас входят Рождество Богоматери и Христа, Введение Богоматери во храм, Благовещение и Успение, Сретение, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица. Следующий ряд - пророческий, где молящимся предстоят библейские пророки, возвещавшие о Христе. В руках они держат свитки с текстами своих пророчеств. Над ними находятся иконы с праотцами - прародителями человечества (праотеческий ряд). Кроме этих четырех групп тематически связанных икон - четырех рядов иконостаса, - оставались еще иконы, не объединенные одной идеей. Из них образовался нижний - местный ряд, где обычно стояли образа святых, особо чтимых в данной местности (например, иконы ростовских епископов Леонтия и Исайи в ростовских храмах). Но и здесь соблюдается определенный порядок. Слева от входа в алтарь с середины XVII века обязательно ставилась икона Богоматери, справа - Христа, еще правее - храмовая икона с изображением того праздника или святого, которым был посвящен храм. В XVII веке иконостасы обогатились дополнительными рядами. Наверху разместились иконы, посвященные Страстям Христовым - его страданиям перед казнью и событиям после нее. Весь иконостас по решению собора 1666-1667 годов стали завершать резным Распятием. Изредка ставили иконы с"апостольскими мучениями" - изображением пыток и казни каждого из них (из 12 учеников Христа, согласно их житиям, мирно скончался один Иоанн Богослов). Но наиболее интересным дополнительным рядом стал тот, что занял самый низ - тумбы иконостаса. Здесь появились портреты "греческих мудрецов", будто бы предсказавшие явление Христа. Иногда такое включение античных персонажей в число христианских пророков имело свои основания. Вергилий, например, говорил в своих сочинениях о грядущем золотом веке, который он связывал с рождением божественного младенца. Для христиан естественно было ассоциировать это с Рождеством Христовым. Важным элементом иконостаса были двери, ведущие и алтарь. Они назывались царскими (ибо ими входит Царь Сданы - Христос) или райскими (поскольку восточная часть церкви символизировала собою рай) вратами. В раннее время врата, по существу, были теми же иконами: на их створках обычно писали творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста или же Благовещение с евангелистами. Затем их начали украшать резьбой, которая покрывала створки сплошным ковром. Живописные изображения сохранились в виде маленьких иконок, вставленных в фигурную раму - киот и прикрепленных к створкам. На северных и южных вратах, ведущих в особые отделения алтаря - жертвенник и дьяконник, - писали сюжеты, связанные с темой рая (Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник, первым после распятия Христа вошедший в рай, архангелы - стражи райских врат). В XVI веке между иконами появились столбики, делящие иконостас на отдельные клеточки-ячейки. Декоративная резьба превращала их в подобие архитектурного элемента. Но в полный голос архитектура в русских иконостасах заявила о себе в середине XVII века, когда патриарх Никон воспользовался услугами белорусских и украинских резчиков. Они принесли на Русь как новые, более сложные инструменты для обработки дерева, так и новый тип резьбы, называемой "флемской" (от немецкого "flamisch"-фламандский). Голландские и фламандские резчики действительно были создателями виртуозной резьбы в стиле барокко, которая затем распространилась по Европе, через Польшу попала в Белоруссию, а оттуда - в Россию. Условные мотивы орнамента сменились в ней натуралистично трактованными травами, цветами и плодами. Расписанные "золотом, серебром и розными краски", эти иконостасы в самом деде напоминали райский сад, где рос виноград - символ крови Христовой, гранат - атрибут его страданий, розы - знак райского блаженства.

С "флемскими" иконостасами в интерьеры русских церквей проникли ордер и скульптура. В XVIII столетии архитектурно-скульптурная "рама" иконостаса стала безудержно разрастаться в ущерб живописи. Уже в иконостасе собора Петропавловской крепости, исполненном в 1720-е годы по рисунку украинского мастера И. Зарудного иконы занимают очень скромное место. Центр невысокого, по существу, одноярусного иконостаса решен в виде триумфальной арки. Царские врата (дошедшие в копии середины XIX века) открывают взору внутренность алтаря с огромной апрестольной сенью. Открытость алтаря и использование круглой скульптуры свидетельствуют о католическом влиянии. Однако известно, что культура петровского времени, как и сам царь-преобразователь, нередко отличалась излишним радикализмом. После петровские иконостасы возвращаются к традициям XVII века: становятся высокими и сплошными, но в отличие от "флемских", приобретают вид цельной стенки-перегородки. к которой прикрепляются иконы в пышных рамах. Стена, окрашенная в яркий - синий, красный, зеленый - цвет, причудливо изгибается, копируя архитектуру барочных церквей XVIII столетия. По ней прихотливо стекают резные гирлянды, сверкающими брызгами рассыпаются позолоченные цветы и разорванные раковины-рокайли. Характер резьбы уже иной - неудержимая энергия органических форм сменилась утонченной грацией. Совсем иным выглядит классицистический иконостас. Бурная динамика "флемской рези" и причудливая изысканность барочных храмов казались неуместными в продуманных, уравновешенных, гармоничных интерьерах классицизма. Перед алтарем поднялись строгие колонны, портики, фронюны. Иконы стали выглядеть лишь дополнением, цветными вставками, оживляющими архитектурную конструкцию. Умаление роли священных изображений вызвало недовольство церкви; доходило даже до уничтожения "неудобных"иконостасов. Так по велению московского митрополита Филарета погиб один из иконостасов В. Баженова. К середине XIX века не без влияния"ревнителей", подобных Филарету, вошли в обиход иконостасы в"русско-византийском" стиле. По конструкции и общему виду они напоминали "флемские", но заметно отличались от них сухостью форм и иным кругом декоративных мотивов. Правда, влияние классицизма сказывалось еще достаточно долго: в Храме Христа Спасителя, например, был установлен иконостас в виде шатровой часовни - сени. Его шатер и кокошники вполне вписывались и"русско-византийские" каноны, но само представление об иконостасе как об архитектурном сооружении малых форм отвечало классицистическим традициям. Позднее была сделана попытка возродить, в рамках стилистических поисков модерна, одноярусные преграды типа византийской. Такой иконостас установили в древнем соборе киевского Кириллова монастыря.

Значения иконостаса

 

Средняя часть храма знаменует собой область небесного бытия, Горный мир, где находятся праведники, которые отошли от земного бытия, а также - область земного бытия, уже освященная, Царство Божие.

Алтарь - знаменует собой область бытия Божия, где осуществляются тайны Божии.

Итак, как мы видим, алтарь и средняя часть храма должны быть отделены друг от друга, потому что Бог полностью отличается и отделен от своего творения.

Ранее иконостас выглядел алтарной решетки, его символическим значением было отделять Бога и все Божественное от земного, а уже, примерно, с 5-7 ст. она изменяется и превращается в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом. Таков сейчас иконостас в его современном виде.

Наиболее полно раскрывает суть иконостаса в храме священник Павел Флоренский:

"Ограничение алтаря необходимо, Чтобы он не оказался для нас как ничто. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделений только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе - святыми тварями. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преград, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, окружив Престол Божий. Иконостас есть явление святых и Ангелов. явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, - свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. "

Если присмотреться, то можно заметить, что иконостас расположен так, что полностью не закрываю от глаз алтарь молящихся и может видеть, что происходит в нем.

Иконостас раскрывает нам духовную суть происходящего как в самом алтаре, так и в Церкви Христовой, которая состоит в том обожании, к которому приближаются члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе.


Как устроен иконостас

 

В центральной части иконостаса находятся Царские Врата. Они имеют вид хорошо оформленных, двостволкових дверей. Царские Врата находятся как раз напротив престол.

Их название не случайно и называются так, потому что через них выходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания Причастие людям. Он также входит в Царские Врата во время входа с Евангелием и на великом входе за Литургией в предложенных Честных Дарах.

С обеих сторон от Царских Врат находятся одностворчатые двери для священнослужителей: слева - для того, чтобы можно было выйти в уставные моменты богослужения, а справа - для входа священников к алтарю.

Справа от Царских Врат устанавливается (пишется) образ Христа Спасителя, а за ним - образ святого или святой события в честь которого освящен храм. Поэтому придя в храм, мы всегда можем узнать как правильно он называется, посмотрев на образ, который идет за Спасителем.

Слева от Царских Врат находится образ Матери Божьей. Данное расположение образов Спасителя и Матери Божьей показывает всим прихожанам, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью - Заступницей нашего спасения.

Далее с обеих сторон на иконостасе от Царских Врат, по образу Матери Божьей и празднику находятся иконы наиболее почитаемых в данном храме святых или священных событий.

Над Царскими Вратами находится образ Тайной вечери, который показывает нам, что в алтаре происходит тоже самое, что и проходило во время Тайной вечери и через Царские Врата будут выноситься плоды этого таинства Тела и Крови Христовой - для причащения верующих.

На втором ярусе иконостаса, слева и справа от образа Тайной вечери, находятся иконы важных христианских праздников.

В центре третьего ряда икон на иконостасе находится образ Христа Вседержителя, а по правую руку от него - образ Пресвятой Девы Марии, молит Его простить грехи, по левую руку от Спасителя находится образ проповедника Иоанна Предтечи, который тоже молит Христа. Данные иконы называются деисис - моление. А с обеих сторон от Пресвятой Девы Марии и Иоанна Богослова размещаются иконы апостолов, которые тоже обращены ко Христу с молитвой.

В центре четвертого ряда иконостаса находится образ Матери Божьей с Богомладенцем на коленях. А по обе стороны от Нее находятся образы ветхозаветных пророков.

На пятом ярусе иконостаса размещаются образы прародителей с одной стороны и святителей - с другой стороны. Часто в центре размещают образ Господа Саваофа, Бога Отца.

Завершается иконостас Крестом или Крестом с Распятием, что означает вершину Божьей любви к падшему миру, отдав Сына Божия в жертву за грехи человечества.

До появления иконостаса в храме его место занимала всего лишь перегородка, отделявшая алтарь от служебной части. Изначально она выполняла функцию занавеса, позже замененного каменной или деревянной стеной. Одна из первых алтарных преград, расписанная ликами святых, появилась в Софии Киевской, чуть позже в Печерской Лавре. То были одно - и двухъярусные иконостасы. Украинские многоярусные иконостасы впервые появились на Слобожанщине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: